16 апреля 2010 г.
День школьной администрации Программа дня
Всего участников: 365
Репортаж
Этот день – последний день марафона – для собравшихся в актовом зале лицея педагогов и директоров школ начался необычно: с раздачи… обезьянок. Игрушечные обезьянки символизировали различные поручения и обязанности, выполнение которых школьные администраторы обычно делегируют (или не делегируют) подчиненным. Только на этот раз в роли подчиненных оказались сами администраторы, которых в этой аудитории было явное большинство.
А устроил все это игровое действо учредитель Международной школы завтрашнего дня, координатор программы Школы завтрашнего дня в странах СНГ и Балтии Леонид Столярчук, который на время марафона выступил в амплуа ведущего презентации «Как школа может достичь высоких результатов: принципы, условия, тактика».
Какие же условия должны быть соблюдены, чтобы обязанности, которые делегируются подчиненным, выполнялись? Первое условие ведущий шуточно сформулировал так: обезьянок надо кормить – подчиненным надо помогать в выполнении данных им поручений. Ведь эти поручения, как говорится, не входят в функционал. И если руководитель что-либо просто «поручил и забыл», то по прошествии неопределенного времени на вопрос о результате он рискует получить следующие ответы: «Ой, а у меня времени не было», «А я не знала, как делается презентация в программе PowerPoint».
В этом месте ведущий предложил участникам марафона «покормить» обезьян и передал всем вызвавшимся для этого занятия игрушечные бананы. А когда чей-то голос с третьего ряда сообщил, что «одна обезьянка осталась недокормленной», Леонид Столярчук достал связку настоящих бананов, чем вызвал еще большое оживление в зале.
Второе условие успешного выполнения делегированных обязанностей – «наличие билета в обратную сторону», то есть руководитель должен получить некий отчет о том, что сделано и каков результат.
Что мешает успешному выполнению обязанностей? Самые разные факторы. Например, – «подбиратели обезьянок». Это – директора, которые, обнаружив в школе новую проблему или чью-то недоработку, стремится все устранить и доделать сами. Это неверная позиция. Более правильная установка: «Никогда Ваша проблема не станет моей проблемой, потому что тогда у Вас не будет проблем, а я люблю помогать людям, у которых есть проблемы».
Конечно, помимо неграмотного делегирования обязанностей, существует масса других вещей, снижающих эффективность управления. Чтобы научиться справляться со всеми сбоями, руководителю следует научиться навыкам эффективного менеджера. В частности, умению устанавливать приоритеты. Все задачи можно условно разделить на четыре групп: срочные и важные, срочные и неважные, несрочные и важные, несрочные и неважные. Бывает весьма полезно составить список таких задач и проанализировать, какую часть времени мы ежедневно посвящаем важным, но несрочным делам, а какую – неважным и несрочным. Если у руководителя вторые сильно перевешивают над первыми, значит, возникли серьезные проблемы.
Всем желающим получить более подробную информацию по этой теме ведущий порекомендовал прочитать книги Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», «Главное внимание главным вещам», «Лидерство, основанное на принципах».
Конечно, организаторы дня школьной администрации не могли обойти вниманием Единый государственный экзамен. Этой теме было посвящено несколько выступлений, в частности, лекция методиста городского методического центра МИОО Людмилы Тагинцевой «Управление процессом подготовки и проведения ЕГЭ в образовательном учреждении». Людмила Алексеевна обратила внимание собравшихся на то, что в настоящее время в по приказу департамента образования Москвы организатором Единого государственного экзамена в Москве является Московский институт открытого образования. «Мы занимаемся обучением экспертов, мы занимаемся разъяснительной работой и при МИОО создан региональный центр обработки информации».
Далее Людмила Алексеевна отметила важность обучения детей технологии проведения ЕГЭ: «директор школы отвечает за то, что ребенок, его родители или законные представители осведомлены, как ребенку следует вести себя во время и после сдачи Единого экзамена». Один из наиболее частых упущений здесь: соблюдение сроков подачи апелляции по результатам ЕГЭ. С прошлого года эти сроки сократились до двух дней. К сожалению, нередко бывает так, что по каким-либо причинам ребенок не получает возможности вовремя познакомится с результатами своей экзаменационной работы
Следует также проинформировать детей о возможности внесения исправлений в оформление бланков регистрации. Ребенок может спокойно исправлять любые ошибки в записи своих паспортных данных, названия региона. Что же касается исправлений в самой экзаменационной работе, то здесь действуют особые правила. Например, есть возможность исправить только 12 ошибок в заданиях части «А» и только шесть ошибок в заданиях части «Б». Более детальную информацию по этим и другим технологическим проблемам ЕГЭ можно получить на сайте Консультационного пункта по подготовке и проведению ЕГЭ www.gmcmioopunktege.ucoz.ru .
Сегодня уже вряд ли кто-то станет спорить с тем, что обновление содержания школьного образования необходимо. И успех этого обновления связывается, прежде всего, с профессиональным развитием педагогов. А значит, акцент в работе директоров образовательных учреждений тоже должен смещаться в сторону ориентации на развитие учителя. Об этом на марафоне говорила директор ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 901 города Москвы Елена Советова. На своем семинаре Елена Викторовна представила «Внутришкольную модель развития учительского потенциала». В основу этой модели положена следующая аксиома: философия воздействия в управлении должна смениться философий взаимодействия, сотрудничества и рефлексивного управления. Поэтому обучение учителей начинается с выявления основных школьных проблем и потребностей участников образовательного процесса. А занятия, как правило, проводятся в творческих микрогруппах, которые образуются на основе общности интересов.
Особое внимание в этом подходе уделяется мотивации педагогов к освоению новых знаний. Во-первых, для того, чтобы педагог захотел учиться, в педагогическом коллективе должна быть создана такая атмосфера, где учителям хотелось бы делиться друг с другом своими достижениями, где педагоги не боялись бы говорить о своих ошибках. Также очень важно, чтобы учитель понимал, зачем ему нужно осваивать новое, как это отразится на его работе, на его учениках и на его зарплате.
Елена Викторовна рассказала о том, что делается для развития учебной мотивации в ее школе. В частности, для поощрения педагогов, которые проявили особую активность в сфере повышения квалификации, существует специальный приз. Ежегодно в школе подводятся итоги работы и отличившимся учителям вручается «Хрустальная сова» в разных номинациях, в том числе, номинации «Стремящиеся ввысь».
Среди внешних возможностей повышения квалификации ведущая выделила программу корпорации Intel «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века». Об этой технологии можно прочитать на сайте www.iteach.ru.
А закончился день деловой игрой «У перепутного камня», которую провели руководитель психологической службы школы № 1007 города Москва Ольга Орлова и педагог-психолог этого образовательного учреждения Галина Баранова. С помощью стульев и ленточек психологи обозначили в аудитории пространство школы и предложили создать в нем модель взаимодействия главных участников школьной жизни.
А кто это? Директор, завуч, учитель, ребенок, психолог, родитель, завхоз… «Актеры» на все эти роли нашлись очень быстро. Трудности начались, когда ведущие предложили «новоиспеченным» руководителям и педагогам наладить взаимодействие со всеми другими участниками образовательного процесса так, чтобы все они чувствовали себя комфортно. При этом все взаимодействие должно было осуществляться без слов: общаться разрешалось только с помощью жестов (зато в передвижении и действиях никто не ограничивался).
И что же? Ни с первой, ни со второй попытки справиться с этой задачей взрослым не удалось. Каждый раз кто-то оставался недовольным, а особенно дискомфортно чувствовал себя «ребенок». Что препятствовало налаживанию взаимодействия? Отсутствие инициативы, зажатость, которая вроде бы не должна быть присуща собравшимся в аудитории профессионалам, узкие, стереотипные представление о социальных ролях. Например, директор представляла идеальный школьный коллектив, как сообщество, где «все смотрят в одну сторону». И только после обращения за помощью к внешнему консультанту по управлению в школе, наконец-то, были установлены отношения, которые удовлетворили всех.
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | ||||||||||||||||
11:00 – 12:15 |
| ||||||||||||||||
12:30 – 13:45 |
| ||||||||||||||||
14:00 – 15:15 |
| ||||||||||||||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии