Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

05 апреля 2018 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День учителя математики  Программа дня

Всего участников: 405

Репортаж

Марафон учебных предметов–2018 уже успел собрать многих учителей, и вот теперь настала очередь преподавателей математики поговорить о своих насущных делах. Как и подобает математикам, они были конкретны, серьезны и лаконичны и прекрасно понимали друг друга.

Приближающийся ЕГЭ традиционно становится главной темой учительской братии. Но математики, несмотря на то, что их-то предмет один из главных на выпускных испытаниях, обсуждали предмет гораздо шире. Лекция «Современные подходы к результатам математического образования» – ее прочитал академик Алексей Львович Семенов – показала интерес педагогов к вопросу современных походов к результатам математического образования. Речь шла и о содержании школьного предмета, и о математике в реальной жизни. О желаемом синтезе предметов. О выходе за рамки традиционной математики. В предмете ведь, помимо математических миров, множество других. Например, психологические и логические. Алексей Львович рассказал, как он работает со своими учениками: любую задачу начинает с экспериментов и лишь потом переходит к теории. Семенов старается, чтобы математические задачи не были оторваны от реальности. Он привел пример придуманной в Бостоне задачи: «Алекс встал на электронные весы, они показали 58 кг. Потом он взял кота и взвесился вместе с ним. Вышло 62 кг. Сколько весит кот?». Правильный ответ у авторов задачи – 4 кг, но после обсуждения с коллегами на Марафоне стало ясно, что этот ответ очень условный. Если учесть, что электронные весы округляют показатели, то вес кота варьируется от 3 до 5 кг. Академик отметил важность нестандартности мышления, а значит и решения задач. И возможности двигаться – как слабым ученикам, так и тем, кто больше других способен к математике.

А успехов в математике не может быть без интереса к предмету. Это обсуждалось на лекции «Развитие интереса к математике» доцента СПб АППО, автора учебных пособий, руководителя проектов «МетаШкола» и «Математические каникулы» Елены Владимировны Смыкаловой. Она считает, что для успеха требуется две составляющие: повторение и обобщение существующих знаний, а также новизна содержания. В этом помогают созданные ею пособия, сочетающиеся со школьными учебниками. Автор предлагает добавлять нестандартные задачи и задачи повышенной сложности, содержащиеся в ее материалах, в учебный процесс: на уроках и в домашних заданиях. Дополнительные задачи дети могут делать по желанию, но за решенные задачи обязательно нужно поощрять. Например, баллами: пять выполненных задач – пятерка в дневник. Так делает сама Смыкалова. Еще хорошо, если раз в неделю 10 минут урока посвящаются дополнительным главам. А если просить ребят просматривать параграфы немножко вперед, материал ими проще воспринимается.

Учителя часто встречаются с тем, что в классе есть более одаренные дети и нельзя игнорировать их возможности. Авторы изданных корпорацией «Российский учебник» УМК по математике – доцент кафедры математического образования ИРОТ Ольга Викторовна Муравина и профессор Георгий Константинович Муравин рассказывали, как можно помочь таким ребятам с помощью интерактивного тренажера. Работа на тренажере строится через исследование, формирование гипотез и решения задач. Этот подход отослал к лекции Алексея Львовича Семенова, на которой он говорил буквально о том же.

Вызывающее особый интерес 19 задание ЕГЭ обсуждали отдельно, на примере экзамена 2016 года. Лектор Александр Александрович Прокофьев предлагал свою помощь в решении возникающих вопросов и дальше. Кандидат физико-математических наук, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова Валерий Семенович Панферов, продолжая тему экзаменов, рассказывал о дополнительном вступительном испытании по математике в главном вузе страны. Панферов обращал внимание на правильной постановке вопроса в задачах и логике обучения. В школах нужно уделять этому особое внимание, чтобы при поступлении у детей не возникало ни путаницы, ни ошибок. При подготовке к поступлению выпускники могут пользоваться специально опубликованными заданиями прошлых лет с ответами. Их Валерий Семенович подробно разобрал с коллегами.

Наталья Николаевна Хлевнюк, заместитель генерального директора издательства «Илекса» по научно-методической работе, отличник народного просвещения, победитель и призер творческих конкурсов учителей математики провела семинар «Математическая грамотность. Формирование и критерии оценивания». Она много говорила о важности заинтересованности ребенка в предмете, как способе мотивации. Наталья Николаевна рассказывала о проверенном ею способе структуризации знаний. Структуризация помогает слабым ученикам освоить математику. Ребенок лучше воспринимает и понимает, когда он видит взаимосвязь, сам сопоставляет и анализирует материал. Поэтому Хлевнюк рекомендует уделять особое внимание систематизации и связи математических понятий. Не менее важно, по ее мнению, знакомить школьников с фактами истории математики и с философско-математическими понятиями. И, конечно, говорилось о профилактике ошибок, их классификации, о прививании навыков самопроверки и о важности преемственности в младшей и средней школах. Таким образом, темы в День учителя математики для меня замкнулись, показав, что содержание школьного предмета математики и ее применения в реальной жизни нашим педагогам важнее, чем натаскивание детей на тестовые аттестации.

Ольга Хотимская


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Особенности подготовки к ВПР по математике в 5-м, 6-м и 7-м классах в 2018 году [3742]

АХРЕМЕНКОВА В.И., учитель высшей квалификационной категории ГБОУ Школа № 192 г. Москвы

[Мероприятие 3]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Решение задач высокого и повышенного уровней сложностей: советы эксперта [3744]

КРАЙНЕВА Л.Б., к.п.н., доцент кафедры математики Московского центра развития качественного потенциала образования, автор учебных пособий по математике

[Мероприятие 4]

Издательство «Просвещение»

Семинар

Математика: система подготовки к единому государственному экзамену 2018 [3745]

ПРОКОФЬЕВ А.А., профессор, учитель высшей категории, автор УМК Шабунина М.И. и др. «Алгебра и начала математического анализа» (10, 11 баз. угл.)

[Мероприятие 6]

Издательство «Легион»

Лекция

Алгебраические методы решения задач с параметром на ЕГЭ [3747]

КУЛАБУХОВ С.Ю., к.ф.-м.н., заместитель генерального директора издательства «Легион», автор пособий по математике

[Мероприятие 14]

Лекция

Современные подходы к результатам математического образования [3777]

СЕМЕНОВ А.Л., академик РАН и РАО

 10927%
 389%
 7920%
 7118%
 10626%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 2]

Издательство «Легион»

Лекция

Задание 19 ЕГЭ профильного уровня. Основные идеи и методы их решения [3743]

ПРОКОФЬЕВ А.А., д.п.н., к.физ.-мат.н., профессор, заведующий кафедрой высшей математики Национального исследовательского университета, зав. кафедрой высшей математики НИУ МИЭТ, председатель предметной комиссии по математике

[Мероприятие 5]

Издательство «Экзамен»

Лекция

ЕГЭ 2018. Решение задач и уравнений в целых числах [3746]

САДОВНИЧИЙ Ю.В., д.ф.-м.н, профессор, заведующий кафедрой общей топологии и геометрии механико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

[Мероприятие 7]

Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Развитие интереса к математике [3748]

СМЫКАЛОВА Е.В., к.п.н., доцент СПб АППО, автор учебных пособий, руководитель проектов «МетаШкола» и «Математические каникулы»

[Мероприятие 8]

Издательство «Просвещение»

Лекции

Новые учебные пособия «Алгебра. 7, 8, 9-й класс» и «Алгебра и начала математического анализа. 10, 11-й класс» [3884]

МОРДКОВИЧ А.Г., д.п.н., к.физ-мат.н., заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 2001 год, профессор кафедры математического анализа математического факультета МГПУ, организатор и научный руководитель Международного научного семинара преподавателей математики педагогических вузов, автор учебников и учебных пособий для школ, ССУЗов и ВУЗов

УМК «СФЕРЫ 5–11»: от наглядной геометрии к стереометрии [3749]

САФОНОВА Н.В., автор учебно-методических пособий, ведущий методист издательства «Просвещение»

[Мероприятие 9]

Корпорация «Российский учебник»

Лекция

Обучение одаренных детей математике в общеобразовательных классах [3750]

МУРАВИНА О.В., к.п.н., доцент кафедры математического образования ИРОТ, автор УМК по математике с 1-го по 11-й классы;
МУРАВИН Г.К., к.п.н, профессор, почетный работник образования, автор УМК по математике с 1-го по 11-й классы

 12132%
 7319%
 7420%
 5715%
 5214%
13:45

15:00
[Мероприятие 10]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Задачи ЕГЭ профильного уровня части 2 и дополнительного вступительного испытания (ДВИ) по математике в МГУ им. Н.В. Ломоносова [3751]

ПАНФЁРОВ В.С., к.ф.-м.н., доцент МГУ им. М.В.Ломоносова

[Мероприятие 11]

Издательство «Илекса»

Лекция

Математическая грамотность. Формирование и критерии оценивания [3752]

ХЛЕВНЮК Н.Н., заместитель генерального директора издательства «Илекса» по научно-методической работе, отличник народного просвещения, победитель и призер творческих конкурсов учителей математики

[Мероприятие 12]

Издательство «Национальное образование»

Лекция

Всероссийские проверочные работы как одно из звеньев системы оценки качества образования [3753]

ВЫСОЦКИЙ И.Р., начальник отдела развития содержания образования ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства»;
ВИНОГРАДОВА О.А., автор пособий

[Мероприятие 13]

Лекция

Практико-ориентированное обучение геометрии в 7–9-х классах: задачник-тренажер [3754]

ЕГУПОВА М.В., д.п.н., профессор кафедры элементарной математики и методики обучения математике математического факультета МПГУ;
ГЛАЗКОВ Ю.А., к.п.н., профессор кафедры элементарной математики и методики обучения математике математического факультета МПГУ

 14038%
 6317%
 7420%
 9125%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии