Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

06 апреля 2018 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День учителей истории, обществознания, МХК, музыки, ИЗО  Программа дня

Всего участников: 319

Репортаж

В этом году к традиционному профессиональному разговору о развитии ребенка средствами искусства присоединились учителя истории, что придало встрече еще более объемное видение.


Задала тон такой интеграции лекция «Человек в мировой художественной культуре: вчера, сегодня, завтра. Авторская концепция учебного предмета “Мировая художественная культура”». Юрий Солодовников, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Краснодарского художественного музея им. Ф.А. Коваленко, предложил аудитории поразмышлять о том, как представители разных видов искусства и науки отвечали на вечные вопросы об устройстве мира, смысле жизни, о вечной проблеме выбора между добром и злом. Ведущий привел многочисленные примеры того, как с античных времен до наших дней в живописи, архитектуре, философии отражаются исторические события и движение человеческой мысли.

Подобный процесс осмысления себя в мире происходит и с каждым школьником. В большой степени – с помощью творчества. Как должен выстраивать свою работу педагог, чтобы обеспечить условия для этого стремления и развить его? Ответ прозвучал на лекции «Современные требования к уроку изобразительного искусства», прочитанной Сергеем Игнатьевым, доктором педагогических наук, профессором кафедры истории художественной культуры и методики преподавания изобразительного искусства Института изящных искусств МПГУ: «Уроки должны приносить радость». Ведущий представил основы, составные части, внутренние механизмы такого урока. Задача учителя при таком подходе – стимулировать интерес, творческую смелость, воображение ребенка. И, что очень важно, соблюдать баланс между работой мышления и воображением.

Несколько иной аспект работы преподавателя был рассмотрен на лекции «Менеджмент в музыкальном образовании», где доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств МПГУ Галина Голошумова напомнила коллегам, что каждый педагог вовлечен в систему управления. Это означает, что управленческие компетенции непременно должны входить в комплекс профессиональных навыков. Преподавателю музыки они помогут осуществить свои идеи, проекты, достойно предъявить результаты учеников. Многочисленные составляющие менеджмента были представлены аудитории.

Живопись и музыку в палитре творческого самовыражения и современного образования дополняет работа с текстом. В этом участники Марафона убедились на лекции «Повышение качества обучения с использованием приемов смыслового чтения на уроках истории и обществознания» кандидата исторических наук Валерии Тороп. На этой площадке были рассмотрены ситуации, в которых текст можно рассматривать как приглашение к размышлению и практическому применению знаний. Аудитории были предложены приемы и методы работы с текстом: выделение ключевых слов, подбор синонимов и антонимов, составление рассказа по опорным словам, генерирование аргументов «за» и «против». Ведущая привела многочисленные примеры того, как может строиться подобная работа в контексте предметного материала.

Интерес у аудитории вызвала и вторая часть лекции, где рассматривался подход к работе с картами, в том числе и контурными, которые можно рассматривать как средство достижения различных педагогических целей. На их материале учитель может самостоятельно составлять задания. Это было показано на примерах возможных вариантов с комментариями: что задание развивает, на какие навыки и представления ребенка опирается.

Чтобы такое разностороннее развитие школьников достойно отразилось в баллах на выпускном экзамене, учителя устремились на лекцию «ЕГЭ 2018. Историческое сочинение. Проблемы и решения по подготовке к выполнению задания на выпускном экзамене». Ее читал Ян Соловьев, кандидат исторических наук, доцент Московского государственного областного университета. Он привел примеры правильных и ошибочных ответов при сдаче ЕГЭ, проанализировал возможные ошибки. Однако главное внимание было сосредоточено на историческим сочинении: какова его структура и содержание. Участники Марафона получили практические рекомендации, от чего выпускникам следует воздерживаться при выполнении этого задания, чтобы благополучно миновать места, уязвимые для придирок экспертов, и избежать потери баллов.

Пожелаем же успеха и им, и педагогам, которые обеспечивают гармонию мышления и творчества.

Елена Куценко


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Экзамен»

Лекция

ЕГЭ 2018. Историческое сочинение. Проблемы и решения по подготовке к выполнению задания на выпускном экзамене [3804]

СОЛОВЬЁВ Я.В., к.ист.н., доцент Московского государственного областного университета

[Мероприятие 2]

Издательство «Интеллект-Центр»

Лекция

Контроль и диагностика учебных достижений учащихся на уроках истории и обществознания [3805]

КИШЕНКОВА О.В., к.ист.н., доцент кафедры социально-гуманитарного образования АПК и ППРО, эксперт МЦКО, автор учебных пособий издательства «Интеллект-Центр»

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Человек в мировой художественной культуре: вчера, сегодня, завтра. Авторская концепция учебного предмета «Мировая художественная культура» [3806]

СОЛОДОВНИКОВ Ю.А., к.п.н., старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Краснодарского художественного музея им. Ф.А.Коваленко, дважды лауреат премии Администрации Краснодарского края в области науки и образования, автор учебно-методического комплекта по предмету «Мировая художественная культура»

[Мероприятие 4]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Новый УМК «Музыка» для 7-х и 8-х классов: содержание и технологии [3807]

СЕРГЕЕВА Г.П., автор УМК «Музыка» издательства «Просвещение», к.п.н., доцент кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического Академии социального управления

[Мероприятие 5]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Место и значение народного искусства в концепции УМК «Изобразительное искусство» издательства «Просвещение» под редакцией Т.Я. Шпикаловой. Электронные приложения к учебникам «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского [3808]

ЕРШОВА Л.В., д.п.н., автор УМК «Изобразительное искусство», доцент, декан факультета искусств Шуйского филиала Ивановского университета;
НЕМЕНСКАЯ Л.А., к.философ.н., автор учебников УМК «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского, профессор кафедры непрерывного художественного образования МИОО, почётный член Российской академии художеств;
КОБЛОВА О.А., к.п.н., доцент, зав. сектором Центра непрерывного художественного образования

 12640%
 5819%
 4213%
 4314%
 4414%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 6]

Издательство «Легион»

Лекция

ВПР по обществознанию в 6 классе: методика и организация подготовки [3809]

ЧЕРНЫШЕВА О.А., преподаватель истории и обществознания Ростовского-на-Дону строительного колледжа, руководитель авторского коллектива по обществознанию издательства «Легион», рецензент

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

Лекции

Практико-ориентированность в обществознании в контексте обновления содержания предмета [3810]

ЛОБАНОВ И.А., научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, учитель истории и обществознания, почетный работник общего образования РФ

Повышение качества обучения с использованием приемов смыслового чтения на уроках истории и обществознания [3811]

ТОРОП В.В., к.ист.н., автор пособий по истории России УМК под редакцией А.В. Торкунова

[Мероприятие 9]

Лекция

Русская духовная музыка в дополнительном музыкальном образовании [3812]

СТРЕЛЬЦОВА А.С., к.п.н., доцент кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств МПГУ

[Мероприятие 10]

Лекция

Современные требования к уроку изобразительного искусства [3813]

ИГНАТЬЕВ С.Е., д.п.н., профессор кафедры истории художественной культуры и методики преподавания изобразительного искусства Института изящных искусств МПГУ

[Мероприятие 16]

Лекция

Русское искусство в контексте мировой художественной культуры [3886]

РАПАЦКАЯ Л.А., д.п.н., профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств МПГУ

 279%
 14249%
 4716%
 4214%
 3412%
13:45

15:00
[Мероприятие 11]

Издательство «Легион»

Лекция

Работа с картографическим и иллюстративным материалом на ЕГЭ по истории: основные трудности и пути решения [3814]

ПАЗИН Р.В., к.п.н., учитель истории и обществознания, автор учебно-методических пособий издательства «Легион» по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию

[Мероприятие 12]

Издательство «Национальное образование»

Лекция

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по курсу истории в основной и старшей школе [3815]

АРТАСОВ И.А., старший научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», заместитель председателя Федеральной предметной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

[Мероприятие 14]

Лекция

Менеджмент в музыкальном образовании [3816]

ГОЛОШУМОВА Г.С., д.п.н., профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств МПГУ

[Мероприятие 15]

Лекция

Современные технологии художественного образования в школе [3817]

ЛОМОВ С.П., д.п.н., академик РАО и РАХ, и.о. заведующего кафедрой истории художественной культуры и методики преподавания изобразительного искусства Института изящных искусств МПГУ

[Мероприятие 17]

Лекция

Новые подходы преподавания МХК [3887]

ГРИГОРАШ А.В., кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории художественной культуры и методики преподавания изобразительного искусства Института изящных искусств МПГУ

 4415%
 12644%
 4717%
 3613%
 3111%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии