30 марта 2013 г.
День учителя начальной школы (день 2-й) Программа дня
Всего участников: 585
Репортаж
Хмурый день был расцвечен яркими презентациями и добрым общением:
– Я не верю, что если назвать все старые явления в школе новыми именами, то получится новая реальность. Но если держать в голове, что мы по-прежнему в своей стихии, никакие официальные установки не помешают нам чувствовать себя на гребне волны, – говорил на открытии главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик.
ШКУРИЧЕВА Наталья Александровна, к.п.н., психолог ЦО №1491, докторант МПГУ
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС
ВОЛКОВА Елена Васильевна, учитель начальных классов школы 1237 им. Пабло Неруды, председатель ассоциации учителей начальных классов г. Москвы, член координационного совета ЕНАП (единая независимая ассоциация педагогов г. Москвы)
ХОЛОДОВА Ольга Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, лауреат гранта г. Москвы в области образования, автор курса «Юным умникам и умницам. Курс РПС»
Система пособий по развитию критического мышления младших школьников (урочная и внеурочная деятельность)
АШИКОВА Светлана Геннадьевна, автор учебника, руководитель детской студии «Семицветик»
Пространство и движение, воздух и объем: как передать на плоскости. (Презентация нового УМК для 1–4-х классов «Изобразительное искусство»)
УЛЬЯХИНА Любовь Геннадьевна, подразделение начального образования Окружного методического центра Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы
Моделирование на уроках русского языка в начальной школе
ЯКУШКИН Павел Алексеевич, к.п.н., профессор, зав. кафедрой технологии МИОО, директор школы 179 г. Москвы
Новые подходы к освоению предметного содержания технологии
«Система пособий по развитию критического мышления у младших школьников» – тема лекции учителя высшей категории Ольги ХОЛОДОВОЙ.
– Да, «критическое мышление» почему-то по-русски звучит с негативным оттенком, а по сути критическое – это конструктивное отношение ко всему, что мы познаем. В начальной школе критическое мышление воплощается в целом комплексе умений: раскодировать и перекодировать информацию, работать с литературой, задавать вопросы, анализировать собственные ошибки – короче говоря, работать осмысленно. Все дети от природы любопытны, значит – способны браться за сложные задачи и выдвигать оригинальные идеи, а учителю в таком случае отводится роль вдумчивого помощника.
– Не так давно среди учителей провели анкетирование – попросили выбрать пять качеств, которые характеризуют идеального ученика, и столько же качеств успешного взрослого. Первая пятерка качеств – послушный, исполнительный, дисциплинированный, прилежный, творческий. Вторая пятерка – самостоятельный, ответственный, умный – ни одного совпадения. При таком раскладе у школы нет шансов воспитать успешного взрослого!
Звучит легко – учить думать. А на деле?
– Мы выбрали прозаические и стихотворные тексты, сочетающие разные источники информации – в том числе и рисунки. В первой части пособия – входной тест, который можно провести в начале учебного года и зафиксировать реальные навыки и умения.
Как проводится работа с текстом? Из середины тетрадки вырезается текст, кладется на стол и остается перед глазами у ребенка на протяжении всего урока.
– Детям предлагается быть активными читателями – прием чтения с пометками можно начинать с первого класса, используя международную систему значков. Сначала обдуманно читаем текст вместе, размышляем над каждой меткой. Прирост новых знаний – плюс на полях. То же и с цветовым выделением: синий цвет – информация уже известна, фиолетовый – мы не поняли, зеленый – новая информация. Яркое зеленое пятно побуждает к изучению нового...
И начинало казаться, что дидактика уже отделилась от земли и несется в далекий космос – знаки, символы, шрифты...
Докторант МПГУ, психолог ЦО № 1491 Наталья ШКУРИЧЕВА работала рядом. На семинаре «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС» сразу был задан режим диалога:
– Рассказывайте, у кого какие коммуникативные проблемы с первоклассниками?
Учителя оживились:
– Негативное отношение к окружающим, озлобленность… Замкнутые отличники… Дети учителей, которые становятся изгоями… Новички, которых не принимают… Речевые нарушения.
Про речь: оказалось, логопеды в школе есть, а вот логопедов, справляющихся со всеми проблемами, единицы.
Про отношения: некоторые коммуникативные проблемы берутся из воздуха, некоторые ползут из семьи. Очень сложно разговорить ребенка с уже имеющимися психологическими проблемами и неудачным опытом общения. А надо, ведь коммуникативная компетентность в младшей школе характеризуется конкретными параметрами: эмоционально положительное отношение к совместной деятельности, деловые отношения на уроке, приятие социальных ролей, навык самопрезентации.
Психолог советовала: начинайте с работы в парах, а готовность работать в группе должна еще созреть. Сначала дети работают «по дружбе», потом – «по полезности», пытаясь оказаться с теми, кто может помочь, научить. А вот уже для третьеклассника самый главный человек – его друг. Лет в девять формируется навык самооценки и восприятия критики. И если до девяти лет адекватная реакция на ошибку у ребенка не сложилась, эта проблема так и останется с ним до старости. Надо обязательно научить оценивать себя самостоятельно, потому что у других будут заведомо неподходящие мерки.
Что тут сказать, кроме «осторожно – дети». Запредельная ответственность у учителя начальных классов.
Вездесущие эмоции
На мастер-классе «Новое содержание естественнонаучного образования в начальной школе». Директор детского научно-технического центра «Полигон-Про» Сергей ЛОВЯГИН делился с учителями новыми способами проведения лабораторных работ:
– У меня в руках цифровая шайба, при помощи которой можно измерить не только температуру, расстояние и пульс, но и степень освещенности, уровень громкости шумов. Самое простое – измерить температуру горячей и холодной воды в кране. Но сначала обязательно сформулировать гипотезу, прикинуть, сколько это в градусах? Не беда, что первоклассники хором кричат «Сто!», внутренний глазомер тренируется постепенно. Дальше можно приступить к измерению длины класса. Но я бы посоветовал сначала повозиться с обычной линейкой, это тоже чрезвычайно полезно!
А вот, например, соответствует ли уровень освещенности вашей парты нормам СанПина? Каковы наши координаты GPS в настоящий момент? Если есть силы и желание, можно оставить прибор на подоконнике на несколько дней и потом наблюдать, как выглядит на графиках смена дня и ночи. Так за три урока мы можем получить отличное умение читать по графику!
А вот Светлана ПЛАТОНОВА обошлась одним только комплектом самодельных карточек, и ничего, «урок» дала.
– Разбейтесь на группы, рассмотрите комплекты карточек, сформулируйте тему сегодняшнего урока! – учителя без труда выяснили, что речь пойдет об эмоциях. Но вот выйти к доске и прилепить нужную фотографию, иллюстрирующую чувство досады, оказалось не так-то просто.
– Ориентируйтесь на брови, – подсказывает Светлана Анатольевна, – досада не может быть такой агрессивной, но и расслабленным лицо раздосадованного человека не бывает.
Учителя вздыхали: неочевидно. И хотя анимированные волки и удавы помогали иллюстрировать чувства подчас красноречивее, чем человеческие лица, все равно распознавание и нюансировка эмоций оказались для учителей не таким простым делом.
Больше всего толпилось народу вокруг аудитории, где шел мастер-класс «Пространство и движение, воздух и объем: как передать на плоскости». Руководитель детской студии «Семицветик» Светлана АШИКОВА рассказывала о своем УМК «Изобразительное искусство». Привлекали публику не яркие банки с красками и не возможность поштриховать вволю на листе, а фантастическое тепло, исходящее от выступающей.
– Дети часто говорят – не хочу рисовать, не умею. А попросите их просто нарисовать яйцо, приделать к нему ноги – вот и птица. Из двух яиц уже целый лебедь получится. Просто мы слишком быстро выносим приговор, а лучше бы нам быть адвокатами. Нет такого человека, который не тянулся бы к искусству, который не умел и не хотел бы создавать прекрасное. Каждый должен почувствовать, что в нем находится волшебная капля искусства.
Педагог – человек, который говорит: ты можешь, ты умеешь, ты талантлив. Таких учителей мы помним всю свою жизнь.
– Можно ничего не рисовать, а просто наблюдать за тем, как меняется белый лист, и ты уже немножечко художник. А уж когда начнешь окунать кисть сразу в две-три краски, давая им подружиться между собой, вступить с ними в разговор, оставляя на листе следы и напевая, – точно почувствуешь себя творцом.
И никаких непроливаек! Кисть должна купаться в широкой банке, детская рука должна свободно водить ею в воде, при этом желательно петь или хотя бы стихи читать.
Норма и ошибка идут в учебе бок о бок
На лекции «Инновационные подходы к преподаванию русского языка в начальной школе в контексте ФГОС НОО» заведующая лабораторией учебников русского языка Липецкого института развития образования Людмила КИБИРЕВА презентовала новый учебник.
– Каждый урок начинается с афоризма или пословицы – своеобразная настойка, тема, заявленная косвенно. Мы ничего не даем детям в готовом виде, а стараемся обеспечить готовность самим воспринять и додуматься… Дети обожают исправлять ошибки, так почему бы не дать им такую возможность? В учебнике есть интерактивные выходы: например, учитель вместе с учениками получает письмо из редакции, в котором сообщается: на страницу закралась ошибка! Найти ее и исправить можно при помощи персонажа – Орфограммы.
То есть Закрадывающиеся Ошибки – вполне себе нормальные герои. Но нам все еще трудно в это поверить.
Наталья ВИНОГРАДОВА, заведующая отделом начального образования ИСМО РАО, повела с учителями серьезный широкий разговор о новом стандарте. Она не стала обольщать публику:
– Знайте, с наскока не получится. Это трудный, красивый, перспективный документ будущего. Традиционная школа была неплохой и не принесла никому вреда, но сейчас нужна другая школа. А для нас, воспитанных старой школой, поменять курс – все равно что шкурку с себя содрать.
Хотя бы это: нужно постоянно задавать себе вопрос, что изменится в ребенке после этого урока, через месяц, через год? Или это: «возможность устранения незнания». Ребенок должен ошибаться и исправлять ошибки, чтобы увидеть, как исчезает его незнание, а мы продолжаем бояться ошибок – взять открытые уроки. Мы ориентируемся на отличников, не спрашиваем слабых учеников, показываем не процесс, а результат обучения. Или вот такой момент: ФГОС требует принципиального изменения контроля и оценки: сейчас наш девиз – поймать и наказать. А требуется – узнать, что ребенок знает, и что сделать, чтобы знал еще больше.
– Дети считают количество галочек на полях, а не смотрят на ошибки. С 1991 года учителям не рекомендуется зачеркивать ошибку. А никто этого не делает – мы вышвыриваем ребенка из процесса контроля, ставя очередную галочку. Почему не подчеркнуть место, где сделана ошибка? А многократное переписывание слова с ошибкой – это не просто вчерашний день, а давно забытое прошлое… Надо научить детей оценивать знания, а не отношение к себе. И младшие школьники на это способны!
Дальнейший разговор привел к больной теме метапредметных результатов.
– Западные эксперты отмечают, что наши дети практически не владеют методом наблюдения. Мы рассматриваем, а это еще не наблюдение. У нас нет исследовательской работы. Ребенку должно быть не все равно, что сравнивать, достаточно выявить сущностный, а не случайный признак объектов. Тогда выделение различия, сходства, тождества не составит труда.
Далее Наталья Федоровна напомнила о четырех базовых деятельностных компонентах (репродуктивный, исследовательский, поисковый и творческий) и о том, что каждый компонент решает только свою задачу. Задали структуру репродуктивной деятельности – не ждите исследовательских результатов. То есть «пишите сочинение, вот вам схема» – это не творческая деятельность.
В общем, по новому ФГОС, если у учителя на уроке все тихо да гладко, то это не учебный процесс, а педагогическое кладбище! Так вот и было сказано.
Все. По домам. Работать.
Александра ЧКАНИКОВА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии