1 апреля 2008 г.
День школьного психолога Программа дня
Репортаж
Татьяна Беглова из центра «Точка ПСИ» рассказывает на своем мастер-классе об образовательных технологиях |
Читатели очень дорожат любимой газетой |
Михаил Семаго и после мастер-класса готов делиться мыслями об отклоняющемся развитии |
Как применять игры в тренинге Александра Соболева знает не понаслышке |
В больших залах нет свободных мест – так велик интерес гостей Дня школьного психолога к происходящему |
Людмила Печатникова
Фотографии Е. Крылова
День школьного психолога начался с размышлений о том, насколько изменилась за последние несколько лет роль этого специалиста в образовательном учреждении.
Марина Битянова, директор центра «Точка Пси», профессор МГППУ, открывая в Большом зале мастер-класс «Современные образовательные технологии в работе школьного психолога», напомнила коллегам, как еще совсем недавно психологи были самыми главными новаторами в школах, носителями интерактивных игровых, деятельностных методик работы. Педагоги оценили эффективность предложенных технологий и сегодня владеют ими не хуже психологов. А в ситуации урока — даже лучше. Психологи же, постепенно разочаровавшись в чисто психологических способах воздействия (тренинги, игровые программы), поскольку они не вписываются в жесткие рамки школьного распорядка, оказались не слишком компетентными на стандартном сорокаминутном занятии в классе, где стоят парты в три ряда и висит зеленая доска перед глазами. Урок психологии стал одним из самых скучных в детском расписании. Получается, психолог просто обязан освоить современные образовательные технологии, чтобы помогать и ученикам, и преподавателям.
После такого решительного заявления сотрудники центра «Точка Пси» Татьяна Беглова и Татьяна Меркулова пригласили добровольцев на сцену, чтобы «в режиме аквариума» продемонстрировать залу формы работы по самым современным технологиям, в частности технологии критического мышления.
В соседней аудитории Олег Хухлаев, заведующий кафедрой «Этнопсихология и проблемы поликультурного образования» МГППУ, на своем мастер-классе «Психологическое сопровождение детей-мигрантов в образовательной среде» не стал выбирать желающих из публики. Он предложил каждому слушателю осмыслить личный опыт миграции. Да, этим опытом обладает почти каждый взрослый. Ведь миграция — это не только переезд в другую страну. Любое вхождение в незнакомую тебе культуру (переход в другую школу, на новую работу) — тоже своего рода миграция. И пропасть между столичными школами в разных странах порой не так глубока, как между элитной гимназией и учебным заведением на окраине спального района того же города. Чтобы помочь нашим ученикам, выходцам из далекого Афганистана или Вьетнама, мы должны проанализировать собственные реакции на смену культурных норм. Насколько мы в свое время были готовы принимать новую культуру, хотели сохранить исходную?
В результате взаимодействия этих двух тенденций формируются четыре основные поведенческие стратегии мигранта: стратегия ассимиляции (растворения в новой культуре ценой забвения старой), сепарации (отторжения нового ради исходного), маргинализации (когда человек теряет все точки опоры) и — самая эффективная и желанная — интеграции. В последнем случае между двумя культурами нет разрыва, скорее шов, позволяющий путешественникам успешно соединять различные нормы и ценности. Конечно, работая с учеником, нужно стараться помочь ему интегрироваться в местное сообщество. Однако любая избранная ребенком в зависимости от ситуации стратегия поможет ему выжить в незнакомой среде. Лишь бы он не метался, не бросался в отчаянии из одной крайности в другую. Значит, именно помощь в выборе модели поведения является первоочередной задачей психолога, занимающегося детьми-мигрантами.
Для психолога естественно работать с личным опытом клиента. О чем бы ни шла речь. Поэтому никто не удивился, когда Марина Чибисова, открывая мастер-класс «Психологическая подготовка к ЕГЭ: чем психолог может помочь выпускнику и родителю?», предложила собравшимся быстренько сдать ЕГЭ самим, а уж потом заниматься чужими проблемами в этой области. Ах, если бы все тесты напоминали вопросы Марины Юрьевны! Выбрать героя, чья голова набита опилками, и головной убор, которому выпала честь стать названием любимой сказки, — это не испытание, а удовольствие. А вот чтобы пережить настоящий ЕГЭ, требуются дополнительные тренинги. В том числе такие забавные репетиции, помогающие освоить процедуру экзамена и снять неоправданные страхи. Конечно, необходима отдельная работа по осознанию каждым подростком своего индивидуального стиля работы, выработки личной стратегии поведения на экзамене. Если ученик не займет активную позицию по отношению к предстоящему испытанию, никакие освоенные методики релаксации и концентрации ему не помогут. Он просто не сумеет их применить в нужный момент.
В идеале работа психолога с выпускным классом должна начинаться еще осенью, после первого пробного экзамена, когда есть время проанализировать имеющиеся у детей трудности (один не в силах принять решение, другой не может оставить недоделанное задание, третий слишком полагается на взрослых…), подобрать и опробовать персональные рекомендации. Есть время поговорить и с педагогами (они боятся тестирования не меньше детей), и с родителями, которые часто устраняются от решения проблемы, считая, что вся ответственность лежит на школе.
Странно, в Большом зале обсуждали совершенно иные проблемы, но участники дискуссии «Зачем школьному психологу знания об отклоняющемся развитии?» повторили почти слово в слово печальные слова о нежелании родителей помогать своим детям, сотрудничать со школой. И это одна из главных трудностей, с которой сталкиваются психологи, не имеющие права заниматься с детьми, если семья не дала согласия на такие занятия. А ведь своевременная помощь ученику в выстраивании оптимального образовательного маршрута позволяет предупредить многие конфликты и кризисные ситуации. Ведущий Михаил Семаго, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, призывал коллег тщательно составлять договор как с родителями школьников, так и с администрацией образовательного учреждения, чтобы ничто не мешало нормальной работе.
Конец дня был посвящен играм. Мария Ступницкая и Вадим Родионов, сотрудники АНО «Школа «Премьер», раскрыли сущность критериального оценивания, предложив добровольцам изобразить экзамен по аплодированию. Одни старательно хлопали, другие оценивали «учеников» — как придется или по заранее оговоренным параметрам. Разницу почувствовали все.
Александра Соболева, директор направления тренинговых программ компании «Искусство тренинга», приглашала слушателей исполнять ритмичные считалки и одновременно хлопать соседей по коленкам и по макушкам, чтобы понять, какие сложные физиологические, психологические, личностные процессы провоцируют самые простые игровые приемы.
И словно не было позади напряженного рабочего дня — психологи шумно обменивались впечатлениями. И стало ясно, насколько азартно и заинтересованно существуют они в своей профессии.
Вадим Родионов и Мария Ступницкая любят интерактивные формы работы. Участники тоже.
Теперь психологи знают, как помочь учащимся подготовиться к ЕГЭ, благодаря Марине Чибисовой
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||
---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | ||||
11:00 – 12:15 |
| ||||
12:30 – 13:45 |
| ||||
14:00 – 15:15 |
| ||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |