16 апреля 2014 г.
День школьной администрации Программа дня
Всего участников: 341
Репортаж
День школьной администрации начался с разговора о переменах – тех, что уже происходят в школе, и тех, что грядут.
Директор Центра образования «Царицыно» № 548 города Москвы, главный редактор журнала «Управление школой» Ефим Рачевский прочитал лекцию «Кадровая стратегия современной школы».
«Коллеги, – обратился он к залу, – сегодня мы единственная европейская страна, где дети учатся шесть дней, где каникулы длятся три месяца и где старшеклассники изучают 19 (!) предметов. Но все меняется, и у нас тоже.
Еще 15 лет назад, когда в школу приходил учитель устраиваться на работу и приносил с собой пухлую трудовую книжку, о нем говорили «летун». А сейчас, если претенденту за 40, и у него в трудовой книжке только одна запись, директор начинает сомневаться: а есть ли у этого педагога амбиции, стремление к профессиональному росту?
Когда-то была проблема с заполнением штата в образовательном учреждении, сегодня такой проблемы нет. Есть проблема качества учителей. У меня в школе две свободных вакансии – учителя истории и физики. На первую – 29 претендентов, на вторую – 11. Причем это педагоги не только из Москвы, а из самых разных мест: Иркутска, Улан-Удэ и даже Киргизии».
Означает ли это, что вопрос привлечения и удержания лучших педагогов для директоров не стоит? Нет, конечно. Высокопрофессиональные педагоги тоже выбирают школы, и этот выбор, как отметил Рачевский, определяет не только уровень зарплаты. По наблюдениям Ефима Лазаревича, для современных учителей важно, насколько ученики мотивированы на образование, интересно ли им в школе, какие у них выстраиваются взаимоотношения с учителями, с администрацией.
«Ко мне в школу пришел учитель истории, замечательный педагог, лауреат многих конкурсов и очень обаятельный человек, – привел пример Ефим Рачевский. – Он думал о переходе к нам, но никак не мог принять решение. Дело в том, что этот учитель жил на другом конце города, добираться до школы не меньше часа. А что его убедило? Он увидел, что дети ведут себя в школе свободно, могут запросто подойти ко мне и задать какой-нибудь вопрос, обсудить, например, почему задерживается выход школьного альманаха».
Все эти изменения влияют на кадровую политику школы. А влияют ли они на главную цель российского образования? И в чем эта цель состоит сегодня? Свое видение изложил руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина в лекции «Педагогический коллектив – это совокупность или система?».
«Для себя я сформулировал миссию образования так: формирование отношения человека к миру и к себе в этом мире, – начал Исаак Иосифович. – А ключевая характеристика этого отношения состоит в том, какую позицию занимает человек. Одни люди занимают позицию «мне кто-то что-то должен». А другие считают, что мир, приняв их, уже полностью с ними рассчитался, и теперь задача человека думать, чем он может быть полезен миру и людям. Сформировать подобное отношение не может совокупность учителей. Это может сделать только педагогический коллектив, в котором, говоря на языке математики, пересечение ценностей отдельных членов учительского сообщества не образует пустого множества.
Вопрос из зала: «Если так важно формирование отношения к миру, почему при составлении рейтингов школ учитывают только учебные результаты и игнорируют воспитательные?»
«Разработка критериев воспитательной работы идет давно, но до сих адекватные критерии не удалось создать, – ответил И.И. Калина. – Все, что предлагается, оказывается неточным, слишком субъективным либо легко поддающимся фальсификации. Введение подобных критериев привело бы только к росту ненужной отчетности и, скорее бы, навредило, чем помогло бы развитию воспитательных практик… Именно по причине важности задачи формирования отношения человека к миру надо быть очень осторожным с введением измерительных процедур в этой сфере. Но работа над этим продолжается. И если кому-то удастся создать диагностический инструментарий, сравнимый по достоверности с оценочными методиками, которые применяются при оценке учебных результатов, это будет очень ценный вклад».
Практическая часть дня была активной. Мастер-класс доктора психологических наук, директора Университетской школы МГПУ Сергея Степанова и психолога, заместителя директора Университетской школы МГПУ Евгения Кремера «Сценарирование сотворческого педагогического совета: зачем и как?» прошел в формате совместного составления сценария педсовета по проблематике, выбранной самими участниками. Волнующую проблему нашли быстро: трения в отношениях учителей, родителей и учеников.
Для подготовки сценария ведущие предложили воспользоваться культурным аналогом. То есть взять любой культурный феномен, например, сказку, миф, ситуацию из художественной литературы или произведения искусства, где на уровне образов и развития сюжета просматривалась бы аналогия с проблемой. Педагоги вспомнили многое, остановились на сказке «Репка»: там никак не удавалось добыть «результат». В образах собаки и кошки усмотрели антагонизм между учителями и родителями; в образе мышки многим виделся ученик, которого порой воспринимают как маленького, хотя от него зависит успех всего дела.
Культурный аналог помог раскрепостить мышление участников, и дальше на всех этапах сценанирования педсовета учителя активно включались в разработку, предлагая свои варианты ходов и решений. Например, после выделения ключевых проблем в отношениях родителей и учителей кто-то предложил родительские проблемы «отдать» на обсуждение учителям, а учительские – родителям. Для этапа обсуждения был предложен «метод автобусной остановки», когда участники педсовета, разделившись на группы, передвигаются по станциям, обсуждая разные проблемы, а затем делятся идеями.
«Такая методика, – отметил Евгений Кремер, – помогает ощутить ценность каждого педагога, родителя и ученика. Все объединены общим замыслом, который создается совместными усилиями».
С новинками издательств участников марафона знакомили редакторы и методисты издательств. Так, заместитель генерального директора издательства «Легион» Сергей Махненко на лекции «Организация мониторинга учебных достижений обучающихся в системе внутришкольного контроля» говорил: «Мы рассматриваем мониторинг не как административную надстройку, которая должна помочь оценить работу педагогов и принять какие-то меры, а как часть органического образовательного процесса. Помимо диагностической функции мониторинг несет в себе обучающую и развивающую. Это достигается как за счет особых заданий, так и за счет особой организации работы. В частности, у нас есть так называемая форма отсроченного контроля, когда уровень освоения знания проверяются спустя определенное время после проверочной работы. И оказывается, что написанная на «отлично» контрольная отнюдь не гарантирует прочного усвоения учебного материала, поскольку ученики зачастую настроены на временное усвоение. Увидев это, учитель начинает лучше осознавать значимость настроя и психологических установок детей в отношении школьного обучения».
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии