Рейтинг@Mail.ru

24 марта 2014 г.

День учителя технологии  Программа дня

Всего участников: 568

Репортаж

День технологии по сути предшествует самому открытию Педагогического марафона. Удивительно, но это отражает особое положение предмета технологии в школе. Не в первый раз проводится этот День в Центре образования № 293, и уже можно проследить в динамике перемены в подходах к преподаванию предмета. Тем и хорош Педагогический марафон, что показывает весь спектр нашего образования, как калейдоскоп – каждый день новая дисциплина, новый узор, а в итоге – целостная картина. Где еще такое увидишь? Итак, технология – день первый!


Четыре этажа мастерских и еще актовый зал, как успеть побывать везде? Приходится сновать как игла в вышивке, туда-сюда, вверх-вниз. К слову о вышивке – ее традиционно много. Мастерские пэтчворка, фелтинга, артишока, керамики всегда собирали множество участников. И сейчас – аудитории полны. А вот в коридорах – тишина, жизнь, кажется, сосредотачивается в уголках, где шум, гам, разговоры. Лоток журнала «Девчонки и мальчишки» (http://www.dm-magazine.ru/), наверное, никогда не останется без внимания. Вот и сейчас – журналы расходятся, работники редакции берут контакты, приглашают присылать работы. Но профессор Юрий Хотунцев, заведующий кафедрой общетехнических дисциплин МПГУ, (http://tehnologiya4.ucoz.ru/index/khotuncev_ju_l/0-73), справедливо замечает, что сейчас торжество теории, время проектов, а вот изготовление, ручной труд исчезает. Как исчезают и предметные часы: если в стандарте 2004 года в 5-7-х классах – было два часа в неделю, в 8-м – один, то в новом стандарте два часа остается только в 5-6-х классах, в 7-8-х – уже по одному. Кажется, что пространство технологии съеживается в школах страны. Но не везде. Так, в Белгородской области – 2-3 часа в неделю с 5 по 11 классы, то же – в Тюменской и Омской областях. Губернаторам этих регионов технология нужна. Но три области – не вся Россия.

Лучше всего это понимаешь, когда проходишь по «мужским» мастер-классам. Хоть и напоминал Павел Якушкин, заведующий кафедрой технологии МИОО (http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=46), что нынешний профессиональный стандарт отрицает гендерный подход и выводит профессию учителя технологии на новый уровень, но действительность пока это не подтверждает. В «мужских» мастер-классах, за редким исключением, участников не много, хотя направления заявлены интересные: «Электротехника», «Робототехника», «Лего-конструирование», «Информационные технологии»... В чем дело? Куда подевались классические «трудовики», у которых в руках горит любое дело? Одно из исключений – мастер-класс «Использование элементов робототехники на уроках технологии», который вел Игорь Кудряшов, учитель технологии (http://igor-truduvik.ru/). У него кипит работа, у него действительно роботы – сначала бумажные, со второго класса, потом деревянные, потом в металле. Главный посыл, главный методический его прием – это создание проекта с нуля, с азов, с природных начал. Это педагогическая позиция, выросшая из многолетней практики, из не очень легкого бытования технологии в нашей школе. Найдется мудрый директор, выделит финансирование на расходные материалы – краски, инструменты, фанеру, электронные компоненты – цветет технология, выдают ребята такие проекты, что на всероссийском уровне показать не стыдно.

Не найдется такого директора – ничего, трудовик что-нибудь придумает. И опять же возьмут его ребята призовые места с помощью проектов собранных на коленке из таких исходных образцов, что и сказать неловко.

– Надо возвращать черчение, – настойчиво говорит Игорь Кудряшов, – Учить рисунку, построению развертки, умению читать чертежи, задавать основы технологического мышления. Я не люблю ЛЕГО, этот конструктор тормозит мышление. Он учит составлять из модулей, он создает работников конвейера.

Я смотрю на Кудряшова, и с его словами сопрягаются слова Александра Глозмана, директора Центра образования № 293, который на конференции этажом выше говорит:

– Ключевой момент в образовании – фигура учителя, работающего в школе. У него может не быть учебников, мастерской, компьютера, но если есть учитель, значит есть образование. Вот о чем говорит профессиональный стандарт.

Они говорят обо одном и том же, о столкновении двух парадигм: Робинзона Крузо, – человека, который нес в себе всю европейскую цивилизацию и мог выстроить свой мир с нуля – и человека постиндустриального мира, который ловко умеет из маленьких модулей создать конструкции любой сложности. Но сложности уже предзаданной, в которой нет рождения нового. Увы, но логика развития преподавания технологии движется, кажется, по второму пути. Ценность авторского, уникального труда, ценность собственного личного образовательного открытия уходит из массовой школы, в том числе и с такими преподавателями, как Николай Шашков (http://www.proshkolu.ru/user/shashkov1097/), проводивший мастер-класс «Проектная деятельность на уроках технологии в 5-7-х классах». После сорока лет работы ему придется расстаться с детьми, потому что в следующем учебном году новый директор школы часов на технологию не предусмотрел. В его классе будет раздевалка, станки спишут, работы выкинут – те, что он не успел раздать детям, Николай Иванович их всегда раздает.

– Это же важно, – объясняет он. – Ученик делал работу своими руками, с начала до конца. Понимаете, важно выработать умение начать и закончить, а не останавливаться на стадии красивого проекта на бумаге, как стали сейчас делать.

Нет смысла перечислять его регалии и заслуги детей, один уникальный прибор, с помощью которого можно вырезать, выжигая, из фанеры профиль любой сложности, чего стоит. Я смотрел чертеж – честно, уникальный, и в то же время простой до изумления. Собирается при наличии компонентов за полчаса. Может, эта простота и смущает? Все эти хлебницы, разделочные доски, разборные табуретки (тоже, кстати, удобная штука), флюгеры – это все прошлый век, уходящая натура? Вещный мир груб и неприветлив, то ли дело компьютерные модели, гладкие на загляденье?

Но не пропадет учитель Шашков – слишком многое он умеет, чтобы пропасть. Важнее, что виртуальное вытесняет реальное в наших школах, а ведь это совсем не мейнстрим в мире образования – вспомнить хотя ГивераТулли с его Ремесленной школой (http://www.ted.com/talks/gever_tulley_s_tinkering_school_in_action). Дети строгают, пилят, паяют, варят, поджигают и даже взрывают – и при этом безмерно счастливы, потому что такая модель завязана на базовые инстинкты постижения – руками, своим делом, благодаря чему образ действия, навыки обращения с инструментом оседают в сознании. Создавать новое, преобразовывая материю, с этого начинался и всегда начинается человек.

...Я ухожу с Дня Технологии со смешанными чувствами. Очевидно, что меняется сама логика преподавания этого предмета в школе, нащупывается его новое место не просто в сетке учебных дисциплин, а вообще в новой образовательной парадигме. Процесс болезненный и трудный, на этом пути можно сделать немало ошибок, исправлять которые потом куда дороже. Уже на выходе отчего-то заглядываю в мастерскую керамики – никого нет, занятия по дымковской игрушке и керамическим колокольчикам уже закончились. С полок улыбаются расписные свистульки, на стенах хохочут, подбоченившись, глиняные бабы да мужики, сверкая глазурными боками. Тихо спит в уголке Змей-Горыныч в масштабе 1:1000. И еле слышно, как вращается гончарный круг...

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
10:00

Начало работы

10:00 – 15:00

10.00-11.15
Издательство «ВАКО»
Лекция

Формирование метапредметных результатов технологического образования в проектной деятельности

ЛОГВИНОВА О. Н., к.п.н., старший научный сотрудник ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Научно-методический центр содержания образования


Научно-практическая конференция «Технологическое образование школьников: проблемы и перспективы развития»

11.15-12.45

Анализ современного состояния предметной области «Технология»

ХОТУНЦЕВ Ю. Л., д.ф-м.н. проф. МПГУ


Актуальные проблемы технологического образования школьников

ЯКУШКИН П. А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой технологии МИОО


Профессиональный стандарт учителя – инструмент формирования новой педагогической культуры

ГЛОЗМАН А. Е., к.п.н.


Подготовка учителей технологии к работе по новым стандартам

ПИЧУГИНА Г. В., д.б.н., проф.


Учебные ситуации как средство формирования универсальных учебных действий

МАХОТИН Д. А., к.п.н., доцент, зав. кафедрой педагогических технологий непрерывного образования МГПУ, менеджер компетенции Ворлдскиллс Россия


Методическое обеспечение предметной области «Технология» по направлению «Индустриальные технологии»

ГЛОЗМАН Е. С., Заслуженный учитель РФ, к.п.н., доцент, методист ГБОУ Школа №293


Методическое и информационное обеспечение предметной области «Технология»

САРЖЕ А. В.


Учебно-методическое обеспечение профессиональной ориентации школьников

ДЕКАНОВА М. К., к.ист.н., руководитель отдела «Профессиональный выбор и карьера»


Повышение квалификации учителя технологии в системе дополнительного профессионального образования

НАГЕЛЬ О. И.


Требования к профессиональной подготовке учителя технологии в условиях ФГОС

КОРОВИНА Ю. В., доцент ГАОУ ВО МИОО


Деятельность Ассоциации учителей технологии Москвы по повышению эффективности технологического образования школьников и профессиональному развитию учителей

ХРОМОВ А. А., к.п.н., Заслуженный учитель РФ, учитель технологии ГБОУ «Школа №1000»


12.45-14.00
ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Лекция

Концептуальные особенности и реализация курса технологии в учебниках ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»

ОСТАХОВА О. А., зав. редакцией технологии и черчения


Мастер-классы по направлению «Технология. Культура дома»

10.00-10.45

Изготовление изделий из природного материала и натуральной кожи

(кабинет №33)

МУЛЕВАНОВА Т. Н.


Вышивка лентами. Творчество без границ

(кабинет №34)

ПОМАЗОВА О. В.;
ХЛЕБНИКОВА Н. А.


Вуалетки из регилина

(кабинет №32)

ДОЛГОПЯТОВА А. А.


10.45-11.30

Изготовление салфеток

(кабинет №35)

ИВАНОВА Л. А.


Конструирование поясного изделия в 5–8-х классах

(кабинет №37)

ШУРЫГИНА Л. Г., учитель технологии


Изготовление керамического панно (коллективная работа)

(мастерская керамики)

ОРЛОВА М. Е., ГОУ ЦО №293


11.30-12.15

Художественная обработка материалов в технике фелтинг

(кабинет №33)

ПАВЛОВСКАЯ В. В.


Художественная обработка материала: декоративные цветы (вязание крючком)

(кабинет №34)

ХИМИЧ И. В.


Дымковская игрушка

(мастерская керамики)

ТИХОНОВА А. С.


12.15-13.00

Использование современных технологий при выполнении печворка

(кабинет №35)

РОДИОНОВА Н. В.


Изготовление и декорирование керамических колокольчиков

(мастерская керамики)

СКВОРЦОВА С. И.


Айрис-фолдинг

(кабинет №37)

ГРИПАС А. В.


13.00-13.45

Артишок

(кабинет №33)

АНТОНЕНКО Н. В., учитель технологии


Вышивка шелковыми ленточками

(кабинет №34)

НАЙДЕНОВА А. В.


Техника ТЕРРА-картины из песка

(мастерская керамики)

ТХАЙШАОВА С. В., учитель ИЗО


13.45-14.30

Методика работы школьного клуба «Лотошинская слобода»

(кабинет №34)

ПОПУНОВ О. З., учитель технологии


Конструирование изделий из кожи

(кабинет №33)

ТАРАСОВА Е. П., ГОУ ЦО №293


Мастер-классы по направлению «Технология. Техническое творчество»

10.00-10.45

Художественная обработка материалов на уроках технологии и в дополнительном образовании

ГЛОЗМАН Е. С., Заслуженный учитель РФ, к.п.н., доцент, методист ГБОУ Школа №293


Работа с проволокой

(слесарная мастерская)

ТРОФИМОВ В. Н., учитель технологии


Художественная обработка древесины

(столярная мастерская)

КРАВЧЕНКО В. С.


10.45-11.30

Конструирование объектов труда из вторичных отходов

(слесарная мастерская)

КУЧЕРЯВЕНКО В. Ф., заслуженный учитель РФ


Разработка инструментов для резьбы по дереву и для токарного творчества

(столярная мастерская)

СЕМКЕ А. В.


11.30-12.15

Творческие проекты на уроках технологии в 5–7-х классах

(слесарная мастерская)

КУЗЬМИН А. А., ГОУ ЦО №1499


Трансформер из бумаги и древесных материалов

(столярная мастерская)

ФЕДОРОВА Э. А.


Урок-презентация: охрана окружающей среды

(кабинет №43)

АНТОНЮК А. А.


12.15-13.00

Художественная обработка металлов

(слесарная мастерская)

СУШКОВ А. М., ГОУ ЦО №1099


Инкрустация соломкой изделий из древесины

(столярная мастерская)

СКАЧКОВА Е. И., учитель технологии


Проектная деятельность на уроках технологии в 5–7-х классах

(кабинет №44)

ШАШКОВ Н. И., учитель технологии


13.00-13.45

Разработка творческих проектов с элементами художественной ковки

(слесарная мастерская)

ПУДОВКИН Д. А., ГОУ ЦО №293


Применение модульных станков на уроках технологии и в системе дополнительного образования

(столярная мастерская)

ВАСИЛЕНКОВ А. С., ГОУ ЦО №293


Строймастер. Поделки своими руками

(кабинет №15)

УПОЛОВНИКОВ В. Ю.


Межпредметные связи на уроках технологии и в системе дополнительного образования

(кабинет №43)

ЛАТКОВ В. В., ГОУ ЦО №293


13.45-14.30

Презентация урока: развитие критического мышления на уроках технологии в рамках перехода на ФГОС

(кабинет №44)

КОМАРОВ А. А., ГОУ СОШ №1973 ЗАО


Прикладные вопросы железнодорожного и судомоделизма

(кабинет №45)

ТЕРЕНТЬЕВ А. Р., учитель технологии;
ТЕРЕНТЬЕВ С. А.


Модульные станки UNIMAT

(кабинет №15)

ГРИЦЕНКО О. И.


Мастер-классы по направлениям «Электротехника», «Робототехника», «Лего-конструирование», «Информационные технологии»

10.00-10.45

Использование элементов робототехники на уроках технологии

(кабинет №42)

КУДРЯШОВ И. М., учитель технологии


10.45-11.30

Компьютерные анимации на уроках технологии

(кабинет №42)

МОЧАЛОВ Г. А., к.п.н.


10.30-12.15

Основы электротехники

(кабинет №41)

ДЯТЛОВ А. А.


Влияние 3D-прототипирования и моделирования на повышение возможностей проектной и творческой деятельности школьников

(кабинет №28)

БРОНШТЕЙН Б. З., учитель технологии;
ПАВЛОВ И. В.


12.15-13.00

Манипуляторы (робототехника)

(кабинет №39)

КОЧЕРОВА Т. В.


Первые шаги в программировании

БОГАЧЕВА О. С.


Использование 3D-видео в образовательном процессе школы

(кабинет №28)

БРОНШТЕЙН Б. З., учитель технологии;
ПАВЛОВ И. В.


13.00-13.45

Изучение механики с использованием конструкторов Lego

(кабинет №39)

МУСТАФИН С. В., учитель информатики


Flash animation

(кабинет №41)

БОГАЧЕВА О. С.


Компьютерная поддержка проектной деятельности учащихся с использованием «Компас 3D»

(кабинет №42)

ПРОКОПЕЦ А. Ю., ГОУ ЦО №293


Робототехника. Шагающий механизм

(кабинет №39)

КАДЫКОВА Н. В.


Аэрокосмическое направление. Творческое моделирование крыла

(кабинет №41)

ЖИЛЯЕВ С. И.


15:15

Закрытие дня