29 марта 2013 г.
День учителя начальной школы (день 1-й) Программа дня
Всего участников: 871
Репортаж
День ознаменовался, во-первых, ярким солнцем, а во-вторых – программой, испещренной аббревиатурой «ФГОС НОО».
– У нас почти каждое мероприятие имеет в названии эти буквы, и неудивительно – разбуди ночью любого учителя начальной школы, и он без запинки ответит, что за ними кроется, – шутила Мария Соловейчик, главный редактор журнала «Начальная школа».
И все же, отлично зная значения слов, не всегда ясно видишь их воплощение в живой практике. На марафоне были представлены самые разные пути, которыми можно идти к новому результату.
ИВАНОВА Ирина Викторовна, учитель высшей квалификационной категории, лауреат гранта Москвы в области образования и науки, гимназия № 1566, г. Москва
Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок в начальной школе. Создание сценариев учебных эпизодов и их применение на уроках
КУЛАКОВ Андрей Евгеньевич, ст. научный сотрудник ФИРО
Основные подходы к преподаванию курса «ОРКСЭ» в начальной школе
САПОЖНИКОВА Татьяна Борисовна, научный сотрудник ЦНХО Б.Н. Неменского, учитель изобразительного искусства школы № 1441 «Бронная слобода»
СКУРАТОВА Ольга Борисовна, к.п.н., учитель ИЗО школы МГПУ
Реализация требований ФГОС в процессе преподавания ИЗО в начальной школе
ФЕДОСКИНА Ольга Владимировна, к.п.н., зам. руководителя ФНМЦ
Организация текущего и тематического контроля на уроках в условиях реализации ФГОС
ВИНОГРАДОВА Наталья Федоровна, член-корр. РАО, д.п.н., зав. отд. начального образования ИСМО РАО
ФГОС: новое в методике и технологии обучения
КОСТРЮКОВА Елена Анатольевна почетный работник общего образования, учитель ГБОУ СОШ № 566
Особенности подготовки и использования презентаций на уроках в начальной школе
АЛЕКСАНДРОВА Лидия Александровна, автор учебников по математике для начальной школы, член авторского коллектива под руководством А.Г. Мордковича, учитель высшей категории, методист лаборатории математики ОМЦ ЮЗОУ образования г. Москвы
Приемственность и непрерывность начального и основного образования в обучении математике по УМК А.Г. Мордковича
В самом начале дня – мастер-класс «Реализация требований ФГОС в процессе преподавания ИЗО в начальной школе» – символично: начать с искусства. Татьяна САПОЖНИКОВА, научный сотрудник ЦНХО Б.Н. Неменского и Ольга СКУРАТОВА, к.п.н., учитель ИЗО школы МГПУ, – ведущие. С их слов:
– Уроки ИЗО и музыки не относятся к основным, но это не значит, что они не должны быть подчинены ФГОС . Ведь даже в искусстве слово «образец» – почти ругательство. Без правильных уроков ИЗО дети рискуют оказаться не умеющими видеть, слышать, воспринимать, делать простейшие вещи своим руками. Наша задача – каждого ребенка сделать восприимчивым к искусству… Дети учатся распознавать работу художника во всем, что его окружает – в тарелке, занавеске, картине, в чугунной оградной решетке, стене соседнего дома, и уж конечно – в театре. Но театр должен давать ощущение всесилия, могущества, а не слабости – поэтому театральное искусство опускается к нам на ладонь… Листа белой бумаги и соломинки для коктейлей достаточно, чтобы смастерить макет театральной сцены – такой простой, что обязательно получится у каждого ребенка. Дальше – красивая ломаная линия – пейзаж на заднике, изогнутый кусочек бумаги – декорация домика, тряпица – занавес... Берем лист бумаги и накрываем свое лицо. Закрылись, защитились? Теперь одной рукой придерживаем лист, а другой намечаем на лице свои глаза, нос, рот – вот тебе и маска. Похоже получилось? Нет, а нам и не важно! Пропорции лица не надо отмерять с филигранной точностью, важнее почувствовать, как твое лицо отпечатывается на бумаге… Маска – после второй примерки сказать ученикам, что недоделанную маску не примеряют, а то они так и будут до конца урока через дырку языки друг другу показывать.
Но это для тех, кто хочет очаровываться. А кто пришел за хлебом насущным, направился на лекцию учителя гимназии №1566, лауреата гранта Москвы в области образования и науки Ирины ИВАНОВОЙ – о работе с интерактивными досками.
– Новые технологии нам всем уже хорошо знакомы, напряжение от новых условий постепенно спадает, остается сделать так, чтобы компьютер и умная доска были помощниками в работе. Только помним: чем легче нам учить, тем труднее детям учиться.
Однако ведущая рассказала, как программы издательства «Экзамен-Медиа» помогают создать сценарии учебных эпизодов по всем предметам, показала, как можно расположить элементы на доске в неправильном порядке – «тренируем критическое мышление». Или – дать детям задание составить из этих элементов схему – «развиваем навыки синтеза». А тема периметра и площади фигуры отлично преодолеваются при помощи маленькой интерактивной картинки, на которой гном огораживает свой садик забором. Когда-то чуткие учителя пытались то же самое показать при помощи шнурка и картонки.
– Главное, если создавать эти ситуации, в конечном счете, становится ясно, например, что математика – наука ответственных граждан. Математика учит понимать правила, и в то же время в ней есть маневр для углубленного понимания, для прямого и обратного хода задачи.
И все же, совсем уж сложно учителю быть не должно. С определением уровня сложности задачи поможет система Бенджамина Блума. А еще есть лексический тест: мы то, что мы говорим, какие слова произносим, такие задачи и ставим. Нужно только прислушаться к собственным словам, произносимым на уроке. Повторить, вспомнить, озвучить – это одна задача. Понять, провести аналогию, выявить – совсем другая.
Как правильно принимать духовную пищу
Урок ОРКСЭ! Лекция «Основные подходы к преподаванию курса «ОРКСЭ» в начальной школе», читает старший научный сотрудник ФИРО Андрей КУЛАКОВ. Предварительно дав аудитории послушать католических песнопений и индийской мантры, он настроил слушателей и на открытость к иной культуре.
– Музыка в церкви не для красоты, а для сосредоточения на высоких мыслях.
Андрей Кулаков еще в советское время задумал книгу, написанную представителями разных конфессий – но совместить статьи под одной обложкой оказалось невозможным:
– Я на своей шкуре проверил, что говорить о религии в школе очень трудно. Отчего же? Гносеологический взгляд дает только информацию. Конфессиональный взгляд всегда конкретный, но клеймит все остальные. А есть еще и феноменологический – когда проблему достоверности выносишь за скобки и становишься беспристрастным исследователем. Эта позиция самая удачная для российской ситуации, нам не надо убеждать, сеять рознь – а суметь погрузить ребят в разные миры и эстетики, удивиться, восхититься. Ключ к погружению в иную культуру – звуки и картины. Покажите! Поставьте! Нарисуйте! В общем – придумайте!
Но тут кто-то из учителей не без досады возразил, что это окольный путь, а они знавали другие мастер-классы, где все им раскладывали по полочкам и никакого фантазирования не требовали.
Что правда: кому что, лишь бы выбор был.
Лекцию «Методика организации речетворческой деятельности младших школьников как средство достижения эффективного формирования УУД в условиях реализации ФГОС НОО» вел Вячеслав СИНИЦЫН, заслуженный учитель России, автор учебных пособий, организатор научно-методической и опытно-экспериментальной работы школы № 2017. Это было что-то вроде экспресс-урока:
– Начинать изучение русского языка нужно с того, чтобы понять – язык может быть и другом, и врагом. При помощи языка можно совершить все что угодно – ранить, наказать, помочь, спасти, повести в бой. И прошу вас – называйте вещи своими именами. Есть внутренняя речь, устная и письменная. Все остальные слова были придуманы для пущей сложности.
– В первом классе нужно начинать не с собачек и с горошка, а со слов, которые всем известны, но которые нельзя пощупать, – со слов, которые описывают настроение. Именно здесь – ключ к правильному литературному чтению, к анализу и пониманию текста. Как меняется настроение героя в книге? Какой он – не только хороший и плохой, а еще и радостный, сердитый, таинственный, напуганный, удивленный, расстроенный. Здесь же открывается и словарь интонаций, бездонный ларец.
И никаких ответов на вопросы к тексту! Дети сами должны задавать вопросы.
А для того, чтобы чувство целостности, системности учителей не покидало, Вячеслав Синицын нарисовали лингвистический пирог: круглое, улыбчивое солнце с лепестками разделов лингвистики: чтобы усваивать язык не как столбец терминов, а как единство.
Три-четыре, раз-два…
А вот в математике эталон – обязательный элемент обучения. Но и ему негоже быть скучным. Издательство «СМИО Пресс» подготовило учебные пособия по устному счету с очаровательными заданиями. Вот, к примеру, обаятельный кот, собранный из одних только шестерок, а вокруг него – облако примеров. Если в ответе шесть – даем коту такие примеры. Другой ответ коту не годится.
– Пусть нам и непросто использовать у себя в школе эти пособия, но хотя бы этого котяру к себе на урок утащим! – говорили учителя.
«Система работы с тренажерами в начальных классах для достижения высокого уровня усвоения учебного материала учащимися» – тема лекции Татьяны МИШАКИНОЙ, заслуженного учителя РФ:
– Как мы, понимая необходимость двигаться, проводим уроки в статике? На первом уроке – они только пришли, можно не давать им двигаться. Второй урок – физкультура. Третий – только что была физкультура, можно не давать им двигаться. А статичность, между прочим, самый злой враг здоровья ребенка, хуже перегрузки…
В это же время представители Стади-центра поведали участникам о пользе и секретах тим-билдинга в летних выездных лагерях:
– Обычно простые командные задания выполняются с особым трудом и взрослыми, и детьми. Вот, к примеру, скажи пятнадцати ребятам встать в круг, выстроиться по росту, по цвету глаз – они будут выполнять эти задания очень долго, пока не появится лидер, который сам начнет их расставлять. Или – выведи одного члена команды в центр круга, дай ему в руки стул и дай задание команде – поставить стул, не сгибая локтей и колен держащего. Вся команда будет толпиться вокруг стула, наклонять, крутить героя, и никто не догадается взять у него из рук стул и поставить его. И нет мысли: подумать, обсудить…
Ну, и, наконец, как оценить результаты? «От модели контроля успеваемости мы наконец-то переходим к модели контроля качества образования, – говорила Ольга ФЕДОСКИНА, заместитель руководителя федерального научно-методического центра имени Занкова. – И не скрою, иногда блуждаем, как ежик в тумане.
Говоря об оценке, осознаем ли мы, что самое главное – воспитать у ребенка ценностный подход к учебе. Осознанные, осмысленные учеником цели – вот наш главный результат. Ну, а способ оценивания – это ведь тоже универсальное умение ребенка, навык сопоставления планируемого результата с реальным.
…Под занавес этого марафонского дня палило солнце среди снега, вовсю галдели птицы, а из ума не выходило – это каким надо быть гением, чтобы совместить цели маленького ученика и большого учителя под крышей ФГОС?
Александра ЧКАНИКОВА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня | ||||||||||||||||||||||||
|
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии