24 марта 2014 г.
День учителя технологии Программа дня
Всего участников: 568
Репортаж
День технологии по сути предшествует самому открытию Педагогического марафона. Удивительно, но это отражает особое положение предмета технологии в школе. Не в первый раз проводится этот День в Центре образования № 293, и уже можно проследить в динамике перемены в подходах к преподаванию предмета. Тем и хорош Педагогический марафон, что показывает весь спектр нашего образования, как калейдоскоп – каждый день новая дисциплина, новый узор, а в итоге – целостная картина. Где еще такое увидишь? Итак, технология – день первый!
Четыре этажа мастерских и еще актовый зал, как успеть побывать везде? Приходится сновать как игла в вышивке, туда-сюда, вверх-вниз. К слову о вышивке – ее традиционно много. Мастерские пэтчворка, фелтинга, артишока, керамики всегда собирали множество участников. И сейчас – аудитории полны. А вот в коридорах – тишина, жизнь, кажется, сосредотачивается в уголках, где шум, гам, разговоры. Лоток журнала «Девчонки и мальчишки» (http://www.dm-magazine.ru/), наверное, никогда не останется без внимания. Вот и сейчас – журналы расходятся, работники редакции берут контакты, приглашают присылать работы. Но профессор Юрий Хотунцев, заведующий кафедрой общетехнических дисциплин МПГУ, (http://tehnologiya4.ucoz.ru/index/khotuncev_ju_l/0-73), справедливо замечает, что сейчас торжество теории, время проектов, а вот изготовление, ручной труд исчезает. Как исчезают и предметные часы: если в стандарте 2004 года в 5-7-х классах – было два часа в неделю, в 8-м – один, то в новом стандарте два часа остается только в 5-6-х классах, в 7-8-х – уже по одному. Кажется, что пространство технологии съеживается в школах страны. Но не везде. Так, в Белгородской области – 2-3 часа в неделю с 5 по 11 классы, то же – в Тюменской и Омской областях. Губернаторам этих регионов технология нужна. Но три области – не вся Россия.
Лучше всего это понимаешь, когда проходишь по «мужским» мастер-классам. Хоть и напоминал Павел Якушкин, заведующий кафедрой технологии МИОО (http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=46), что нынешний профессиональный стандарт отрицает гендерный подход и выводит профессию учителя технологии на новый уровень, но действительность пока это не подтверждает. В «мужских» мастер-классах, за редким исключением, участников не много, хотя направления заявлены интересные: «Электротехника», «Робототехника», «Лего-конструирование», «Информационные технологии»... В чем дело? Куда подевались классические «трудовики», у которых в руках горит любое дело? Одно из исключений – мастер-класс «Использование элементов робототехники на уроках технологии», который вел Игорь Кудряшов, учитель технологии (http://igor-truduvik.ru/). У него кипит работа, у него действительно роботы – сначала бумажные, со второго класса, потом деревянные, потом в металле. Главный посыл, главный методический его прием – это создание проекта с нуля, с азов, с природных начал. Это педагогическая позиция, выросшая из многолетней практики, из не очень легкого бытования технологии в нашей школе. Найдется мудрый директор, выделит финансирование на расходные материалы – краски, инструменты, фанеру, электронные компоненты – цветет технология, выдают ребята такие проекты, что на всероссийском уровне показать не стыдно.
Не найдется такого директора – ничего, трудовик что-нибудь придумает. И опять же возьмут его ребята призовые места с помощью проектов собранных на коленке из таких исходных образцов, что и сказать неловко.
– Надо возвращать черчение, – настойчиво говорит Игорь Кудряшов, – Учить рисунку, построению развертки, умению читать чертежи, задавать основы технологического мышления. Я не люблю ЛЕГО, этот конструктор тормозит мышление. Он учит составлять из модулей, он создает работников конвейера.
Я смотрю на Кудряшова, и с его словами сопрягаются слова Александра Глозмана, директора Центра образования № 293, который на конференции этажом выше говорит:
– Ключевой момент в образовании – фигура учителя, работающего в школе. У него может не быть учебников, мастерской, компьютера, но если есть учитель, значит есть образование. Вот о чем говорит профессиональный стандарт.
Они говорят обо одном и том же, о столкновении двух парадигм: Робинзона Крузо, – человека, который нес в себе всю европейскую цивилизацию и мог выстроить свой мир с нуля – и человека постиндустриального мира, который ловко умеет из маленьких модулей создать конструкции любой сложности. Но сложности уже предзаданной, в которой нет рождения нового. Увы, но логика развития преподавания технологии движется, кажется, по второму пути. Ценность авторского, уникального труда, ценность собственного личного образовательного открытия уходит из массовой школы, в том числе и с такими преподавателями, как Николай Шашков (http://www.proshkolu.ru/user/shashkov1097/), проводивший мастер-класс «Проектная деятельность на уроках технологии в 5-7-х классах». После сорока лет работы ему придется расстаться с детьми, потому что в следующем учебном году новый директор школы часов на технологию не предусмотрел. В его классе будет раздевалка, станки спишут, работы выкинут – те, что он не успел раздать детям, Николай Иванович их всегда раздает.
– Это же важно, – объясняет он. – Ученик делал работу своими руками, с начала до конца. Понимаете, важно выработать умение начать и закончить, а не останавливаться на стадии красивого проекта на бумаге, как стали сейчас делать.
Нет смысла перечислять его регалии и заслуги детей, один уникальный прибор, с помощью которого можно вырезать, выжигая, из фанеры профиль любой сложности, чего стоит. Я смотрел чертеж – честно, уникальный, и в то же время простой до изумления. Собирается при наличии компонентов за полчаса. Может, эта простота и смущает? Все эти хлебницы, разделочные доски, разборные табуретки (тоже, кстати, удобная штука), флюгеры – это все прошлый век, уходящая натура? Вещный мир груб и неприветлив, то ли дело компьютерные модели, гладкие на загляденье?
Но не пропадет учитель Шашков – слишком многое он умеет, чтобы пропасть. Важнее, что виртуальное вытесняет реальное в наших школах, а ведь это совсем не мейнстрим в мире образования – вспомнить хотя ГивераТулли с его Ремесленной школой (http://www.ted.com/talks/gever_tulley_s_tinkering_school_in_action). Дети строгают, пилят, паяют, варят, поджигают и даже взрывают – и при этом безмерно счастливы, потому что такая модель завязана на базовые инстинкты постижения – руками, своим делом, благодаря чему образ действия, навыки обращения с инструментом оседают в сознании. Создавать новое, преобразовывая материю, с этого начинался и всегда начинается человек.
...Я ухожу с Дня Технологии со смешанными чувствами. Очевидно, что меняется сама логика преподавания этого предмета в школе, нащупывается его новое место не просто в сетке учебных дисциплин, а вообще в новой образовательной парадигме. Процесс болезненный и трудный, на этом пути можно сделать немало ошибок, исправлять которые потом куда дороже. Уже на выходе отчего-то заглядываю в мастерскую керамики – никого нет, занятия по дымковской игрушке и керамическим колокольчикам уже закончились. С полок улыбаются расписные свистульки, на стенах хохочут, подбоченившись, глиняные бабы да мужики, сверкая глазурными боками. Тихо спит в уголке Змей-Горыныч в масштабе 1:1000. И еле слышно, как вращается гончарный круг...
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10:00 | Начало работы | ||||||||
10:00 – 15:00 |
| ||||||||
15:15 | Закрытие дня |