Рейтинг@Mail.ru

3 апреля 2011 г.

День учителя математики  Программа дня

Всего участников: 837

Репортаж

3 апреля на педагогическом марафоне – День учителя математики, и, не смотря на погожий воскресный денек, с самого утра потянулись к лицею № 1535 учителя математики.

фото1

День царицы наук прошел в напряженной практической работе и острых плодотворных дискуссиях. Задачи, задачи и задачи…

Значительная часть лекций и творческих мастерских была посвящена решению сложных математических задач, с которыми непременно встретятся выпускники при сдаче ЕГЭ. Профессор Московского государственного университета Игорь Сергеев прочел лекцию «ЕГЭ-2011.

фото2

Решение задач типа С». Старший преподаватель кафедры высшей математики МФТИ Софья Колесникова провела практикум «Решение сложных задач ЕГЭ по математике».

фото3

Дмитрий Шноль, заведующий кафедрой математики школы-интерната «Интеллектуал», озаглавил свою лекцию так – «Основы для решения сложных задач ЕГЭ закладываются в 8–9 классах».

фото4

Творческая мастерская «Калейдоскоп педагогических идей», которую вел кандидат педагогических наук Андрей Семенов, заведующий лабораторией МИОО, презентовала опыт работы учителей московских школ по решению сложных математических задач.

фото5фото6фото7

Но не только. В рамках творческой мастерской было представлено множество педагогических идей, не связанных с экзаменами. Например, учителя стали участниками открытого урока по теме «Диаграммы рассеивания». Представляли его заведующий лабораторией МИОО Иван Высоцкий и учитель математики средней школы № 1000 г. Москвы Светлана Полункина вместе со своими семиклассниками. Всегда полезно посмотреть на работу коллег, сравнить с тем, как делаешь это же ты сам, обсудить увиденное.

фото8фото9

 Но что в перспективе ожидает учащихся на итоговой проверке знаний по математике? Этому вопросу был посвящен круглый стол «ГИА по математике за курс основной школы и ЕГЭ за курс средней (полной) школы в 2012 году». Участниками круглого стола стали член-корреспондент РАН, академик РАО, ректор МИОО Алексей Семенов, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО Людмила Кузнецова и Иван Ященко, проректор МИОО, руководитель ФКР КИМ по математике.

фото10

Итак, планируется – хотя, важно подчеркнуть, не в этом году и даже не в следующем – сделать проекты базового и профильного вариантов ЕГЭ. Уже экзамен 2012 года будет с небольшими «закладочками» в этом духе. Зачем это планируется? Затем, что итоговый экзамен не следует рассматривать так, будто его задача – найти у ребенка пробелы в знаниях. Нет, его задача – дать ученику возможность проявить себя, показать свои знания. Чем больше задач и чем они разнообразнее, тем больше у ребенка возможности показать, что он знает и понимает. Если будет больше практико-ориентированных задач – а именно это планируется для базового варианта, то и родителям будет понятнее, чему и зачем учится ребенок.

Вопросы мотивации – чему и зачем учится ребенок, учась математике? – были поставлены во главу угла в лекции «Преподавание математики в профильной школе. Из опыта работы НОУ «Ломоносовская школа». Лекцию, сменяя друг друга, прочли преподаватели школы Наталья Хлевнюк, Мария Шишкина и Мария Иванова.

фото11

Принцип «Ломоносовской школы» – преемственность: «учи в начальной школе так, чтобы ребенок умел учиться в основной школе; учи в основной школе так, чтобы он хорошо учился в старшей». Всю подготовку к ЕГЭ в «Ломоносовской школе» пропускают через обобщающие лекции, за ними следуют семинары и практикумы, после которых для старшеклассников наступает зачетная сессия. В основной школе дважды в год ребята сдают открытые зачеты, на которых присутствуют учителя, не работающие в данном классе. То есть ученики обязаны «выложить» свои знания в достаточно трудной ситуации, перед незнакомыми преподавателями, но дети быстро адаптируются и привыкают. Последняя придумка учителей «Ломоносовской школы» – цифровые диктофоны, с помощью которых у ребят эффективно развивается математическая речь. Ребята ведь разные: кто-то лучше воспринимает математический материал на слух, кто-то зрительно. Нужно учитывать особенности ученика и давать ему возможность потренироваться в том, что для него представляет сложность. Итогом станет уверенность ребенка на уроке. А что дает ему уверенность? Уверенность дают знания.

Современный процесс обучения уже трудно себе представить без компьютера. Как его использовать эффективно, где участие компьютера просто необходимо, об этом говорили на круглом столе «Компьютер как инструмент учителя математики», который вели редактор нашей газеты Ольга Макарова и доцент кафедры математики СУНЦ МГУ, методист отдела образовательных программ фирмы «1С» Владимир Дубровский.

фото12

Учителя оценили CD-приложения к газете, которые начали выходить уже с прошлого года, узнали о наших новых проектах, в частности, о колонке, посвященной «Математическому конструктору» и динамической геометрии, которую будет вести в газете Владимир Натанович.

Об использовании компьютера на уроке математики шла речь и на другом круглом столе, который провел Андрей Пантуев, доцент кафедры математической физики МПГУ. Очевидно, что тема разработки и применения компьютерной поддержки стала в настоящее время весьма актуальной.

фото13

Очень горячо, заинтересованно прошел еще один круглый стол - «Развитие математической одаренности учащихся и математические олимпиады». Ведущим выступил Виталий Арнольд, заместитель директора МЦНМО. Участниками были представители вузовских олимпиад – Сергей Муравьев из научно-исследовательского ядерного университета МИФИ, Дмитрий Ягодников из МГТУ им. Баумана, Андрей Зязин, представлявший УМО вузов России по образованию в области информационной безопасности, Валерий Панферов и Игорь Сергеев из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

фото14

Конечно, здесь тоже были задачи, задачи и задачи. Сложные, творческие, оригинальные... Но потом задачи сменил «открытый микрофон», и слушатели вместе с участниками круглого стола говорили о наболевшем. В результате напряженного разговора возникла мысль высказать коллективное мнение собравшихся математиков и донести его до Минобрнауки РФ и Российского совета Олимпиад школьников. Коллективное мнение выразилось в шести пунктах.

  1. Необходима государственная поддержка олимпиад школьников.
  2. Правила проведения олимпиад и подведения их итогов должны быть объявлены до начала учебного года, а то в этом учебном году многие школьники узнали о необходимости участия в отборочных турах в самый последний момент или даже после окончания отборочных туров – потому что о них было слишком поздно объявлено.
  3. Крайне неудачно в этом году то, что уровень олимпиад определяется в мае, что создает нервозность родителям, перегрузку школьникам и большие неудобства в работе школ и вузов.
  4. Распространение квоты в 35% на обязательный отборочный этап регионов фактически отдаляет значительное количество талантливых ребят из регионов от олимпийского движения
  5. Крайне опасно ограничивать число участников олимпиад любыми внешними рамками: например, абсолютно неоправданно смотрится допуск к участию в олимпиаде только призеров и победителей прошлого года.
  6. По мнению учителей, в этом году резко ухудшилась ситуация с календарем олимпиад: проведение заключительных этапов всех олимпиад в необоснованно сжатые сроки (февраль – март) лишило возможности нормальной учебной работы учителей 11-х классов и крайне затруднило участие в олимпиадах школьникам, живущим вне больших городов. Видимо, имеет смысл вернуться к традиционным срокам проведения олимпиад: ноябрь – апрель.

И, как всегда на марафоне, можно было подписаться на газету, получить подарки, купить книги, ну, а в завершении этого насыщенного дня – посмотреть замечательный и непростой фильм Питера Гринуэйя «Контракт рисовальщика». Но, как сказал главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик, математикам под силу и не такие сложности.

фото15 фото16

До встречи в будущем году!

Е. ИВАНИЦКАЯ, Л. РОСЛОВА

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Круглый стол

ГИА по математике за курс основной и за курс средней (полной) школы в 2012 году

СЕМЁНОВ А. Л., академик РАН и РАО;
КУЗНЕЦОВА Л. В., к.п.н., в.н.с. ИСМО РАО;
ЯЩЕНКО И. В., к.ф.-м. н., директор МЦНМО, директор ГАОУ Центр педагогического мастерства г. Москвы


Творческая мастерская

Калейдоскоп педагогических идей. Презентация опыта работы учителей математики Москвы

СЕМЕНОВ А. В., к. п. н., автор учебных пособий для подготовки к ГИА по математике


НОУ «Ломоносовская школа»

Лекция

Преподавание математики в профильной школе. Из опыта работы НОУ «Ломоносовская школа»

ХЛЕВНЮК Н. Н., заместитель Генерального директора Издательства Илекса по научно-методической работе, отличник народного просвещения, победитель и призер творческих конкурсов учителей математики;
ШИШКИНА М. Е., заместитель директора Ломоносовской школы;
ИВАНОВА М. В., почетный работник общего образования РФ, эксперт ЕГЭ


Издательство «Экзамен»

Лекция

ЕГЭ-2011. Решение задач типа С

СЕРГЕЕВ И. Н., д.физ.-мат.н., профессор МГУ


ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Лекция

МГУ – школе: съезды учителей, летние школы для учителей математики, курсы повышения квалификации учителей математики

ФЕДОТОВ М. В., к.ф.-м.н., доцент, руководитель Учебного центра факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова;
САЗОНОВ В. В., к.ф.-м.н., доцент, зам. директора по дистанционному обучению Учебного центра факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова


 46657%
 16720%
 455%
 13717%
 7≤ 1%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Круглый стол с участием представителей вузовских олимпиад

Развитие математической одаренности учащихся и математические олимпиады

АРНОЛЬД В. Д., зам. директора МЦНМО;
ЯЩЕНКО И. В., к.ф.-м. н., директор МЦНМО, директор ГАОУ Центр педагогического мастерства г. Москвы


Творческая мастерская

Калейдоскоп педагогических идей. Презентация опыта работы учителей математики Москвы (продолжение)

СЕМЕНОВ А. В., к. п. н., автор учебных пособий для подготовки к ГИА по математике


Издательство «ВАКО»

Лекция

Решение сложных задач ЕГЭ по математике

КОЛЕСНИКОВА С. И., ст. преп. каф. высшей математики МФТИ, редактор журнала «Потенциал», ведущий специалист ФЗФТШ при МФТИ, соросовский учитель


Издательство «Экзамен»

Лекция

Инновационные, элек­тронные учебно-нагляд­ные пособия по математике в рамках введения новых стандартов образования и реализации национальной образовательной программы «Наша новая школа»

КУДРЯВЦЕВ А. А., IT-директор издательства «Экзамен-Медиа», разработчик электронной версии учебников А.В. Пёрышкина


Издательство «Легион»

Лекция

Методика подготовки школьников к различным формам аттестации и контроля с использованием пособий издательства «Легион»

КУЛАБУХОВ С. Ю., к.ф.-м.н., заместитель генерального директора издательства «Легион» по научно-методической работе


 8411%
 16921%
 34944%
 14818%
 506%
13:45 – 15:00

Лекция

Основы для решения сложных задач ЕГЭ закладываются в 8–9-х классах

ШНОЛЬ Д. Э., заведующий кафедрой математики школы-интерната «Интеллектуал» г. Москвы, член методической комиссии по составлению вариантов ЕГЭ по математике, автор учебных пособий по подготовке к ЕГЭ по математике


Круглый стол

Компьютер как инструмент учителя математики

ДУБРОВСКИЙ В. Н., к.ф.-м.н., доц. каф. математики СУНЦ МГУ, методист отдела образовательных программ фирмы «1С»;
МАКАРОВА О. В., редактор газеты «Математика», учитель ЦО №1428


Круглый стол

Компьютерная поддержка урока математики в контексте стандартов нового поколения

ПАНТУЕВ А. В., учитель школы № 179, ст. преп. МИОО


Издательство «Илекса»

Лекция

Выделение общих методов решения задач в новом двухуровневом учебнике алгебры и начал анализа как основа успешной подготовки учащихся к решению заданий ЕГЭ по математике

НЕЛИН Е. П., к.п.н., профессор, автор учебников и учеб­ных пособий по математике


Издательство «Национальное образование»

Семинар

Особенности системной подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9 классе по математике

КОРЕШКОВА Т. В., к.п.н., профессор, декан математического факультета МГПУ;
ШЕВЕЛЕВА Н. В., к.ф.-м.н., доцент


 35745%
 12215%
 8411%
 516%
 17923%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии