5 апреля 2011 г.
День учителя истории и обществознания Программа дня
Всего участников: 465
Репортаж
Центральной темой Дня учителя истории стала проблема подготовки к ЕГЭ и ГИА.
Председатель предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию Анна Лазебникова (лекция «ЕГЭ-2011 и содержание обществоведческого образования») рассказала об изменениях, которые произойдут в организации и содержании ЕГЭ по обществознанию в 2011 году. Во-первых, сократится число заданий части «А». Во-вторых, в части «Б» появится новое задание «Б7», которое во многом будет похоже на «Б4», за исключением того, что «фактура» нового задания относится к другой области и представлена не в форме утверждений, а в виде описания конкретных ситуаций.
Особое внимание Анна Юрьевна обратила на типичные трудности, которые возникают у выпускников при сдаче ЕГЭ по обществознанию. «Главная проблема – необходимость связать теоретический материал с реальной жизнью. Задания на конкретизацию, на применение теоретических знаний, на иллюстрирование зачастую оказываются самыми сложными».
С приемами, которые позволяют облегчить процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию и истории, педагоги познакомились на круглом столе «Проблема восприятия обществоведческих знаний школьниками при подготовке к ЕГЭ. Психологический и методический аспекты». Это мероприятие провели сотрудники кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования (МИОО) Елена Саплина и Валерия Тороп.
Как отметили ведущие, практически для каждого задания части «С» существует свой «волшебный ключик» – прием, помогающий разобраться в сути предстоящей работы. Например, для заданий «С5», «С9» можно использовать так называемые кластеры. Суть этого приема заключается в следующем: в тексте задания надо выделить ключевые слова и подобрать к ним ассоциации. Это помогает прояснить смысл задания. А при подготовке к заданию «С7» уместно обратиться к кейс-методу. Он предполагает анализ проблемной ситуации (нахождение различных фактов и аргументов, помогающих объяснить, почему эта ситуация развивалась так, а не иначе). Возьмем пример из истории. После смерти Петра Первого канцлер Головкин, Сенат и высшие чиновники собрались для решения вопроса: кому передавать трон: внуку или жене Екатерине? Что нужно сделать, чтобы найти факты и доводы, которые помогли бы разобраться в сути события? Очевидно, для этого необходимо ответить на ряд вопросов. Кто такой Головкин? Что такое сенат? Почему решался вопрос о передаче власти внуку, а не сыну? Почему, вообще, возникла эта проблема?
Заведующая методической лабораторией истории и обществознания МИОО Диана Фадеева представила доклад «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории (9-й, 11-й кл.)». Один из главных акцентов в своем выступлении Диана Александровна сделала на необходимости рациональной организации работы по запоминанию дат, которых, как известно, в курсе истории очень много. В числе прочих рекомендаций автор посоветовала коллегам не забывать о такой форме работы, как составление хронологических таблиц.
Как известно, многим ученикам трудно даются не только даты, но и определения. Своими секретами решения этой проблемы с коллегами поделился лауреат конкурса «Учитель года – 2009», преподаватель гимназии № 1542 Владимир Кружалов. Его мастер-класс «Работа с определениями на уроках обществознания в старших классах» в этот день наверняка запомнился многим гостям марафона. Основную идею ведущего можно сформулировать так: процесс освоения определений значительно облегчится, если понимать в чем суть определения и как они создаются. Первый шаг к созданию определения какого-либо предмета (группы предметов) – выделение общей категории, к которой данный предмет относится. А второй шаг – выделение существенных признаков предмета. Закончив с теоретической частью, ведущий предложил учителям потренироваться на таком, казалось бы, нехитром предмете, как стул. С выделением категории аудитория справилось легко – мебель. А вот с существенными признаками вышла заминка. Попробуйте ответить на вопрос, какой существенный признак отличает стул от скамьи? А – от кресла?..
После «примитивного» стула автор предложил более сложный для определения объект – кредит. Как выяснилось, в случае кредита даже выделить общую категорию – дело непростое.
Конечно же, день истории не мог пройти без обсуждений острых и полемичных вопросов. Один из них: какое место на уроке истории должно быть уделено воспитанию патриотизма?
Обозреватель газеты «Первое сентября», учитель истории Анатолий Берштейн убежден, что специально ставить цель воспитать патриотизм педагогу не следует. «Иначе у него образуется некое «прокрустово ложе», в которое придется «укладывать» исторический материал: об одних фактах учителю придется умалчивать, а другие приукрашивать до степени исторических мифов. То есть целенаправленное воспитание патриотизма на уроках истории ведет к нарушению принципа исторической правды, который для истории первичен». Надо сказать, что лекция-дискуссия А. Берштейна «Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания», как, вероятно, и задумывалось автором, вызвала жаркие споры. Одни педагоги разделяли точку зрения ведущего, другие были не согласны, полагая, что «если не ставить задачу воспитания патриотизма, то никакого воспитания на уроках истории не получиться». «Получится! - возражал ведущий. – Ведь внутренний посыл к проявлению патриотизма заложен в самом человеке. Для человека естественно неравнодушное отношение к земле, где он родился и где жили его предки. Поэтому эмоциональный резонанс при знакомстве с историей своей страны возникает естественным образом».
«Под занавес» дня руководитель Центра «Восточная Европа в античном и средневековом мире» Института всеобщей истории РАН Елена Мельникова поразила учителей ярким, насыщенным необычными примерами изложением малоизвестных фактов истории нашего государства. Оказывается, если обратиться к зарубежным историческим источникам, можно узнать не просто новую информацию, а изменить привычный взгляд на многие события. Например, в российском обществе со школьной скамьи утвердилось представление о том, что крещение Руси было осуществлено в конце X века князем Владимиром Святославичем. Между тем Константинопольский патриарх Фотий еще в 867 году писал в послании к восточным архиерейским престолам писал о том, что Русь крещена. Есть и другие византийские источники, свидетельствующие о том, что крещение Руси произошло гораздо ранее X века.
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии