Рейтинг@Mail.ru

29 марта 2015 г.

День дошкольного образования  Программа дня

Всего участников: 1897

Репортаж


И.И. ЕРЕМЕНКОВА, Т.В. ВОЛКОВА
Мобильная полифункциональная развивающая среда в ДОУ


Вот чтобы так – и в аудиториях тесно, и в фойе у стендов и прилавков нескончаемый поток людей – такого на марафоне я не видела. Наши педагоги-дошкольники теперь активно учатся, а организаторы Дня поспособствовали: три линейки по шесть мероприятий в каждой – это да, но как одному человеку охватить всё? Увидеть и услышать удалось далеко не всё…

Итак, сегодня рулит ФГОС ДО! Эту аббревиатуру можно было видеть в большинстве тем лекций. Требования нового стандарта для дошкольного мира зовут к преобразованиям: надо освободиться от устаревших рутинных представлений о воспитании дошкольников, освоить новые компетенции, стать позитивными и счастливыми в профессии… Но произносить эти слова бессмысленно, нужны действия или хотя бы информация о действиях в нужном направлении.

Лекция «Организация мобильной полифункциональной предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» прошла на ура, потому что была насыщена конкретикой. Ирена Ефременкова, педагог-психолог, старший методист ГБОУ «Детский сад развивающего вида № 2280», старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А. В. Запорожца ГБНУ Московского института развития образования, начала разговор о возможностях моделирования детского пространства со слайдов: вот Дания, вот Австралия, вот Германия, вот Пекин… Это отчасти успокаивало: так то у них! Но когда лектор начала показывать реновации в наших детских садах, по аудитории прошло волнение.

– У нас все фундаментально, кое-что гвоздями приколочено. Но если исходить от ребенка, знать его, уважать и любить, можно создать уникальное пространство детского сада. Например, традиционно место для игры ничтожно по сравнению с местом, которое занимают кровати, столы, шкафы. Мы преобразовали «тяжелые» интерьеры, раскрыли пространство, и вскоре посещаемость выросла на 18 % – дети не скучены, они меньше болеют, – рассказывала Ирена Игоревна.

Итак, спальня – два уровня подиумов, из которых выдвигаются низкие кроватки на колесиках (2,5 кг). Вне тихого часа это свободная доступная детям трехуровневая комната с подушками и пробковым настилом на полу. Раздевалка: по периметру скамейки, выше открытые вешалки, над каждой два навесных квадратных шкафчика (для сменной и спортивной одежды). Каждый ребенок может сесть и спокойно одеваться; воспитатель в центре, он сидит на специальном табурете (на колесиках) и, подъезжая к ребенку, помогает ему обуться (для ноги ребенка предусмотрена подставка на табурете) и одеться. Группа в 35 человек экипируется очень быстро, места без традиционных шкафов стало много.

Теперь помещение группы: мебель только спокойных тонов, так как дидактические материалы всегда очень яркие; тумбочки, столики на колесиках – дети могут менять пространство под свои игры. Показали мебель без задней крышки, например, домик из пяти досок: внутри три пуфа, можно сесть; но это же сооружение может стать ширмой спонтанного кукольного представления. Вообще зонированию помещения отводится большая роль. Должно быть такое место, где ребенок и один, и под присмотром («нора»).

Постепенно слушателям становилось понятно, что это – «полифункциональное пространство», как это – «моделировать». Но тут два вопроса: кто ж нам позволит, у нас же СанПиНы, и что скажут родители.

Ирена Игоревна подробно объяснила, как работала с Роспотребнадзором и получила документ на соответствие изменений СанПиНам (показала такое заключение), а также подчеркнула, насколько важно проговаривать все планы с родителями:

– У родителей свои представления о том, как ребенку должно быть хорошо в детском саду, причем именно их ребенку. Мы не оспариваем, бесполезно; но о целях перемен говорим спокойно, кратко и доходчиво. Это очень важная работа.

В самом деле, стереотипы душат воспитателей и воспитание. Когда на слайдах появились детские площадки Германии, – изогнутые домики, вытянутые лесенки, какой-то непонятной формы горки, люди говорили: всё выпрямить! Это уродство! Но, согласно исследованиям, это здорово работает на воображение. На воображение работает всё, что вызывает интерес, и присутствие необычайного просто необходимо. А материала на эту тему у ведущей было предостаточно, и зал то затихал, то аплодировал.

– Всё, что я рассказываю, это не руководство к действию, а пример того, как можно реализовать педагогические идеи, те идеи, которые возникают, когда мы внимательны к детям и к нуждам их возраста. Горка, например, нужна не столько для лазания, сколько для того, чтобы ребенок мог увидеть, что происходит в группе, с некоторой высоты… важно, чтобы дети имели возможность выходить из группы: цветовая комната… песочная мастерская, сказочная, – рассказ сопровождался показом, и уходить из этого красивого мира совершенно не хотелось.

Лекцию «Инклюзивный детский сад в современных условиях развития системы образования» провела Ирина Аверина, психолог, учитель-дефектолог, координатор по инклюзии ГБОУ «Многопрофильный лицей № 1799». Вначале было много полезных ссылок на нормативные документы, главный из которых – закон «Об образовании в РФ»: любой родитель в любом детском саду может потребовать для ребенка с ОВЗ положенных услуг. Более того, в планах Правительства к 2020 году 70 % детей с ОВЗ должны получать образование в неспециализированных учреждениях. Готовы ли мы? Чаще нет. Тем интереснее было слушать Ирину Алексеевну.

Четырнадцатилетний опыт работы ее инклюзивного детского сада многому научил. Что можно, что нельзя, как получается, а как не очень, не хуже ли развиваются нормативные дети в окружении инвалидов?

Итак, кратко: среди 143 детсадовцев 42 инвалида: у 99% нарушение речи; у кого-то ЗПР, синдром Дауна, ДЦП, аутизм. Понятно, как трудно передать свой опыт жизни больным детям, но изолировать их нельзя. Был приведен пример разного поведения двух воспитателей по отношению к ребенку с ОВЗ. Одна, опасаясь за его безопасность, всюду таскала его за собой; другая сочла, что ребенок сам найдет себе место. Так вот второй так и просидел весь день в уголке, а первый к концу дня осмелел и встроился в детскую игру.

В то же время этим детям нужны специальные условия и, конечно, специалисты, и это предусмотрено нормативными документами. Но что никакими документами не создать, так это творческий подход педагогов к устройству жизни всех детей. Какое-то невероятно подвижное расписание, когда кто-то из особых идет со всеми есть, а другому пора на прогулку с группой, а эти вместе работают… Всё взвешено, продумано, обосновано. Тьюторы начеку, это называется «Программа включения каждого». Поразительные находки: вот карточки дел, вот мешочек для карточек про сделанные дела; вот индивидуальные (разноцветные) ленты-календари, вот сигналы для выражения нужд и просьб. Целая система альтернативной коммуникации! И как итог:

– Когда вместе – получается интереснее и лучше для всех.

Огромный зал собрала Елена Колесникова, отличник народного просвещения, педагог высшей квалификации, лектор МИОО, автор многочисленных дидактических пособий и парциальной программы «От звука к букве». Ее книги хорошо знакомы воспитателям, постоянно переиздаются, и одна как раз в эти дни празднует 20-летний юбилей. Лекция называлась «Организация речевого развития детей 2–7 лет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Парциальная программа Е.В.Колесниковой ‹От звука к букве›».

Парциальная – это частичная; понятно: учить детей школьным премудростям в саду теперь не комильфо. Но, видимо, эта услуга востребована, потому что люди активно выбирали и русский, и математику, и подготовку к школе. Но вернемся к речевому развитию. Пособия у Елены Колесниковой красочные, интересные, много заданий с открытым ответом. Например, даны рисунки: банан, морковка, утюг. Два персонажа поделили слова на слоги по-разному: по 2 слога в слове и по три. И оба – правильно, как так?

Не правда ли, тут есть о чем поговорить с детьми и во что потом поиграть. Была бы фантазия, вкус к экспромтам и интерес к речевому развитию детей – одного такого упражнения хватит на 15 минут счастливой и полезной болтовни... Впрочем, смотря как вы понимаете развитие речи.

Интерес вызвала и лекция Светланы Хапаевой (Фирма «1C») «Электронные образовательные ресурсы как основа организации развивающих занятий с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО». Судя по вопросам участников, в садиках есть электронные доски, компьютеры и планшеты, и это должно работать. Материал был представлен очень интересный, проект совершенно новый, идет тестирование, разработчики заинтересованы в обратной связи с педагогами, и достаточно написать Светлане на obr@1c.ru, чтобы получить материалы для апробации.

Были на марафоне и представители Издательства «Скрипторий 2003», Издательства «Просвещение», Центра Развивающих игр «Филиппок» – но к ним я даже не заглянула, а называю – для узелка на память: материалы на сайтах этих организаций могут быть полезны.

Всё! Ну и денёк!

Людмила КОЖУРИНА


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция

Организация мобильной полифункциональной предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

ЕФРЕМЕНКОВА И. И., педагог-психолог, старший методист ГБОУ «Детский сад развивающего вида № 2280» – стажировочная площадка «ФГОС дошкольного образования: создание развивающей предметно-пространственной среды», старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А.В.Запорожца ГБНУ Московского института развития образования;
ВОЛКОВА Т. В., научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО, научный консультант, методист ГБОУ «Детский сад развивающего вида № 2280» – стажировочная площадка «ФГОС дошкольного образования: создание развивающей предметно-пространственной среды»


Издательство «Айрис-Пресс»

Лекция

Условия формирования интереса детей к деятельности, способствующей развитию мелкой моторики

ПРОХОРОВА Г. А., аспирант МГППУ, практикующий педагог-психолог


Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Использование мультимедийных технологий при реализации «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» в соответствии с ФГОС ДО

ЦВЕТКОВА С. П., к. фил. наук, доцент кафедры русского языка с методикой начального обучения ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», методист АНО НЦИО


Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Современные технологии социализации дошкольников в ДОО

ГРИШАЕВА Н. П., старший научный сотрудник Института социализации РАН, научный руководитель региональной инновационной площадки, г. Москва


Издательство «Легион»

Лекция

Условия эффективной адаптации детей в рамках функционирования курсов предшкольной подготовки

МИРОШНИК М. И., почетный работник общего образования Российской Федерации, лауреат конкурса «Учитель года России», победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО, учитель высшей категории


Издательство «Титул»

Лекция

Новые технологии в обучении дошкольников английскому языку (на примерах учебных и развивающих пособий и мобильных обучающих приложений издательства «Титул»)

КОНОБЕЕВ А. В., к.п.н., главный редактор издательства «Титул» и журнала «Английский язык в школе»


 73239%
 54929%
 39221%
 1015%
 905%
 27≤ 1%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Лекция

Инклюзивный детский сад в современных условиях развития системы образования

АВЕРИНА И. Е., психолог, учитель-дефектолог, координатор по инклюзии ГБОУ «Многопрофильный лицей № 1799»


Издательство «Ювента»

Лекция

Организация речевого развития детей 2–7 лет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Парциальная программа Е.В.Колесниковой «От звука к букве»

КОЛЕСНИКОВА Е. В., отличник народного просвещения, педагог высшей квалификации, лектор МИОО, автор многочисленных дидактических пособий и программы «От звука к букве»


Фирма «1C»

Лекция

Электронные образовательные ресурсы как основа организации развивающих занятий с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО

ХАПАЕВА С. С., к.п.н., доцент, ФГАУ ФИРО


Компания «Новый диск»

Лекция

Образовательные комплексы для интер­активных досок как одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных организациях

КОМАРОВА Н. И., к.социол.н., ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института столичного образования, старший научный сотрудник Центра развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании ГБОУ ВПО МГПУ, руководитель проектов «Интерактивные занятия в ДОУ» издательства «Новый диск»


Компания «Аверс»

Лекция

Формирование единой информационной системы образовательных организаций с использованием программного обеспечения

СЕРГЕЕВА Н. В., руководитель проекта «Аверс: заведующий ДОУ»;
МАКАРОВА Е. М., руководитель проекта «Аверс: расчет меню питания»


Издательство «Русское слово»

Лекция

Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК» – современный педагогический инструментарий в системе дошкольного образования

КАРАЛАШВИЛИ Е. А., к.б.н., почётный работник общего образования, зам. руководителя ЦДО издательства «Русское слово», автор пособий


 37119%
 112459%
 23813%
 1126%
 17≤ 1%
 402%
13:45 – 15:00

Лекция

В поиске простоты: как разговаривать с детьми о науке?

КОВЫЛОВ Н., руководитель проекта «Что внутри .....?», биолог, участник экспедиций по Алтаю и Центральной Сибири, автор нескольких научных публикаций, разработчик, научный руководитель и ведущий в крупных детских проектах: «Эврика Парк», «Город Мастерславль»


Издательство «Скрипторий 2003»

Лекция

Инновационные технологии внедрения ФГОС ДО

СКОРОЛУПОВА О. А., вице-президент Института мобильных образовательных систем, вице-президент ассоциации Фрёбель-педагогов, федеральный эксперт, член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ, почетный работник общего образования РФ


Центр «Школа мудрости»

Лекция

Как научить ребенка радостно учиться

ЛОПАТИНА А., педагог, автор проектов «Учимся с радостью» и «Добрые сказки», автор более сотни книг для детей, подростков, родителей и педагогов;
СКРЕБЦОВА М., педагог, автор проектов «Учимся с радостью» и «Добрые сказки», автор более сотни книг для детей, подростков, родителей и педагогов


Издательство «Просвещение»

Лекция

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. Программа «Преемственность»

ОВЧИННИКОВА А. И., заведующий редакцией дошкольного образования АО «Издательство «Просвещение»


Центр развивающих игр «Филиппок»

Лекция

Создание картотеки дидактических игр и упражнений по развитию логико-мате­матических представлений дошкольников в условиях жесткой экономии средств

ЕФИМОВА Е. С., детский психолог, тьютор, методист Образовательного центра «Филиппок»


Издательство «ВАКО»

Лекция

Три пути (логика, математика, развитие речи), ведущие к формированию смышленого ребёнка

БЕДЕНКО М. В., преподаватель частной школы «Аист»


 855%
 73539%
 1498%
 32818%
 37520%
 19410%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии