25 марта 2009 г.
День учителя начальной школы Программа дня
Всего участников: 1999
Репортаж
М.М. Безруких представляет свою новую книгу |
|
И.Б. Полякова, Методист ЦНХО Б.М. Неменского проводит мастер класс «Мир полон украшений» |
|
О.Б. Скуратова, Методист ЦНХО Б.М. Неменского проводит мастер класс «Возникновение животного мира на земле» |
Наталья Ключарева
Фотографии В. Строковского
Третий день марафона открылся лекцией академика РАО, директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Безруких. Тема лекции – «Обучение письму: психофизиологические основы, трудности, коррекция».
По словам Марьяны Михайловны, главная проблема современного образования в том, что темп учебы все увеличивается, тогда как организм ребенка растет и развивается с неизменной естественной скоростью. За последние 50 лет период обучения письму сократился в четыре раза и теперь сводится к нескольким месяцам.
Однако специалисты утверждают, что освоить письмо за такой срок способен лишь девятилетний ребенок, у детей младшего возраста отсутствуют необходимые психофизиологические функции. А раннее обучение письму не стимулирует развитие, а тормозит его.
Учитель начальных классов может несколько снизить вред, который причиняют ребенку непродуманные образовательные программы. Например, не ограничивать время выполнения упражнений – пусть каждый работает в своем темпе. Или не требовать от детей безотрывного письма. Ученые уже давно доказали, что оно крайне вредно: ребенку необходимы маленькие паузы при письме для снятия мышечного напряжения. А в школах до сих пор продолжают внедрять эту вредную методику.
В соседнем зале весь день царило творческое оживление. Учителя с удовольствием рисовали, вырезали из бумаги, клеили аппликации. Три лекционных часа методисты Центра непрерывного художественного образования Б.Неменского (http://www.cnho.profedu.ru/) рассказывали и показывали учителям начальных классов, как проводить уроки рисования, давали ценные советы. Например, что рисовать сложные элементы легче через линию симметрии. Или что ребенок должен быть свободен в выборе краски. А вот ограничивать количество используемых цветов – можно, это дает интересный эффект. В отличие от Марьяны Безруких методисты центра, напротив, говорили, что ограничения по времени полезны, так как заставляют детей работать более сосредоточенно.
Из-за того, что не всем желающим хватило места в лекционных аудиториях, в нескольких кабинетах были организованы показы видеоуроков. В первый час учителя посмотрели запись мастер-класса директора Федерального научно-методического центра Л.В.Занкова, главного редактора журнала «Практика образования» Светланы Яковлевой «Обучающий урок, какой он?».
В своем видеовыступлении Светлана Яковлева несколько раз повторила, что в работе с детьми, ориентироваться надо прежде всего на собственную интуицию и ситуацию в классе. Когда сам учитель не скован чужими методиками и рекомендациями, тогда и дети чувствуют себя свободнее и увереннее.
Светлана Яковлева рекомендовала учителям помнить о правиле «трех «С»»: если ученику на уроке Стыдно, Скучно или Страшно, то о развитии и обучении можно забыть. А ведь многих травмирующих ребенка ситуаций можно избежать. Например, вызова к доске, когда кто-то один ошибается на глазах у всего класса.
Чтобы изменить образовательную среду и сделать ее благоприятной для обучения, нужно в первую очередь изменить наши установки. Светлана Яковлева рассказала о примечательном эксперименте. Учителям одной школы в начале года сказали: у вас в классе есть одаренный ученик. В конце года все ученики этих педагогов показали заметный прогресс, так как учителя, не знавшие, кто именно тот одаренный ученик, вглядывались и прислушивались к каждому.
Второй лекционный час открыла руководитель авторского коллектива УМК «Начальная школа XXI века» Наталья Виноградова. Тема ее лекции звучала так: «Современный младший школьник и читательская деятельность». По словам Натальи Федоровны, в школах учат читать, но при этом навсегда отбивают любовь к книгам. На выходе из начальных классов 98% школьников утверждают, что чтение не занимает и не может занимать серьезного места в их жизни. Причина в том, что восприятие текста происходит не на художественном, а на дидактическом уровне. Учебное «препарирование» литературного произведения лишает его привлекательности для школьников.
Чтобы избежать этого, Наталья Виноградова посоветовала больше читать детям вслух. В первом классе можно даже проводить специальные уроки слушания. Читать нужно все произведение целиком. Если разбирать его по главам, то дети теряют связь между эпизодами, а следовательно, теряют и интерес. Во втором классе можно переходить к диалогическому чтению (отрывок читают дети, потом учитель). Очень помогает мотивированное чтение, когда перед началом учитель задает несколько вопросов, ответы на которые ученики должны найти в тексте. Практика показывает, что если задать вопросы в конце, дети на них не ответят.
В заключение Наталья Виноградова сказала, что до третьего класса детям противопоказано изучать иностранный язык, а также пользоваться интернетом. Это сильно вредит русскому языку и чтению.
В третий лекционный час марафона прошло еще несколько видео-уроков. Состоялась также беседа с Тамарой Кругловой, заведующей лабораторией начального образования Московского института открытого образования.
Учителя обсудили волнующие их проблемы: отсутствие преемственности между начальным и средним звеном, постоянное усложнение школьной программы (в некоторых школах уже появились платные курсы по подготовке к поступлению в 5 гимназический класс), неизбежное деление учеников на слабых и сильных. Как подчеркнула Тамара Круглова, часто успехи ребенка зависят не от его способностей, а от возможности родителей нанять репетитора. Бороться с этим бессмысленно. Однако хотя бы в начальной школе учителя могут попытаться избежать этого разделения по способностям, плохо влияющего на самооценку школьника.
Утро, 25 марта 2009 года. Гости марафона спешат на регистрацию.
Гл. редактор газеты «Начальная школа» М.В. Соловейчик приглашает на сцену Н.Ф. Виноградову |
Н.Ф. Виноградова проводит лекцию «Современный младший школьник и читательская деятельность» |
Т.А. Круглова, зав. кафедрой Начального обучения МИОО проводит семинар «Итоговая аттестация и некоторые пути повышения образования в начальной школе» |
Д.В. Разумный и телекомпания «СГУ» представляют фильм «Времена года» |
А.С. Соловейчик, гл. редактор ИД Первое сентября |
На марафоне были представлены итоги всероссийского конкурса «Ёлочка», организованного редакцией газеты «Начальная школа» |
М.Ю. Полникова представляет «Дидактические тетради |
О.В. Джежелей представляет учебник литературного чтения |
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||||||||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||||||||||
11:00 – 12:15 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
12:30 – 13:45 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
14:00 – 15:15 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии