Рейтинг@Mail.ru

9 апреля 2016 г.

День учителя русского языка  Программа дня

Всего участников: 960

Репортаж

На марафоне многолюдно, как всегда бывает в этот день: весна, до итоговой аттестации рукой подать. Известно: учитель волнуется за детей больше, чем они сами за себя. И не зря, как показали мероприятия марафона…


День учителя русского языка 9 апреля 2016 г. Открытие


Эффективная подготовка к ОГЭ по русскому языку
НАРУШЕВИЧ А.Г., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой русского и иностранных языков ТИ имени А. П. Чехова


ЕГЭ-2016. Комментируем сформулированную проблему текста
ЕГОРАЕВА Г.Т., руководитель департамента методологии АНО «Национальный Центр Инноваций в Образовании», автор пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ


Государственная итоговая аттестация по русскому языку
ЦЫБУЛЬКО И.П., к.п.н., главный научный сотрудник учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании», ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для проведения ЕГЭ по русскому языку

Да, основная тема Дня – подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Аудитории заполнены до отказа, дышать нечем – но слушают, пишут, спрашивают.

Сначала мы встретились с авторами многотиражных пособий по подготовке к экзаменам: лекцию «Сочинение 15.2 на ОГЭ: универсальные приёмы и алгоритмизация работы с текстами» читала Сенина Н.А., к.филол.н., доцент, зав. кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института имени А.П.Чехова; при полном аншлаге прошла лекция «ЕГЭ-2016. Комментируем сформулированную проблему текста» Егораевой Г.Т., руководителя департамента методологии АНО «Национальный Центр Инноваций в Образовании», речь шла о требованиях по К-2 к 25 заданию – этот критерий «подорожал»; Нарушевич А.Г., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института провел в этот день две лекции – и по ОГЭ и по ЕГЭ! Занятие «ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика успешного написания сочинения-рассуждения» вела Дергилева Ж.И., к.фил.н, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №1409 г. Москвы, эксперт всероссийских и международных конкурсов... Было и еще что-то про ЕГЭ, куда я не успела заглянуть.

Все замечательные лекторы собраны мной вместе, потому что, во-первых, их идеи и приемы отражены в пособиях, которые есть у каждого; во-вторых, на всех занятиях разбирались типичные ошибки выпускников и меры коррекции дефицитов. Наконец, в-главных, на третью линейку дня пришла Ирина Петровна Цыбулько, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для проведения ЕГЭ по русскому языку, и авторитетно суммировала предыдущие разговоры. Она прочитала лекцию «Государственная итоговая аттестация по русскому языку. Что проверяют контрольные измерительные материалы?» и ответила на многочисленные вопросы.

Оказывается, ЕГЭ уже 15 лет, но КИМы совершенствуются и будут совершенствоваться постоянно. Об изменеиях-2016 была первая часть разговора. Естественно, камнем преткновения стало 25 задание, которое в этом году «взбодрили» особыми требованиями к комментарию. На предыдущих лекциях о комментарии тоже много говорили, но все по-разному. Приходилось слышать диаметрально противоположное: нужно кратко передать фабулу исходного текста/ нет, ничего пересказывать нельзя; нужно указать на средства выражения авторской позиции/ нет, художественным приемам посвящено задание 24… и так далее. Ирина Петровна говорила, что фабулу – да, а пересказ нет, что про приемы не надо, но писать ученики должны свободно и красиво, и что, слава богу, появляются живые теплые сочинения без штампов. Но… вот если кто напишет вместо «автор ставит проблему» – «автор рассуждает о…» или «затрагивает», тот лишится сразу 8 баллов. Еще «из плохого»: при проверке будут обмениваться регионами, то Москва проверяет, допустим, красноярские работы, а Красноярская комиссия читает курян… Дело в том, что даже на лекции две учительницы разругались: «можно указывать в тексте номер предложения вместо записи самого предложения»/нет, нельзя, это некрасиво. Наш арбитр И.П. Цибулько дала добро на номера в тексте. Но ведь в самих критериях про это не сказано, а значит, это область конвенционального, как региональная комиссия примет, а таких нюансов немало. Люди покидали аудиторию взволнованными, а лектор по-доброму напутствовала: «И перестаньте уже пугать детей!»

Контрастировала со всем описанным выше лекция профессора МГПУ Татьяны Михайловны Пахновой «Методика работы с УМК по русскому языку издательства «Дрофа» при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ». Лектор – автор УМК «Русский язык» 10-11 классы, член авторского коллектива УМК «Русский язык» 5-9 классы под ред. В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной и др., а участники – учителя, работающие по этим учебникам. К ним и обращалась Татьяна Михайловна: пособия пособиями, но важно и ценно, когда учитель сам выстраивает подготовку по учебникам, учитывая свои цели, средства и возможности своих учеников.

В то же время не должен уходить дух учебников, сам принцип подачи языка как бессмертного дара. Пусть уроки вызывают интерес к языку как к другу, пусть они будут интересны ученикам как процесс. И это возможно, если опираться на присущее каждому чувство языка – на тайну, которую никто не разгадал, но к которой можно приблизиться. Вот, собственно, и вся формула УМК: принцип текстоцентричности плюс магия слова. И тогда текст станет для детей тем «свободным откровением личности», о котором говорил Михаил Бахтин.

Понимание главной особенности УМК авторов приходило постепенно: упражнения и задания помещаются в культурный контекст, дети оказываются окружены образцами речи и письма, примерами для наблюдения и подражания. Татьяна Михайловна листала слайды и читала, читала. А ведь это на самом деле очень важный механизм входа ребенка в культуру – воспроизведение уже созданной красоты и подражание образцу.

– Писать по памяти, заучивать, выразительно читать – надо! – считает она.

Однако фраза «речевые модели – нужны» вызвала ропот в зале: что, опять штампам учить? Да, учить – а как без образцов и примеров можно освоить язык? Даже для того, чтобы распознать штамп, его надо знать.

В связи с этим Татьяна Михайловна рассказала о «самообучении» письменной и устной речи юного Д.С.Лихачева: он решал проблему, наблюдая, как связываются мысли в текстах мастеров. Памятуя об этом, Татьяна Михайловна не на шутку озабочена сбором речевого материала, который можно «дать в дорогу» школьнику. Теперь раздел «Записная книжка» будет и в учебниках для 5-9 классов, эта «книжка» пополняется, и на нас, участниках, обкатывалась фраза Валентина Непомнящего о важности проговаривания текста вслух.

Придумана и методика работы с такими фразами: предложить закончить мысль и потом сравнить с исходной концовкой. И это еще одна идея, которую участники вынесли с занятия Татьяны Михайловны: если не дочитывать концы фразы, а просить догадаться… если не начинать следующую фразу текста, а спросить «что сейчас будет», дети органично приобщатся к текстостроению.

Не будем забывать, что заявленная тема – подготовка детей к аттестации по русскому языку! Но в том и суть, по Татьяне Михайловне, что впереди всего – чувство текста, интонация, без этого не бывает понимания.

О том, что это – работает, говорит опыт учителей. Часть лекции была посвящена рассказу о Екатерине Пересветовой из лицея №1560. Запомнилось правило: один урок – один текст (вспомним Ахматову: один день – одно дело). И одна цитата: «Ритм и интонация материалов заряжают эмоциями и погружают в культуру».

Что же на круг? Удивительное. Бесконечные модели и схемы «окучиваются» культурой и красотой– таково послание авторов УМК к учителю и ученику.

Короче говоря, как можно преподавать русский? По-разному. С одноименной лекцией выступила Людмила Великова, ее знаменитые желтые книги «Русский язык для старшеклассников и абитуриентов», «Навигатор для старшеклассников и абитуриентов» вы, конечно, знаете. Была лекция «Интернет в помощь учителю-филологу» ученого из Санкт-Петербурга, про интерактивные пособия «Экзамен-Медиа» рассказал учитель из Чувашской Республики, а занятие «Парная и групповая работа на уроках русского языка» провел Олег Николаевич Бойцов, к.ф.н., методист по русскому языку и литературе ОИГ «Дрофа-Вентана». О нем подробнее.

Групповую и парную работу Олег Николаевич представил не как цель (мол, прописано в стандарте, поэтому…), а как средство формирования навыков сотрудничества. Само сотрудничество пояснялось как акт доверия, предоставления самостоятельности и ответственности за поиск и результат, его ценность описывалась в категориях «коллаборация» и «синергия».

Рассматривались вопросы: что нужно ученику, чтобы он мог работать в коллективе (на самом деле, мало кто готов). На помощь могут прийти простые правила: участвуй, не бойся ошибок, уважай чужое мнение, говори... Шла речь и о лидерах и исполнителях: на эти роли не назначают, они сами выявляются.

Другая сторона: что нужно учителю, чтобы он использовал групповую форму работы. Прежде всего, мешает недоверие, боязнь выпустить урок из-под контроля. Он не желает выходить из зоны комфорта, когда он и только он хозяин положения. Во-вторых, не придают значения объяснению правил работы в группе. Ну, и ни в коем случае нельзя к ней принуждать нежелающих!

Судя по реакции аудитории, многие учителя давно практикуют групповую и парную работу, тем более интересными могли показаться выкладки преподавателя по теме: когда групповая работа уместна… какие темы ее требуют, а какие не допускают…какая деятельность пригодна для работы в группе… Слайд за слайдом, список за списком.

А педагогический посыл прост: дать ребенку возможность работать не на учителя, а на группу или на товарища.

– Ребёнок тоже должен наслаждаться на уроке, это и его территория! – говорил Олег Николаевич.

Рискованно, да, коллеги?

Людмила Кожурина



Материалы выступлений:

Презентация Эффективная подготовка к ОГЭ по русскому языку
НАРУШЕВИЧ А.Г., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой русского и иностранных языков ТИ имени А. П. Чехова

Презентация ЕГЭ-2016. Комментируем сформулированную проблему текста
ЕГОРАЕВА Г.Т., руководитель департамента методологии АНО «Национальный Центр Инноваций в Образовании», автор пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Презентация Государственная итоговая аттестация по русскому языку. Что проверяют контрольные измерительные материалы?
ЦЫБУЛЬКО И.П., к.п.н., главный научный сотрудник учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании», ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для проведения ЕГЭ по русскому языку

Издательская программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
ЦЫБУЛЬКО И.П., к.п.н., главный научный сотрудник учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании», ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для проведения ЕГЭ по русскому языку


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Издательство «Интеллект-Центр»

Лекция

ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика успешного написания сочинения-рассуждения

ДЕРГИЛЕВА Ж. И., кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы, методист, эксперт всероссийских и международных конкурсов, автор учебных пособий по русскому языку издательства «Интеллект-Центр»


Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Методика работы с УМК по русскому языку издательства «Дрофа» при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

ПАХНОВА Т. М., д.п.н., профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ


Издательство «Просвещение»

Лекция

Эффективная подготовка к ОГЭ по русскому языку

НАРУШЕВИЧ А. Г., к. филол. н., доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова, автор учебных пособий по русскому языку


Издательство «Экзамен»

Лекция

ЕГЭ-2016. Многоцелевое использование текстов-аргументов в системе подготовки к написанию сочинения

НАЗАРОВА Т. Н., учитель высшей квалификационной категории, эксперт ЕГЭ, автор многочисленных учебных пособий по русскому языку;
СКРИПКА Е. Н., учитель русского языка и литературы «Классической гимназии» при Греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина, учитель высшей квалификационной категории, автор многочисленных учебных пособий по русскому языку


 24325%
 162%
 56760%
 12413%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Парная и групповая работа на уроках русского языка

БОЙЦОВ О. Н., ведущий методист по русскому языку и литературе «Корпорации «Российский учебник», к.филол.н., психолог


Издательство «Легион»

Лекция

Сочинение 15.2 на ОГЭ: универсальные приёмы и алгоритмизация работы с текстами

СЕНИНА Н. А., к.фил.н., профессор Таганрогского института имени А.П. Чехова, начальник отдела русского языка и литературы издательства «Легион»


Издательство «Просвещение»

Лекция

Интернет в помощь учителю-филологу

ДРУГОВЕЙКО-ДОЛЖАНСКАЯ С. В., к.ф.н., СПбГУ, Санкт-Петербург


Издательство «Экзамен»

Лекция

ЕГЭ-2016. Комментируем сформулированную проблему текста

ЕГОРАЕВА Г. Т., руководитель департамента методологии АНО «НЦИО», автор пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ


 12213%
 25127%
 323%
 53157%
13:45 – 15:00

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Включение содержания интерактивных учебных пособий «Экзамен-Медиа» в рабочую программу по русскому языку

СЕЛЕЗНЁВА Е. В., к.п.н., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 2» г. Алатыря Чувашской Респуб лики, член-кор. АПСН РФ (г. Москва), дважды обладатель гранта Президента РФ В.В. Путина (2007 г., 2017 г.)


Издательство «Национальное образование»

Лекция

Государственная итоговая аттестация по русскому языку. Что проверяют контрольные измерительные материалы?

ЦЫБУЛЬКО И. П., к.п.н., ведущий научный сотрудник ФИПИ, руководитель Федеральной предметной комиссии по разработке КИМ для ГИА по русскому языку


Московский Центр Непрерывного Математического Образования

Лекция

Как можно преподавать русский?

ВЕЛИКОВА Л. В., учитель высшей категории, 25 лет педагогического стажа, автор учебных пособий по русскому языку: «Русский язык для старшеклассников и абитуриентов», «Навигатор для старшеклассников и абитуриентов»


Мастер-класс

Новое в сочинении по русскому языку. Учимся комментировать

НАРУШЕВИЧ А. Г., к. филол. н., доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова, автор учебных пособий по русскому языку


 162%
 58162%
 9710%
 23926%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии