Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

04 апреля 2018 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День учителей физики, информатики  Программа дня

Всего участников: 344

Репортаж

Каждый новый день Марафона вносит в общий разговор российского учительства об обновлении школы свой вклад. Исключением не стала и профессиональная встреча учителей физики и информатики. Ведь новации в преподавании этих предметов могут ответить на самые актуальные вопросы школьного образования – цифровизации и применения на практике полученных знаний.


Недаром на первой лекции «Цифровая экономика и цифровая школа. Национальный приоритетный проект» Алексей Семенов, академик РАН и РАО, подчеркнул, что цифровая школа пока существует только на уровне инициативы, но движение в этом направлении – отчетливая тенденция. Вслед за развитием компьютерных технологий революционно меняется и психическая деятельность человека. Однако школа пока остается «островком доцифровой цивилизации», и в ее преобразовании учитель информатики становится одной из ключевых фигур.

И на всех других площадках темы модернизации школы, содержания образования, функций педагога, нового подхода к освоению знаний были продолжены. Учебный материал по физике дает детям возможность самостоятельно искать ответы на вопросы, строить гипотезы и проверять их опытным путем. Практика учителей Раменского района подтверждает, что система экспериментально-исследовательской работы дает более высокие результаты, чем традиционное преподавание. Что представляет собой урок, основанный на научном методе познания, рассказала коллегам методист МОУ МЦ «Раменский дом учителя» Галина Попова на семинаре-практикуме «Методика изучения физики в основной школе на базе естественнонаучного метода познания и самостоятельных экспериментальных исследований учащихся». В нем органично проявляются межпредметные связи, универсальные учебные навыки, практическое применение знаний. Иллюстрацией к ее выступлению стали рассказы учителей-участников эксперимента о своих методических открытиях.

О познании физического мира через интересную и личностно значимую для ребенка деятельность говорил и заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Сергей Ловягин на лекции «Изучаем физику по-новому. Опыт трансформации физического образования в школах Новой Москвы и Хорошколе». В его практике есть опыт построения образовательной среды таким образом, что несколько ключевых элементов – лабораторный практикум и демонстрационные эксперименты, решение задач и исследовательские мини-проекты – позволяют принципиально изменить подход к преподаванию физики.

Участники Марафона, которые пришли за ответами на более локальные вопросы, выбирали лекцию «Особенности оценивания заданий с развернутым ответом в ЕГЭ по физике». Здесь Антон Гиголо, кандидат технических наук, член федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по физике ФГБНУ «ФИПИ» в активном диалоге с аудиторией пояснял особенности заданий, комментировал возможные проблемы и специфику оформления ответов на экзамене. Большое количество педагогов, включая учителей начальной школы, заинтересовались лекцией «Вслед за Пойа, или Как решить задачи по информатике», которую читала Людмила Босова, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заведующая кафедрой МПГУ. На этой встрече обсуждалось, как помочь ребенку выработать эффективный алгоритм получения желаемого результата. Метод анализа по Пойа позволяет сосредоточиться не на конкретных типах задач, а открывает возможность понять, проанализировать, выбрать приемы, найти ключевую идею. Это универсальный подход для разрешения любой проблемной ситуации.

Немалое количество педагогов собралось, чтобы обсудить вопросы преподавания астрономии, которая после долгого перерыва возвращается в школу. Как сделать изучение этой науки увлекательным и современным? Об этом шла речь на лекции доктора физико-математических наук Виктора Чаругина «Отражение современных проблем науки в школьном курсе астрономии». Оказывается, рассказ о звездном небе может быть не только захватывающим, но и содержать в себе связи со многими другими областями науки и искусства. Ведь астрономия вносит свой вклад в осмысление окружающего мира с древнейших времен до сегодняшнего дня. Учителя узнали о последних открытиях и исследованиях астрономов: обнаружении экзопланет, поиске внеземных цивилизаций, гравитационных волнах, о высокотехнологичных телескопах – одним словом, о достижениях, в которых новейшие технологии позволяют глубже исследовать мир вокруг нас. И, будем надеяться, будущие выпускники обновленной школы продолжат этот поиск.

Елена Куценко


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Национальное образование»

Лекция

Особенности оценивания заданий с развернутым ответом в ЕГЭ по физике [3791]

ГИГОЛО А.И., к.техн.н, член федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по физике ФГБНУ «ФИПИ», доцент кафедры радиофизики Московского авиационного института (национального исследовательского университета)

[Мероприятие 3]

Лекция

Цифровая экономика и цифровая школа. Национальный приоритетный проект [3793]

СЕМЕНОВ А.Л., академик РАН и РАО

[Мероприятие 4]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Обеспечение готовности учащихся к сдаче ОГЭ по информатике [3794]

ЖИВОТОВА Е.Б., ведущий методист издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»

[Мероприятие 10]

Издательство «Просвещение»

Семинар-практикум

Практическая составляющая курса астрономии в современной школе [3801]

КОНДАКОВА Е.В., к.п.н, автор «Практикума по астрономии»

Лекция

Отражение современных проблем науки в школьном курсе астрономии [3802]

ЧАРУГИН В.М., д.ф.-м.н., профессор кафедры теоретической физики им. Шпольского ИФТИС МПГУ

 8225%
 8125%
 10732%
 6018%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 5]

Институт стратегии развития образования РАО, Корпорация «Российский учебник», МОУ МЦ Раменский дом учителя, ООО «CASIO», ООО «Научные развлечения»

Семинар-практикум

Методика изучения физики в основной школе на базе естественнонаучного метода познания и самостоятельных экспериментальных исследований учащихся (на примере раздела «Электрические явления» 8 класс, УМК корпорации «Российский учебник») [3795]

ПОВАЛЯЕВ О.А., генеральный директор ООО «Научные развлечения», Лауреат премии Правительства России в области образования, к.т.н.;
ПЕНТИН А.Ю., к.ф-м.н., заведующий Центром естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО;
НИКИФОРОВ Г.Г., с.н.с. Центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО, к.п.н.;
ТИХОНОВА Е.Н., корпорация «Российский учебник»;
ПОПОВА Г.М., методист МОУ МЦ «Раменский дом учителя», учитель школы Раменского района;
АНДРЕЕВА Н.В., учитель школы Раменского района;
ГАВРИЛОВ П.В., учитель школы Раменского района;
КАПРАЛОВА А.А., учитель школы Раменского района;
КОРОЛЕВА Л.Б., учитель школы Раменского района;
ПЧЕЛКИНА М.А., учитель школы Раменского района;
РЯБОВА Е.С., учитель школы Раменского района

[Мероприятие 6]

Издательство «Илекса»

Мастер-класс

Цифровые лаборатории – инструмент реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся по физике [3796]

ЛОЗОВЕНКО С.В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения физике им. А.В.Перышкина Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, учитель физики школы № 1501

[Мероприятие 7]

Лекция

Использование современных средств оценивания при раннем обучении программированию в курсе основной школы [3798]

СОРОКИНА Т.Е., старший преподаватель кафедры математики и информатики в начальной школе Института детства МПГУ

[Мероприятие 8]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Вслед за Пойа, или Как решить задачи по информатике [3799]

БОСОВА Л.Л., д.п.н, заслуженный учитель РФ, автор УМК по информатике для основной и старшей школы., зав. кафедрой МПГУ, главный научный сотрудник Федерального института развития образования

 8627%
 5618%
 175%
 15750%
13:45

15:00
[Мероприятие 2]

Издательство «Просвещение»

Семинар

Особенности подготовки к ЕГЭ по физике в 2018 году [3792]

ДЕМИДОВА М.Ю., д.п.н., профессор МГПУ, руководитель центра педагогических измерений ФИПИ

[Мероприятие 9]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках физики методом исследования ключевых ситуаций (на основе УМК «Физика» авторского коллектива под руководством Л.Э.Генденштейна издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний») [3800]

БУЛАТОВА А.А., автор УМК по физике, учитель высшей категории Москвы

[Мероприятие 12]

Лекция

Робототехника – от модного тренда до образовательной технологии! Что дальше? [3803]

САМЫЛКИНА Н.Н., к.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения информатике математического факультета МПГУ;
ТАРАПАТА В.В., учитель информатики школы № 283 г. Москвы, аспирант кафедры теории и методики обучения информатике математического факультета МПГУ, лауреат Всероссийского конкурса STEM-педагог года 2016 по версии LEGO Education, победитель конкурса МПГУ «Педагогический дебют 2015»;
САЛАХОВА А.А., магистрант кафедры теоретической информатики и дискретной математики математического факультета МПГУ, двукратный победитель конкурса научных работ МГУ «Ломоносов»

[Мероприятие 13]

Лекция

Изучаем физику по-новому. Опыт трансформации физического образования в школах Новой Москвы и Хорошколе [3883]

ЛОВЯГИН С.А., руководитель кафедры STEM-образования Хорошколы, руководитель ОП магистратуры МГПУ «Обучение физике и STEM-образование» кандидат наук, заслуженный учитель России

 11336%
 175%
 17053%
 196%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии