24 марта 2011 г.
День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры Программа дня
Всего участников: 763
Репортаж
Особенностью дня стало многообразие и разноплановость его проблематики. На лекциях, мастер-классах, семинарах были представлены современные концептуальные и методические разработки практически во всех областях работы с детьми, испытывающими проблемы в развитии. Вернее, с детьми с особенностями развития, поскольку при определенных условиях проблема конкретного ребенка может быть «превращена» в образовательный ресурс. Эта мысль красной нитью прошла через выступления логопеда, члена Совета директоров Ассоциации дислексии Натальи Свободиной, и координатора программ Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Сергея Прушинского, и многих других экспертов.
Наталья Свободина (лекция «Формирование мотивации к обучению у детей с проблемами письма и чтения») начала с того, что сейчас в школу пришли «другие дети». Другие – означает, что современные школьники отличаются необычайным разнообразием личностных особенностей. И очень часто за этими особенностями, которые на первый взгляд кажутся проблемами, осложняющими жизнь ребенка, таятся скрытые таланты и возможности. Например, в последние годы в школы приходят все больше детей с дислексией (нарушение способности к овладению навыком чтения и письма). Но оказывается: у этих ребят воображение развито гораздо сильнее, чем у сверстников. Они талантливо рисуют, сочиняют оригинальные стихи. Однако эти способности могут остаться нереализованными, если педагоги не изменят привычных способов работы с детьми. Кстати, недавно на русский язык была переведена книга Рональда Дэвиса, которая так и называется «Дар дислексии».
Вторая часть выступления Натальи Свободиной была посвящена практическим методам и приемам работы. А еще Наталья Генриховна рассказала о том, как сама нашла способ решить типичную проблему педагогов-логопедов, которую она сформулировала так: «ребенок ничего не хочет делать, ему не интересно выполнять предлагаемые логопедом упражнения и задания». Как быть?
Найти решение помог случай. Наталья Генриховна проводила очередное занятие с ребенком и, как ей казалось, все шло очень хорошо. «Я буквально упивалась тем, какая я молодец, сколько интересных упражнений придумала, и ребенок вроде бы все выполняет. Но вдруг он спрашивает: «А нам долго еще осталось заниматься?..» Это меня ошеломило: получается, ему совсем неинтересно...».
И тут педагог попыталась посмотреть на занятие глазами ребенка, и поняла: «Ну, конечно же, любому делу должен приходить конец. И ребенок хочет знать, когда это может произойти. Но просто поставить перед ним часы нельзя – это будет отвлекать. А что если…». И решение было найдено.
К следующему занятию Наталья Генриховна нарисовала карту путешествия, которое как бы вело ученика вверх по ступенькам. Выполнил упражнение - поднимаешься на несколько ступенек, сделал еще одно упражнение – прошел еще выше. А на одном из подъемов ступеньки разделялись мостиком, для перехода через который надо было выполнить более сложное упражнение. Не выполнил – извини: сваливаешься в яму, где тебя поджидает «Кикимора болотная». И чтобы вырваться из ее лап, придется ответить на несколько дополнительных вопросов.
Когда занятие превратилось в путешествие, у ребенка возникло совсем другое отношение к работе. Он с увлечением выполнял задания, и… очень хотел свалиться в яму к кикиморе, но - не получилось! А потом и другие дети стали даже специально делать ошибки, чтобы попасть к кикиморе и посмотреть: что там будет происходить. Больше того, некоторые ребята проявили инициативу и стали самостоятельно придумывать и рисовать новые путешествия.
…Как известно, на марафоне гости могут свободно переходить из зала в зал, но во время выступления Натальи Свободиной желание сделать это практически ни у кого не возникло.
Всецело завладел вниманием зала и старший научный сотрудник Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ Игорь Шпицберг (мастер-класс «Включение детей с расстройством аутистического спектра в образовательный процесс»). Ведущий акцентировал внимание слушателей на следующем: чтобы помочь ребенку с аутистическим расстройством, необходимо хорошо понимать истоки его проблем.
Вот пример. Как правило, образ аутиста у нас ассоциируется с недостаточным развитием, со слабыми реакциями на сенсорные стимулы. Однако, на самом деле, такие дети до полутора лет, - на первом этапе развития аутизма, - отличаются высокой степенью развития и гиперсензитивностью. Что это значит?
Если обычный ребенок, прикоснувшись к горячей чашке, раз за разом обжигается, то в какой-то момент понимает: до нее дотрагиваться нельзя. То есть он перерабатывает новую информацию и формирует опыт (позитивный или негативный). Важно, что это формирование в случае нормального развития всегда происходит в системе обратной связи. Что делает в подобной ситуации аутист? Дотрагиваясь до горячей чашки, он получает сильнейший шок, от которого не может долго оправиться. И если ситуация повторяется, ребенок начинает вести себя так, словно ему вообще ни к чему прикасаться нельзя. Отгораживаясь от мира стеной защитных механизмов, ребенок постепенно становится нечувствителен к внешним стимулам. Однако это происходит уже на втором этапе развития расстройства, начиная, примерно, с возраста полутора лет…
Говоря об особенностях современных школьников, эксперты отметили, что проблемы детей сейчас усложнились настолько, что школе просто необходимо налаживать продуктивное сотрудничество с различными специалистами. О том, как это сделать рассказала дефектолог Анна Калиниченко (лекция «Сопровождение детей с нарушением интеллекта специалистами различного профиля»). И подробно раскрыла специфику работы на различных этапах педагогического сопровождения школьников с нарушением интеллекта. Особый акцент ведущая сделала на том, что педагогам желательно различать разные уровни освоения знаний: репродуктивное усвоение с опорой на подсказку учителя и самостоятельное репродуктивное усвоение. А также продуктивное усвоение с опорой и без опоры. Здесь важно не упустить момент, когда у ребенка проявляются первые проблески способностей к продуктивной работе. Например, он пытается самостоятельно обобщить какую-то учебную информацию, сделать вывод. Эти усилия важно поддержать, предлагая ребенку специальные задания.
О профессиональных стереотипах, которые мешают решению проблем инклюзивного образования, рассказал координатор программ Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Сергей Прушинский, выступивший с сообщением «Опыт развития инклюзивного образования в России».
А логопед Татьяна Ланина провела мастер-класс «Методы и принципы коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи». Вначале ведущая познакомила гостей марафона с современными научными представлениями о фонетико-фонематических процессах, а затем продемонстрировала некоторые упражнения по коррекции нарушений в этой сфере. В том числе, упражнения, позволяющие установить связи между процессами, происходящими в правом и левом полушариях мозга.
Надо сказать, что в этот день на марафоне было довольно много практико- ориентированных мероприятий с представлением авторских технологий, методических наработок, различных приемов. Так, дефектолог Галина Зегебарт провела презентацию технологии «Учение без мучения». Эта технология направлена на развитие познавательных способностей ребенка, грамотности и чтения. А логопед Татьяна Насонова показала упражнения, нацеленные на развитие моторики и фонематического слуха.
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии