29 марта 2007 г.
День учителя литературы Программа дня
Репортаж
С одной стороны, обязательных предметов итоговой аттестации три – математика, русский и литература. А обязательных экзаменов при этом только два, остальные три школьники сдают по выбору.
Когда выпускники писали сочинение, все было понятно: ставилась двойная оценка – одна по русскому, вторая – по литературе. Но с нынешнего года московские школьники сдают обязательный ЕГЭ по русскому языку. То есть сочинение автоматически заменяется тестированием. Куда в таком случае исчезает обязательный экзамен по литературе?
Как рассказал гостям марафона Сергей Волков, в регионах, где ЕГЭ по русскому сдают уже давно, за литературу просто никто не стал бороться. Учителя-словесники сами с радостью отказались от сочинений. Ведь натаскать школьника на решение тестов легче, чем научить его анализировать художественный текст и связно излагать свои мысли. В итоге в большинстве российских школ уроки литературы в старших классах превратились в подготовку к ЕГЭ по русскому.
Что означает – поставить крест на предмете. Московские педагоги-словесники намерены отстаивать статус литературы, а для этого необходимо, в первую очередь, определиться с формой итоговой аттестации.
Александр Княжицкий и Татьяна Пылаева, представлявшие Центр оценки качества Московского департамента образования, рассказали о своем варианте решения этой проблемы.
«Во-первых, необходимо осознать, что если мы хотим сохранить литературу как обязательный экзамен, то от ЕГЭ нам никуда не деться, – констатировал Александр Княжицкий. – Конструктивный диалог с властью начинается только с этой точки. Во-вторых, ЕГЭ по литературе в том виде, в каком он существует сейчас, это конец предмету. Такая литература никому не нужна».
Однако, по словам Татьяны Пылаевой, предложенный Министерством образования вариант ЕГЭ по литературе – это еще не окончательное решение. У педагогов есть возможность внести свои предложения.
«Кто сказал, что ЕГЭ – это обязательно тесты? – воскликнула Татьяна Пылаева. – По закону, есть только два обязательных условия для ЕГЭ. Первое – это должен быть общий экзамен для школы и вуза. Второе – независимая оценка. А тесты везде господствуют именно потому, что мы ничего не предлагаем. Там, наверху, вакуум идей, и в результате нам навязывают не самые удачные варианты».
Александр Княжицкий и Татьяна Пылаева предложили опять объединить в один общий экзамен русский и литературу. С этим, по их словам, согласен даже «главный идеолог» ЕГЭ – глава Рособрнадзора Виктор Болотов.
Экзамен будет из трех частей, как и нынешний ЕГЭ. В первых двух – тестовые задания по русскому языку, причем с уклоном не в грамматику, а в развитие речи. Третья часть – анализ незнакомого текста знакомого автора, то есть мини-сочинение.
«Мы принципиально предлагаем для анализа именно незнакомый текст, – сказал Александр Княжицкий. – Чтобы выпускник не вытаскивал из головы заученные формулировки, а оставался один на один с литературным произведением. Только так можно увидеть, чему на самом деле его научили на уроках литературы».
Педагоги, сидевшие в зале, тоже внесли свои предложения. По мнению одной учительницы, единый госэкзамен по русскому языку вполне может проходить не в форме тестирования, а в форме диктанта. А литературу необходимо сдавать устно, потому что ребенок должен, прежде всего, научиться понимать чужой текст, а уже потом создавать свой собственный.
Горячую дискуссию из-за ограниченности времени завершили голосованием. В итоге за сочинение как форму итоговой аттестации по литературе высказалось всего несколько человек, за изложение и ЕГЭ в его нынешнем виде – вообще никто, а большинство отдало предпочтение устному экзамену.
На следующем занятии педагоги смогли отдохнуть душой от суровых образовательных будней. Учитель и постоянный автор газеты «Литература» Юлий Халфин прочитал вдохновенную лекцию об Анне Ахматовой, показав, как с помощью театральных постановок он и его ученики приблизились к осознанию структуры ее поэзии.
О соединении уроков литературы с другими видами искусства шла речь и на двух последних занятиях. Преподаватели Вятской гуманитарной гимназии рассказали об опыте интеграционных образовательных экспедиций. Сначала школьники изучают творчество какого-нибудь автора в классе, потом проводят краеведческое исследование, сами составляют маршрут и вместе с учителями отправляются в поездку.
Они побывали уже во всех литературных мекках России: в Болдино, Михайловском, Царском Селе. По впечатлениям и материалам экспедиции каждый ученик пишет потом собственный текст в любом жанре: от статьи в гимназическую газету до эссе, которые публикуются в специальных сборниках.
А в одной из гимназий Санкт-Петербурга, об опыте которой рассказала Татьяна Рыжкова – доцент РГПУ им. Герцена, ученики по мотивам литературных произведений делают фотоальбомы, устраивают выставки, составляют словари, пишут сценарии, создают компьютерные игры и даже снимают фильмы.
Наталья Ключарева
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | |||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | |||||
11:00 – 12:15 |
| |||||
12:30 – 13:45 |
| |||||
14:00 – 15:15 |
| |||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |