2 апреля 2015 г.
День учителя биологии Программа дня
Всего участников: 268
Репортаж
Т.Ю. ВИШНЕВСКАЯ
Зрение: что тут может быть нового?..
Путь в любую науку начинается с детского интереса, удивления. И у преподавателей биологии в этом отношении широкое поле для деятельности. Ведь многие школьники живут бок о бок с домашними питомцами, любят сказки и истории о животных, ходят с родителями в биологические музеи и зоопарки. Это детское увлечение можно подхватить и развить на уроке. О том, как это сделать, рассказывала Ирина Алисова, сотрудник Института фундаментальных проблем биологии РАН на лекции «Изучение биологии в школе и уроки гуманного отношения к животным (Уроки Доброты)». Здесь учителя узнали, как взаимодействие с кошкой или черепахой позволяет решать педагогические задачи, что детям важно знать о животных, как выстраивать путь к знаниям о себе и мире через ощущения. О том, как ненавязчиво можно предлагать первые научные знания ребенку. Например, когда он видит слона, рисующего картину, поговорить о том, как ему удается держать кисточку, что общего у хобота и человеческой руки. Для тех, кто работает с совсем маленькими, ведущая сделала обзор литературы и мультфильмов о животных.
Те педагоги, чьи ученики уже давно и увлеченно постигают науку о живом, пришли послушать лекцию «Зрение: что тут может быть нового?..» кандидата биологических наук, учителя биологии московской гимназии № 1514 Татьяны Вишневской. Все о зрении в одну лекцию вместить, конечно, было не реально и пришлось ограничиться только органами зрения. И оказалось, что строение человеческого глаза не совсем вершина эволюции, и иногда примитивные организмы обладают весьма совершенными глазами. И наоборот...Что процессы восприятия света сформированы уже у светочувствительных бактерий, что растения воспринимают не длину светового дня, а продолжительность темноты, что за процесс формирования глаза у эволюционно разных организмов отвечает один ген; есть ли глаза у медузы или у грибов. Кстати, лекция эта, по словам Татьяны Юрьевны, накануне была «обкатана» на ее учениках.
Однако все ли школьники владеют языком биологии на таком высоком уровне? Опыт проведения экспериментального тестирования в средней школе говорит, что не всегда. Об этом рассказывал Валерьян Рохлов,кандидат педагогических наук, заместитель председателя ФКР КИМ ЕГЭ, руководитель группы разработчиков КИМ ОГЭ на лекции «Перспективы развития итоговой аттестации за основную школу». По его словам, задания вызывали у детей немало трудностей, несмотря на то, что были приближены к реальной жизни, но формулировка оказалась немного нетрадиционной. Для того чтобы ученики привыкали соотносить сведения, полученные на разных учебных предметах, друг с другом и с реальной жизнью и создается система новых КИМов. Они будут ориентированы на метапредметное содержание. Ведущий привел примеры разных типов заданий с комментариями: сколько процентов детей справляется с каждым из них. Необходимость интеграции учебных дисциплин понимают все, но вот как внедрить ее в сегодняшнюю школьную реальность? В конце лекции по этому поводу даже разгорелась экспресс-дискуссия с участием педагогов и ведущего. Заодно поспорили и о том, что важнее: большое количество знаний или умение и готовность активно действовать в информационном поле.
Впрочем, участники включались в разговор и на других площадках. Например, на мастер-классе кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ФГБНУ ИСМО РАО Валентины Смеловой «Ресурсное обеспечение кабинета биологии в соответствии с ФГОС: на грани мечты и реальности». Она сделала обзор технических и информационных новинок,приходящихвшколу,поделилась практическим опытом о ихсильныхислабыхсторонах. Рассказала, какпротестировать поставляемые техническиесредства, на что нужно обращать внимание – вплотьдотого,грамотнолинаписанаинструкция. Что нужно и очень полезно, а что «ну возьмите, если дают». Дала несколько простых рекомендаций: «Программа должна быть простая, минимум кнопок... Поставка должна быть комплексной. Обязательно – гарантия. Бесплатное обучение педагога фирмой. Техническая поддержка». В заключение ведущая сообщила результаты мониторинга, который в 2013 году проводил Центр средств обучения. Чтобы выяснить, как обновилась материально-техническая база, в опросе участвовало 98 школ страны.
И в завершении Дня участники собрались послушать лекцию «В поисках растительных ресурсов (экспедиции последних лет по центрам происхождения культурных растений: Эфиопия)» ученого секретаря комиссии РАН по научному наследию Н.И. Вавилова, хранителя кабинета-музея Н.И. Вавилова Татьяны Авруцкой. Она с увлечением рассказывала о выдающемся естествоиспытателе, путешественнике и общественном деятеле Николае Вавилове. О его экспедициях по многим регионам Земли по изучению предков сельскохозяйственных растений. Всего он побывал в 60 странах, передвигаясь пешком или верхом, часто по труднодоступным районам. Повторение маршрутов Николая Ивановича ученые XXI века начали с Эфиопии (бывшей Абиссинии, одного из центров «приручения» растений на нашей планете). Небольшой фильм об этой экспедиции познакомил слушателей с задачами, поставленными перед ее участниками: сегодняшнее состояние растительного многообразия в центрах происхождения культурных растений, изучение и сравнение генофонда растений, собранных на одних и тех же участках 80-90 лет назад и сейчас…
Не исключено, что этот научный поиск продолжат ученики тех, кто сегодня принимал участие в Дне биологии.
Елена КУЦЕНКО
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии