Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

28 марта 2018 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры  Программа дня

Всего участников: 1494

Репортаж

В этот день на площадках Педагогического марафона собрались специалисты, чья работа заключается в помощи самым уязвимым детям. Как сделать эту поддержку наиболее эффективной, адресной, учитывающей особенности каждого ребенка? Поиск ответов на эти вопросы разворачивался в диалоге ученых и практиков. Каждый участник, в зависимости от своих предпочтений, мог выбрать наиболее полезные для себя лекции, семинары, мастер-классы.


Те, кто занимается коррекцией движения у своих подопечных, отправились на лекцию нейропсихолога Дмитрия Ермолаева «Сенсорная интеграция в работе с детьми с особыми образовательными потребностями». Здесь можно было узнать о принципах сенсорно-интегративного подхода, о причинах нарушения моторной координации. Ведущий рассказал о типах сенсорно-интегративных расстройств, с которыми можно работать в рамках этой методики и каких результатов ожидать. Впрочем, обращать внимание на физическое развитие ребенка стоит каждому педагогу. И начинать нужно с правильной осанки, чтобы многочасовое сидение за партой не наносило вреда здоровью.

На мастер-классе «Осанка – это и здоровье, и игра» Елена Пенчева, преподаватель московского Колледжа физической культуры и спорта «Спарта» поделилась с коллегами, как в забавной, привлекательной форме прививать детям навык бережного обращения со своим телом. Предложенные игры привлекательны еще и тем, что в них заложены возможности для развития интеллектуальных и коммуникативных навыков, помимо физических. Убедиться в этом можно было самым непосредственным образом, когда участники включились в игру, разделившись на группы. Более строгая атмосфера царила на семинаре «Технология ЛФК в школе XXI века», который вела Ирина Кулькова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой МГПУ. Она прокомментировала понятие педагогической технологии и пояснила, как должен строить свою деятельность педагог, ведущий лечебную физкультуру. В частности, как организовать урок для детей с разными физическими возможностями, как прививать навыки простейшей самодиагностики. Впрочем, академический характер семинара вскоре оживили эмоциональные реплики из зала. Педагоги, работающие в школах, энергично обращали внимание ведущей на расхождение стандартов и практики. То есть, учитель зачастую вынужден работать в ситуации, когда нет необходимых условий, и при этом он отвечает за все. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что учителя могут рассчитывать на помощь смежных специалистов, когда речь идет о когнитивных результатах учеников. В частности, логопеды и дефектологи предупреждают или снижают некоторые учебные трудности.

Для них была проведена лекция «Пропедевтика трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи», на которой, в частности, Галина Бабина, кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии МПГУ, говорила о развитии языковой и метаязыковой способности ребенка. Она привела многочисленные примеры когнитивных операций на языковом материале и дала рекомендации, какого типа упражнения подойдут для решения различных логопедических задач. Например, бинарное противопоставление эффективно для профилактики дисграфии и типичных ошибок в средней школе. Бывает и так, что проблемы ребенка настолько серьезны, что его полноценное обучение невозможно без специально организованной среды. Это расстройства аутистического спектра (РАС), синдром Дауна, задержка психического развития. И опыт работы с такими ребятами расширяется с каждым годом. А рекомендации на его основе как никогда востребованы. Доказательство – количество желающих попасть на лекцию логопеда-дефектолога Ирины Леоновой «Принципы организации групповых инклюзивных занятий, включающих детей с РАС и другими нарушениями. Адаптация среды, использование визуальных систем поддержки, технологий ТЕАССН, систем альтернативной и дополнительной коммуникации». Причина такой популярности заключается в том, что прозвучавшие рекомендации относительно сенсорных, коммуникативных и когнитивных особенностей детей давались с практической точки зрения: как их учитывать, взаимодействуя с ребенком. И, главное, сопровождались примерами из многолетней практики Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» и инклюзивной школы № 1321 «Ковчег».

Еще одной площадкой для желающих организовать эффективную работу с «особенными» детьми стала аудитория, где проходила лекция «Вариативные формы образования детей с РАС. Модели, технологии, взаимодействие с родителями». Здесь Елена Багарадникова, член экспертного совета по образованию детей с РАС при Министерстве Образования РФ, рассказывала как о пакете документов, необходимых для запуска новой модели обучения, так и о содержательной стороне. В частности, на лекции прозвучал анализ образовательных технологий, таких как визуальная поддержка, система коммуникации, функциональный анализ поведения, обучение через сверстников, безошибочное обучение – это самые необходимые и эффективные элементы при обучении детей с РАС. Полезными для аудитории были и принципы структурированной среды, примеры адаптации предметного содержания для детей с ОВЗ (Кумон, Нумикон). Была представлена модель ресурсного класса, которая хорошо себя зарекомендовала как форма работы с «особенными» детьми внутри обычной школы. Другую, не менее интересную, модель представила соведущая лекции педагог-логопед, учитель автономного класса ГБОУ 1748 «Вертикаль», Мария Калач. Это автономный класс, который дает возможность для интеграции детей с РАС, задержкой психического развития, синдромом Дауна. Здесь присутствующие узнали, как диагностировать дефициты, разрабатывать индивидуальную образовательную программу и адекватную систему оценивания ребенка. Прозвучали интересные примеры того, как педагоги искали и находили решение уникальных проблем каждого ученика, как проходила социальная интеграция и инклюзия. А в качестве итога дня и приглашения к дальнейшему сотрудничеству прозвучало приглашение на инклюзивный Фестиваль «Люди как люди», который состоится 2 апреля.

Елена Куценко


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Компания «Развивающие игры Воскобовича»

Лекция

Здоровьесберегающие технологии в детском саду (в аспекте использования игр Воскобовича) [3776]

АБУЕВА Н.В., ведущий тьютор ООО «Развивающие игры Воскобовича», старший воспитатель МДОУ детский сад №10 г. Ярославля

[Мероприятие 2]

Издательство «Теревинф»

Лекция

Сенсорная интеграция в работе с детьми с особыми образовательными потребностями [3696]

ЕРМОЛАЕВ Д.В., нейропсихолог, переводчик и редактор книги: Банди А. и др. «Сенсорная интеграция. Теория и практика»

[Мероприятие 3]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Отработка и закрепление труднопроизносимых звуков как средство развития фонематического слуха детей дошкольного возраста [3697]

ПТУХИНА А.В., методист редакции дошкольного образования издательства «Экзамен», автор учебных пособий

[Мероприятие 4]

Лекция

Пропедевтика трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи [3699]

АЛМАЗОВА А.А., к.п.н., заведующий кафедрой логопедии МПГУ;
БАБИНА Г.В., к.п.н., профессор кафедры логопедии МПГУ;
ЛЮБИМОВА М.М., к.п.н., профессор кафедры логопедии МПГУ

[Мероприятие 5]

Мастер-класс

Осанка ‒ это и здоровье, и игра [3700]

ПЕНЧЕВА Е.В., преподаватель физической культуры ГБПОУ Колледж физической культуры и спорта «Спарта», Москва

 654%
 58140%
 28720%
 37926%
 14810%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 6]

Издательство «Просвещение»

Семинар

Особенности использования примерных рабочих программ и специальной учебно-методической литературы при обучении русскому языку и чтению младших школьников с интеллектуальными нарушениями [3702]

ШИШКОВА М.И., к.п.н., доцент, автор УМК по обучению грамоте, чтению для учащихся с интеллектуальными нарушениями

[Мероприятие 7]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте: определение зоны риска, коррекционно-развивающий подход к формированию графических навыков [3703]

ЦИНОВСКАЯ С.П., педагог-психолог высшей категории, автор примерной основной программы «Дошколка.ру», автор серии развивающих прописей «Занимательные рисовалочки»

[Мероприятие 8]

Компания «Развивающие игры Воскобовича»

Лекция

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда детского сада [3704]

ВАКУЛЕНКО Л.С., к.п.н., доцент, руководитель методического отдела ООО «Развивающие игры Воскобовича», Санкт-Петербург

[Мероприятие 9]

Лекция

Вариативные формы образования детей с РАС. Модели, технологии, взаимодействие с родителями [3705]

БАГАРАДНИКОВА Е.В., РОО помощи детям с РАС «Контакт», член Совета МГАРДИ, член экспертного совета по образованию детей с РАС при Министерстве Образования РФ;
КАЛАЧ М., педагог-логопед, учитель автономного класса ГБОУ 1748 «Вертикаль»

[Мероприятие 10]

Семинар

Технология ЛФК в школе XXI века [3706]

КУЛЬКОВА И.В., к.п.н., доцент, зав. кафедрой МГПУ

 1178%
 31722%
 26118%
 59242%
 14310%
13:45

15:00
[Мероприятие 11]

Образовательный центр «Филиппок»

Семинар

Алгоритм социализации детей с ОВЗ. Особенности коррекционной работы на разных этапах социализации [3708]

ЕФИМОВА Е.С., детский психолог, тьютор, главный специалист Образовательного Центра «Филиппок»;
ЕРОХИНА Л.А., практикующий тренер, детский и семейный психолог, ведущий специалист Образовательного Центра «Филиппок»

[Мероприятие 12]

Издательство «Генезис»

Лекция

Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!» как инструмент психологической коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ [3709]

БОЕВА А.А., клинический психолог, педагог-психолог в ГБОУ Школа №1298 «Профиль Куркино», г.Москва, координатор по инклюзии

[Мероприятие 13]

Издательство «Теревинф»

Лекция

Увлекательная логопедия [3710]

ГАРАГОЗОВА А.Е., логопед, к.п.н., РБОО «Центр лечебной педагогики»

[Мероприятие 14]

Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»

Лекция

Принципы организации групповых инклюзивных занятий, включающих детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) и другими нарушениями. Адаптация среды, использование визуальных систем поддержки, технологий ТЕАССН, систем альтернативной и дополнительной коммуникации (жесты, PECS и др.) [3711]

ЛЕОНОВА И.В., руководитель реабилитационной программы Центра «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР», логопед-дефектолог, автор пособия «Развитие коммуникативных навыков и речи у детей с РАС и другими нарушениями развития», учитель-логопед инклюзивной школы №1321 «Ковчег»

[Мероприятие 15]

Лекция

Здоровьесозидающий урок и современные здоровьесберегающие технологии в общем образовании [3712]

ЦИБУЛЬНИКОВА В.Е., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина факультета педагогики и психологии МПГУ

 18013%
 47033%
 28420%
 34624%
 14510%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии