1 апреля 2015 г.
День учителя химии Программа дня
Всего участников: 258
Репортаж
О.С. ГАБРИЕЛЯН
Современные проблемы школьного химического образования и пути их решения
– Как видите, все нас испытывают. Природа испытывает на прочность, департамент образования – на выносливость, ученики – на профессионализм, – так начала выступление Ольга Рыбникова, учитель гимназии № 1257. Ее лекция была посвящена работе с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок.
Как выяснилось, интерактивные доски висят в классах почти у всех, а обновленная версия наглядного пособия обещает превзойти все ожидания: теперь она включает в себя видеофрагменты, 3D-модели и даже конструктор собственного урока. Можно выбрать из всех тематических слайдов нужные и расположить в удобном для вас порядке.
– Помните, как трудно на пальцах объяснять детям о смещении химического равновесия? А теперь в эту тему можно даже поиграть, – рассказывает Ольга Рыбникова. Учителя наблюдают, как на экране внутри стеклянного куба блуждают молекулы. Под картинками проявляются формулы, а ровный дикторский голос детально рассказывает, как на заводах в промышленном масштабе производят аммиак.
Больше всего слушателей собралось на лекции доцента кафедры химии РГУПС Владимира Доронькина «Формирование навыков решения расчетных задач по химии». Опыт предыдущих лет показал: самые сложные для выпускников задачи – на технику расчетов. Ключ к решению – четкий алгоритм. На цифры смотрим в последнюю очередь, сначала составляем точный логический план решения: ведь многие задачи по химии решаются не с начала, а с конца.
В лекции Владимира Николаевича нашлось место и полезным подсказкам:
– В прошлом году полстраны неправильно сожгли сероводород в избытке кислорода! Проследите, пожалуйста, – подмигивает профессор учителям.
К концу напряженного занятия среди вычислений мастера нашлась ошибка: один из множителей написан неверно, но решение и ответ правильные.
– Давайте обсудим, что ставить на ЕГЭ за такую оплошность? – нашелся лектор. – Может быть, ноль?
Однако большинство учителей проявили благосклонность: ответ-то правильный, значит, можно засчитать балл.
Кандидат педагогических наук, автор многочисленных учебников по химии профессор Олег Габриелян обсудил с педагогами актуальные проблемы школьного химического образования. В частности – катастрофическую нехватку учебных часов:
– Видимо, не все наши министры в школьные годы успевали по химии – как иначе объяснить, что именно химию у нас начинают изучать с восьмого класса?
Правда, школы сами решают, вводить ли химию в седьмом классе, но это решение требует от самого предметника изрядных усилий. Олег Сергеевич предлагает «идти в обход»: он издал учебник по химии для седьмого класса, который был внесен в федеральный список. Есть учебник – есть возможность начать заниматься в седьмом классе. Остается только договориться с администрацией.
Обсуждение коснулось и таких нововведений, как объединение школ, несовершенная пятибалльная система оценивания, реформа методических центров:
– Раньше был один методист по химии в районе, но он знал в лицо каждого учителя химии и почти всех его «трудных» учеников. Тогда методология держалась на плаву. Теперь методологических служб много, а вот грамотных изданий по химическому эксперименту – раз-два и обчелся. Так химии недолго и вообще потерять статус экспериментального предмета.
На лекции издательства «Просвещение» о средствах реализации требований ФГОС к результатам обучения химии Алексей Журин презентовал свою новую работу – УМК «Сферы. Химия. 8–9 классы».
– Создавая учебные программы, многие руководствуются своими научными интересами. Кажется – мне интересно, значит, и детям будет интересно. А что если включить все второстепенные темы, хотя бы по чуть-чуть? А некоторые сведения, успевающие за три года набить у учащихся оскомину, наоборот, перенести сразу в 11 класс? Так мы избежим «эффекта надкусанного яблока» у школьников: я уже знаю все про хлор, в восьмом классе проходили…
Что нужно сделать сразу, так это обсудить «правила игры»: рассказать о научном методе, об относительности любых измерений, научить правильно читать формулу, дать представление о многообразии химических реакций.
– Мы должны за год пройти весь вековой путь развития науки, но так, чтобы не было слишком трудно.
Бывает, что сама система не дает реализовать эту задачу:
– Недавно закончилось открытое интернет-обсуждение примерной программы по химии. Большинство педагогов проголосовали за перенос всей органической химии в десятый класс. Я и рад бы, но я в плену КИМов, – объясняет автор, - поэтому приходится оставлять несколько ознакомительных глав по органике в курсе восьмого класса. Иначе я подведу детей.
Доцент факультета психологии МГУ Наталья Дерябина провела семинар «Классы формул и формулы классов: от ЕГЭ до МГУ». Рассмотреть все параметры, по которым одна химическая формула отличается от другой, – беспроигрышный способ систематизировать свои знания. Формула может описывать одно вещество, несколько, или целый класс веществ; структуру или качественный состав. Формула отражает малейшее изменение вещества, любую реакцию. В общем, разберись с Ее Величеством Формулой – и предмет у тебя в кармане!
Чтобы бдительность слушателей не ослабевала, Наталья Евгеньевна предложила первоапрельский розыгрыш:
– В моей презентации будут время от времени выскакивать ошибки, а вы их ловите! – Правда, в конце семинара оказалось, что ошибок так и не было допущено.
– Ну и что же? Разве не обманщик тот, кто пообещал вас обмануть и не обманул? Зато вы внимательно следили за ходом мысли, – парировала Дерябина.
Эффектное окончание дня – выступление заведующего лабораторией химии Политехнического музея Дениса Жилина. Тема лекции: как сделать химию любимым предметом.
– Известно, что не все дети жалуют наш предмет. Думаю, все дело в том, что их восторженные ожидания не оправдываются: за пару лет мы доказываем им, что химия – наука не о веществах и превращениях, а о формулах. Выход очевидный: нужно идти от факта. Ошеломлять, увлекать, показать детям, что химия – та же компьютерная игра, только не нарисованная, а реальная, не «где-то там», а прямо здесь.
Недолго думая, Денис Михайлович расставил на столе пузырьки с химикатами и принялся, жонглируя ими, ловко проводить опыты. За его спиной на экране высвечивались непонятные слова и значки. Что учит качественнее: наглядный эксперимент или определение понятия? Почувствуйте разницу…
Итак, готовя к ЕГЭ, решая задачи, рассматривая формулы, не пожалеем времени и реагентов на пару-тройку красивых наглядных опытов. Если дети и не идеально знают химию, то пусть хотя бы они ее любят так же, как мы.
Александра ЧКАНИКОВА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии