15 апреля 2011 г.
День школьной администрации Программа дня
Всего участников: 356
Репортаж
И вот наступил последний день Марафона-2011! Даже солнце выглянуло, не поленилось – в кои-то дни! Хотя важней всего, конечно, погода в школе – и те, кто ее делают, шли сегодня на марафон.
Н.Л. Галеева поясняет, как оптимально разобраться с критериями и показателями качества профессиональной деятельности учителя.
В основном, это были заместители директоров, как показали поднятые на первой лекции руки. Лектор Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, на лекции «Федеральные государственные образовательные стандарты, новая система оплаты труда и внутришкольный контроль» говорила: «Завуч смотрит в школу, а директор наружу, он теперь занимается поиском и направлением потоков денег. А как же «директор – главный педагог», по Ушинскому?» Многие функции директора по отношению к коллективу перешли к завучу – не все к этому готовы.
Как бы то ни было, а внутришкольный контроль (ВШК) – главная забота администрации. Правда, следует прояснить: контроль чего? Или кого? Путать нельзя: это контроль качества образования, а не поведения людей. Другая ошибка: ВШК – это обслуживание чиновников, сбор материала для них. Нет, завуч обслуживает учителя, помогает ему расти. Но большинство завучей, как показывает общение с ними, выдвигают внешние требования – пусть мне дадут, принесут, сделают. И нет бумажки, на которой напишут, что нужно делать завучу – он сам должен делать выбор и за него отвечать.
«Работа каждого – пространство реализации профессиональной компетенции, – говорила Наталья Галеева, – что вам дает закон, а в чем ограничивает? Сколько человек прочитали Стандарт с карандашом в руке? Все ли вывесили должностные обязанности учителя на видное место (приказ № 761 от 26 августа 2010)? Всюду – личностные качества впереди, и каждый педагог обязан способствовать развитию культуры личности ученика, все обязаны знать психофизиологические особенности ученика».
Надо сказать, мысль о том, что мы любим (привыкли) жить по правилам, а не по закону, пронизывала этот день, и мы к ней еще вернемся.
А главная ценность занятия Натальи Галеевой в том, что она не просто предложила увязать ФГОС и ВШК, но и показала, как это сделать с пониманием того, что такое компетентностный подход и качество. Оказывается, труднее всего дается понимание социализирующей роли образования. Чтобы ее проиллюстрировать, лектор показала задания контрольной для пятиклассника в канадской школе, где продуманы четыре уровня заданий, и за каждый своя оценка: на знание, на мышление, на коммуникацию, на применение в жизни. И так эти дроби поворачиваются перед учеником в заданиях, и эдак.
Однако наибольший интерес вызвала у слушателей предложенная таблица «Критерии и показатели качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты» (Москва, наконец-то переходит на НСОТ) – она есть на сайте профессора galeeva-n.uсoz.ru. Суть в том, что это мониторинг качества с уровневыми дескрипторами – когда заранее названо, что и по каким баллам оценивается в той или иной деятельности. «Договариваемся на берегу, а не хватаемся за голову тогда, когда появятся деньги», – комментировала автор. Из разговоров с участниками марафона выходило, что люди ее осваивают – система нравится.
Е.В. Советова поделилась с аудиторией конкретными примерами того, как заинтересовать работой каждого члена педагогического коллектива независимо от его возраста и стажа.
Примечательно, что Елена Советова, директор московской «Школы здоровья» № 901 на семинаре «Мотивация педагогического коллектива: принципы и технологии», тоже говорила о том, как увязать ФГОС и работу педагогов: «Как понять, чего от нас хотят посредством новых стандартов? Как мотивировать учителей на работу в деятельностной парадигме?» – спрашивала она и давала практические рекомендации из опыта работы в своей школе. Самое интересное – совместная работа по формулированию заданий по-новому. И, как ни парадоксально, единомышленников в этом деле ее учителя находят в регионах – «чем отдаленнее, тем интереснее».
Сергей Феклин, директор Центра нормативно-правового обеспечения образования АПКиППРО, держал речь на тему «Совершенствование организационно-правовых норм ОУ в свете реализации Федерального закона №83».
В чем преимущества по сравнению с тем, что было? «Закон неплох по замыслу, – говорил специалист, – но у нас многое зависит от позиции руководителей субъекта РФ: даст власть жить школе в рамках закона или не даст. Я побывал во всех субъектах РФ, нашел только 5 регионов, руководители которых дают возможность жить по законам. У нас лучше развито телефонное право, а не следование федеральным законам».
Как можно было понять, Москва тоже любит правила, а не законы. Со всей очевидностью рассказ юриста пошел не о том, что есть (несмотря на федеральные законы субъекты по-своему трактуют и применяют нормы), а о том, как должно быть по идее.
АУ могут создавать свободные бухгалтерии – но нет, не решаются отказаться от обслуживания ЦБ; автономное учреждение может открывать свой расчетный счет в банке и расходовать средства без тендеров, напрямую заключать договоры и контракты – хоть на питание, например, на выгодных условиях – но не надо, руководящая рука ближе, чем наблюдательный совет. И так далее.
И хотя в автономные учреждения согласны перейти единицы школ (бывает, что «переходят», но только на бумаге, это не в счет, быстро раскрывается), разница между ними и бюджетными-новыми не такая уж большая.
Как АУ, так и БУ (Сергей Феклин предложил их называть просто: А и Б) остаются государственными учреждениями, бесплатность и общедоступность образования как гарантировались Конституцией, так и гарантируются, минимальное финансирование остается, а в первые три года и средства по смете будут поступать в том же объеме, а уж затем субсидии и госзадание. Так что если по закону – хуже школе не будет. Другое дело – власти держатся за старые правила…
Закон законом, а жизнь жизнью – на лекции «Формирование электронной базы данных оценки качества образования» Анастасия Гиль и Ольга Николаева (лицей № 1581) показывали, как работает у них электронный журнал от компании «Аверс» и до такой степени все автоматизировано, что прямо из тематического планирования выскакивают и тема урока, и «дэзэ», а родитель может при помощи эсэсмэски узнать, что ребенок получил прямо сейчас.
М.Я. Шнейдер: «Мы с удовольствием сотрудничаем со всеми, кому близки ценности образования, в центре которого – ученик с его надеждами, интересами, способностями и проблемами».
И.И. Торботряс, зав. кафедрой словесности гимназии № 45: «Когда ученики приходят в Дипломную программу Международного бакалавриата – то фактически попадают на предуниверситетский курс. Поэтому требования к выпускным работам, в частности, к эссе, очень серьезные. Сам студент должен поставить в нем исследовательский вопрос».
Содержательный практический семинар провела для коллег управленческая команда столичной гимназии № 45, во главе с ее директором – Михаилом Яковлевичем Шнейдером. «Работа по формированию универсальных учебных действий в программе основной школы Международного бакалавриата» – так серьезно звучала тема. А речь шла, по сути, о простых вещах: как научить школьника конструировать собственное знание.
Михаил Яковлевич подчеркнул, что Международный бакалавриат располагает отлаженной системой внешней проверки результатов обучения, что обеспечивает высокие академические требования и результаты.
Леонид Столярчук, учредитель Международной школы завтрашнего дня, давал слушателям совсем другое направление, когда раскрывал тему «Ресурсы эффективного управления». И это были человеческие ресурсы. Он знакомил аудиторию с любимыми книгами по менеджменту, с биографией президента Линкольна… «Все начинается с человеческой личности, а потом методики и процедуры».
Свою интерактивную презентацию Леонид Витальевич строил с опорой на реплики слушателей, спрашивая их о проблемах и целях. Попутно рассказывал о том, в каких странах и как нынче относятся к школьному образованию. Скажем, в Великобритании «важнейший критерий качества работы школы – если ученик и педагог рады тому, что там находятся».
Прекрасный пример с автобусом: есть автобус и есть сотрудники (картинка) – надо их рассадить так, чтобы «каждый был на своем месте». То есть, по мнению Леонида Столярчука, сначала – кто (человек), а под него и функция: «Это ваш автобус, рассадите людей правильно, а то некоторые у вас сидят на двух-трех сиденьях сразу, а кто-то не находит себе места».
Л.В. Столярчук как всегда с воодушевлением рассказывал коллегам о принципах управления педагогическим коллективом, используя как собственный наработанный опыт, так и опыт, позаимствованный им у управленцев в зарубежных школах.
После лекции о человеческих ресурсах управления (она была последней) участники марафона не спешили расходиться, наоборот, народу в зале стало прибывать: была объявлена встреча с руководителем Департамента образования Москвы Исааком Калиной. Выступая, отвечая на записки из зала и на вопросы – встреча длилась более двух часов, он постепенно и планомерно прочерчивал в сознании людей четкий вектор: наступило время юридического документа. «Где это написано… в каком законе вы это прочитали… нет такой нормы» – все это в ответ на сетования «нам приказали», «нас заставляют», «а почему нельзя выпускать со справкой», «и зачем запретили собеседование с первоклассниками» и т.д. И хотя трудно поверить, что произвол – не то что будет, но хотя бы начнет изживаться в педагогическом обиходе, это уже на словах – хорошо.
Так что когда грянули прощальные барабаны, традиционно завершающие Московский педагогический марафон учебных предметов, – грянули они «в точку», жизнеутверждающе и победно. Спасибо всем, кто был с нами!
Людмила КОЖУРИНА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дняВстреча с руководителем Департамента образования города Москвы Исааком Иосифовичем Калиной (для участия во встрече регистрация не требуется) |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии