27 марта 2019 г.

День учителя начальной школы (день 1-й)  Программа дня

Всего участников: 758

Репортаж

В день, посвященный начальному образованию, на Марафоне собрались педагоги, интересующиеся тем, как увлекательно, эффективно, современно учить своих подопечных и, конечно, как проверить результаты своей работы.


Старт этой встрече задала Александра Турусова, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1208 г. Москвы им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова, автор учебных пособий по литературному чтению, на лекции «Практика отработки навыков чтения в начальной школе „От простого к сложному“», посвященной нестандартным заданиям на уроках литературного чтения. Она начала с игры: 12 человек поднялись на сцену, разделились на две команды, причем одна придумывала название для другой. Каждая участница – да, этот день был практически полностью женским – получила лист с напечатанной буквой. Ведущая читала загадки, а команды выстраивались, складывая из букв ответ. Смех, азарт и аплодисменты определили атмосферу всего дня. Ведь именно первые годы должны сделать учебу привлекательной при всей ее серьезности и глубине. Содержательная часть игры, кстати, не заставила себя ждать: игроки тут же проанализировали, что они чувствовали, что позволило поговорить о том, что делает учитель, работая над адаптацией детей, сплоченностью, умением договориться.

Продолжая разговор, ведущая поделилась приемами, тренажерами, заданиями, которые позволяют каждому ребенку освоить осознанное чтение на том, уровне, к которому он готов, в том числе и дети с ОВЗ. На лекции прозвучали рекомендации, как включить особенных детей в общий контекст образования, дать им как предметные, так и метапредметные навыки.

Тематика групповой работы продолжилась на лекции «Навыки работы в команде для успешной самореализации личности», где Алла Дигина, заместитель руководителя центра начального образования АО «Издательство «Просвещение» говорила в том числе о навыках, которые дети должны постепенно осваивать на уроках: говорить спокойно, по очереди, смотреть на говорящего, обращаться имени… Педагогу важно при этом научить ребят благодарить друг друга за совместную работу.

Гармоничное сочетание предметных и метапредметных навыков стало темой обсуждения и на лекции кандидата филологических наук Марины Новицкой «Обновление методического аппарата в учебниках „Окружающий мир“ системы „Перспектива“». Этот предмет позволяет учителю работать над УУД, когда ребенок строит свою картину мира и одновременно учится работать с инструментами, читать планы и карты, осваивает исследовательские способы познания.

А как же учитель может отследить результаты, проанализировать столь сложную и многоплановую работу – свою и учеников? Весна – время волнений по поводу ВПР! Об этом упомянула в своей лекции «Специфика заданий ВПР по русскому языку в четвертом классе» Людмила Комиссарова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, разработчик ВПР по русскому языку. И при этом подчеркнула, что назначение работы – мониторинг, диагностика, а не повод третировать учителей. Результаты показывают, насколько дети готовы к дальнейшему обучению, и должны быть использованы для совершенствования методики (однако, судя по реакции зала, эти благие намерения пока слабо воплощаются в реальной жизни). Ведущая рассказала, как с 2015 года изменились задания под влиянием учительского мнения. Проанализировала структуру варианта, технологию проведения ВПР. Участники обсудили содержание и смысл проверочных заданий.

Значительная часть участников Марафона, заинтересованных в проблеме качества образования отправились на лекцию «Современные модели оценки предметных и метапредметных результатов обучения младших школьников», чтобы послушать Марину Кузнецову и Оксану Рыдзе (постоянные участники Марафона очень ждали встречи с Натальей Виноградовой, но, увы, она не смогла приехать). Из первой части лекции можно было узнать о результатах масштабных региональных мониторингов в начале 5 класса, которые показали, что остается в сознании детей по итогам обучения в начальной школе. Участники Марафона узнали, насколько устойчивы результаты учительской работы, какие задания вызывают у ребят наибольшую трудность.

Чтобы оперативно отслеживать ситуацию, каждый учитель проводит и свой мониторинг. По этому поводу на лекции прозвучало немало полезных рекомендаций: не переводить в отметку все подряд, использовать уровневый подход; использовать различные виды заданий, чтобы дифференцировать подход к детям с разными трудностями. И конечно, подбирать интересные для учеников проверочные работы, ведь они должны быть продолжением обучения. Для более глубокого изучения темы аудитории было предложено зайти на сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО: http://www.centeroko.ru/

Во второй части лекции Марина Ивановна напомнила, что система оценивания метапредметных результатов только складывается. И то, что на государственном уровне такого оценивания пока нет, не означает отказа от метапредметных результатов. Нет, они по-прежнему важны. В частности, их составная часть – УУД. Аудитории были подробно представлены модели оценивания УУД: педагогическая диагностика, комплексная работа, текстовая работа, итоговая работа-конструктор. Участники Марафона познакомились с образцами заданий и даже протестировали в качестве экспертов: определили, что проверяет то или иное задание.

И, пожалуй, самой вдохновляющей была фраза, прозвучавшая на этой лекции: «Коллеги, за вами право выбора модели оценки результатов!». Ведь действительно все технологии, приемы, системы и модели оценивания – это инструменты, которые выберет тот или иной учитель, идущий завтра в класс с новыми идеями, полученными на Марафоне.

Елена Куценко

Издательство «Экзамен», Корпорация «Российский учебник», Издательство «Просвещение», Издательство «Русское слово», Издательство «АСТ», Издательство «Национальное образование», Издательство «ВАКО»

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 ‒ 10:30

Начало регистрации

09:30 ‒ 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 ‒ 11:45

Издательство «Экзамен»

Лекция

Практика отработки навыков чтения в начальной школе «От простого к сложному». Нестандартные задания на уроках литературного чтения

ТУРУСОВА А.Р., учитель начальных классов ГБОУ школа № 1208 г. Москвы имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова, автор учебных пособий по литературному чтению


Корпорация «Российский учебник»

Лекция

Современные модели оценки предметных и метапредметных результатов обучения младших школьников (Часть 1)

ВИНОГРАДОВА Н.Ф., заслуженный деятель науки РФ, д.пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО;
КУЗНЕЦОВА М.И., д.пед.наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ИСРО РАО;
РЫДЗЕ О.А., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»


Издательство «Просвещение»

Лекция

Навыки работы в команде для успешной самореализации личности

ДИГИНА А.Г., заместитель руководителя центра начального образования


Издательство «ВАКО»

Лекция

Как построить современное эффективное мышление у обучающихся в начальной школе средствами пособий издательства «ВАКО» (от «Смыслового чтения» до «Математики с улыбкой»)

БЕДЕНКО М.В., преподаватель частной школы «Аист»


 43557%
 16221%
 10614%
 598%
11:45 ‒ 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 ‒ 13:30

Издательство «Экзамен»

Лекция

Развитие устной и письменной речи ребёнка в период подготовки к школе и в процессе обучения в начальных классах

ИВАНОВА И.В., учитель высшей категории, лауреат гранта Москвы в области образования и науки, ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы»


Корпорация «Российский учебник»

Лекция

Современные модели оценки предметных и метапредметных результатов обучения младших школьников (Часть 2)

ВИНОГРАДОВА Н.Ф., заслуженный деятель науки РФ, д.пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО;
КУЗНЕЦОВА М.И., д.пед.наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ИСРО РАО;
РЫДЗЕ О.А., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»


Издательство «Русское слово»

Практикум

Творческое чтение как ресурс развития детей младшего школьного возраста

МУКИНА К.В., методист издательства «Русское слово»


Издательство «Просвещение»

Лекция

Обновление методического аппарата в учебниках «Окружающий мир» системы «Перспектива»

НОВИЦКАЯ М.Ю., к.филол.н., автор учебников и учебных пособий по окружающему миру УМК «Перспектива», учебных пособий по народоведению


 39055%
 13619%
 14421%
 375%
13:45 ‒ 15:00

Издательство «Экзамен»

Лекция

Подготовка к диагностике учащихся начальной школы в рамках внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)

ЯЗЫКАНОВА Е.В., учитель начальных классов, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГБОУ Школа № 1208 г. Москвы имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова, победитель конкурса лучших учителей РФ в 2007, 2014 годах в рамках Приоритетного проекта «Образование»


Издательство «АСТ»

Лекция

Эффективная система формирования базовых предметных знаний как условие успешности младшего школьника

УЗОРОВА О.В., автор более 1000 книг по образованию, методист, учитель-практик начальных классов высшей категории, ведущий специалист всероссийского форума «Материнство», почетный участник международных мероприятий по обучению и образованию под эгидой ЮНЕСКО


Издательство «Национальное образование»

Лекция

Специфика заданий ВПР по русскому языку в четвертом классе

КОМИССАРОВА Л.Ю., к.п.н., профессор кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета (МПГУ), разработчик ВПР по русскому языку


 31145%
 23134%
 14821%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии