13 апреля 2016 г.
День школьной администрации Программа дня
Всего участников: 151
Репортаж
Как странно, как не похоже на другие был устроен этот День марафона! Программа, словно двуликий Янус, смотрела в разные стороны: технологическую и человеческую...
Образовательная среда в школе. О педагогической гомеопатии
ИВАНОВ А.В., заместитель директора центра образования № 548 «Царицыно», г Москва
Обновление профессиональных компетентностей директора школы
РАЧЕВСКИЙ Е.Л., главный редактор журнала «Управление школой»
Социальная успешность первоклассников этого года в 2027 году
РАЧЕВСКИЙ Е.Л., главный редактор журнала «Управление школой»
И так получилось, что компания «Новый диск» с лекций «Мультимедийные решения для организации информационно-образовательной среды современной школы» (вели Н.В.Акимова и О.Н. Масленикова, сотрудники Департамента образовательных продуктов) не выдержала конкуренции с Панельной дискуссией «Социальная успешность первоклассников этого года в 2027 году» – вел Артем Соловейчик, докладывал Сергей Попов, идеолог форсайта «Детство-2030». А лекция Андрея Иванова из Центра образования № 548 «Образовательная среда в школе. О педагогической гомеопатии» отняла слушателей у Компания «1С» – занятие «Информационная система сбора и обработки данных для мониторинга и оценки качества образования» вела З.М. Яникова.
Да, электронные продукты дают невиданные возможности управления и контроля, да, все легко настраивается и быстро запускается, все нормы и законы учтены, ФГОС – в первую очередь, но все же, все же, все же... Само по себе знание о процессах и результатах проблем образовательного учреждения не решает, как показала практика последних лет. Данных – море, а что дальше?
Как явствовало из рассказа Андрея Иванова, главные пружины школы вовсе не те, которые выпирают наружу и которые можно замерять, нет… Мелочи, детали: «О чем в школе говорят потолки… что на стенах, внутри и снаружи… как стекла используются» – среда дополняет уроки, пространство, в котором дети могут работать, влияет на учебный процесс. Интерьеры могут задавать атмосферу взаимодействия. И шире – скрытые образовательные программы позитивно меняют среду школы. Управление средой – это непрямые ограничения, которые создаются условиями. Просто становится не модно прогуливать. Не модно не делать домашку. То же на уроках: работает скрытая образовательная программа. Невидимая, она рядом с учебным планом в работе учителя. Никто не знает способа формировать устойчивую мотивацию – нет его. Но хороший педагог найдет способ продвинуть непонимающего к пониманию, неуспешного к успеху. Есть общее правило маленьких доз: по чуть-чуть, но настойчиво. У каждого свой дидактический размер. Гомеопатия! По капле входит в нас культура и формируется мировоззрение.
Взрослые в школе удерживают три элемента среды: ценности школы, правила, дидактические нарезки.
Лекцию «Обновление профессиональных компетентностей директора школы» прочитал Ефим Рачевский, главный редактор журнала «Управление школой».
Первый слайд презентации назывался «На пути к профстандарту руководителя образовательной организации»: хотя документ еще не готов и будет внесен в Госдуму не раньше января, уже ясно, что он будет единый и для ректора вуза, и для заведующего детсадом. В связи с этим Ефим Лазаревич заговорил о компетенциях руководителя образовательного учреждения:
– Какие трудовые функции у директора? Исхожу не только из внешних требований к директору, пути достижения определяются не стандартом, а личностью. Стандарт – рамка желательный образ. А какие у него на самом деле приоритеты?
И дальше заговорил об архиважном периоде дошкольного и младшего школьного возраста – в началку должны идти лучшие ресурсы, а у нас педагоги, которые работают с маленькими, недооценены. Цитировался Пуанкаре: «Небольшие различия в начальных условиях рождаются огромные различия в конечном явлении».
Выходило, руководитель должен прежде всего видеть противоречия в системе и по уму разрешать их. В качестве примера – педсовет в своей школе 5 апреля. В некогда лучшей школе страны сегодня кризис: практически все выращенные здесь инновации уже воплощены в других школах, в округе, в городе, а то и в стране. Что дальше?
– Людям надо осознавать перспективу: что будет и что не будет… если то, то это… Изменения порождаются кризисами и проблемами, войнами и новыми потребностями, – размышляет Ефим Лазаревич, а затем рассказывает, как описали ситуацию с педагогами, как нашли у себя же ресурсы, прежде таковыми не считающимися.
И это было самое поразительное место в лекции: как интуиция, почти бессознательное решение по не актуальному много лет назад проекту (было не модно, но зачем-то взялись) вдруг принесло плоды сегодня. И оказалось, что голая прагматика как раз бесплодна, в отличие от интуиции педагога, глубоко включенного в жизнь школы.
Ну, и фраза из актуального на сегодня:
– Сегодня по закону много можно, а люди на всякий случай работают по-старому…
Кульминацией Дня стала Панельная дискуссия «Социальная успешность первоклассников этого года в 2027 году».
Сергей Валентинович Попов, идеолог форсайта «Детство-2030», проекта, который ведется с 2008 года, рассказывал, как изменится детство. Далее – кратко.
Миграция приведет к поликультурности, школа либо отомрет, либо кардинально изменится. Крауд-технологии распространятся. Самозанятость станет массовой.
Это будет мир онлайн-сервисов: финансовых, образовательных, торговых ориентационных, медицинских – реальность будет под них подстраиваться.
Депрофессионализация: менять профессии 5-6 раз за жизнь станет нормой. То есть готовность учиться и переучиваться станет главной ценностью человека. Взаимообучение в интернете, где уже сейчас люди учат друг друга, – бесконечное множество шансов научиться чему угодно. Эти слабые виртуальные связи в большом количестве оказываются сильнее старых и крепких...
Дискуссия разгорелась по поводу отмирания школы: и что будет? И кто будет душу воспитывать? И почему у нее нет будущего?
Из ответов:
– Школа построена на принципе отложенной жизни. Неинтересная школа основана на дисциплине и принуждении. Там презумпция незнания: ставят оценки за несделанное. Там скучно и неприятно. Тот факт, что наши дети больше всех в мире сидят в соцсетях, – не что иное, как признак непривлекательности окружающей их реальности.
Резюме: через 10 лет человек сможет с любой точки открыть весь мир. Запомним: переворот завершится к 27 году.
Людмила Кожурина
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии