Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

25 марта 2018 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День дошкольного образования и предшкольной подготовки  Программа дня

Всего участников: 851

Репортаж

Трудно представить себе, что еще совсем недавно детский сад не рассматривался как начальная ступень образования, никто не спешил учить пятилеток читать и писать, не измерял их знания и не тестировал УУД. Теперь все иначе – правда, задача помочь ребенку плавно и радостно войти в мир школы была актуальна всегда. Эту задачу сегодня и решали, каждый по-своему, спикеры на Марафоне.


Самый острый вопрос – подготовка, а в идеале и обучение ребенка чтению и письму. Проблемы подготовки, как известно, становятся заметны во втором-третьем классе, а корнями они уходят глубже, дальше, в младшую группу детского сада. Здесь каждый специалист предлагает свой подход. Педагог-дефектолог Галина Михайловна Зегебарт, автор системы подготовки к школе для детей от 3 лет, предлагает двигаться постепенно, мягко, в щадящем режиме. В первую очередь заниматься составными компонентами, озадачиться простыми вещами: напомнить детям, что такое вперед, назад, слева, справа; не торопиться учить буквам, а хорошенько подготовить их мозг к непривычной нагрузке. На экране перед педагогами странички из «волшебных обводилок»: петли, абстрактные формы, запутанные дорожки. Их надо не обводить, а копировать, причем начинать лучше с трех лет. – Странички напечатаны в формате А3, потому что детским рукам нужна длинная тяга, длинный жест. Можно для начала заламинировать листы и положить на пол: пусть дети повторяют эти линии, катая по ним машинки или мячики. Потом с листками можно попробовать работать стоя, сидя, разрабатывая разные группы мышц, а потом срисовать изображение при помощи копирки и превратить его в объект творчества, засыпав крупой, раскрасив, выложив линии цветными шнурочками. Если в младшей группе водить по этим петлям машинки, то в подготовительной легче будет бродить по таблице с алфавитом, находя последовательность букв. Жаль, что мы так редко используем эти полезные приемы: вспомнить пропущенные в алфавите буквы, расставить буквы по порядку, найти в таблице кусочек алфавита от А до В, от Е до З. Каждый раз мы подкидываем ребенку маленькую порцию знаний, прибавляя постепенно, чтобы все хорошо усваивалось. А уж понятийное чтение ждет нас потом, когда ребенок научится искать соответствия знаков и символов… Но здесь уговор: педагог должен на каждом этапе соблюдать правило самостоятельности. – Все проверки заданий дети выполняют сами! На воспитателе – только организация деятельности. И не бойтесь, что дети друг у друга спишут: при добром, любящем педагоге никто из детей не захочет списать. Рецепт успешного обучения письму от педагога-психолога, соавтора учебных пособий Светланы Циновской – ранняя диагностика и формирование графических навыков. По ее мнению, и двухлетнему ребенку не вредно брать в руки карандаш, а его педагогу – приглядываться, как он справляется с простыми петлями и «обводилками». – Если ребенок выполняет простейшие графические заданиям хуже остальных, то это повод насторожиться. Бывает, дети делают вид, что им неинтересно, не нравится работать с карандашом – вероятно, они таким образом просто защищаются от неуспеха. Ведь все дети хотят быть успешными, – утверждает психолог. К сожалению, на неумелую руку ребенка обычно обращают меньше внимания, чем на плохо сформированную речь. Часто и родители рассуждают так: подумаешь, он просто не любит рисовать, зато уже в шахматы играет. Педагогу не стоит успокаивать себя этими аргументами, а нужно как можно раньше обратить внимание на недостаточно развитые навыки. А рецепты против отставания всем известны – обводилки, рисовалки, прописи.

А вот подход руководителя кафедры дошкольного образования ГБОУ Школа № 950 Галины Александровны Прохоровой связан с правильным использованием интеллектуальных игр. Например, детская дислексия часто связана с тем, что у ребят не сформирован графический образ слова. Взрослым сложно понять эту проблему: для нас естественно, что «корова» пишется с двумя буквами О, а для четырехлетнего ребенка – нет. – Обычно я не учу буквам, я их просто показываю. Ребенок в какой-то момент начинает вспоминать, узнавать. Я не учу читать слова, я просто подписываю стулья именами детей, напечатанными крупным кеглем. Дети начинают распознавать – и свой стул, и свое имя. Простые и яркие карточки позволяют сформировать у детей целостность восприятия, достраивать часть до целого образа, сопоставлять, что из чего сделано, дорисовывать, домысливать. И здесь уже педагог должен решить, как лучше играть, исходя из особенностей самих детей: – Если ребенок тревожный, ему нужно создать ситуацию успеха и безопасности – например, заламинировать бумажки, чтобы он не боялся нарисовать криво или выйти за контур рисунка. Ведь наша задача – не напугать его, а обучить. Галина Александровна напомнила слушателям: мы видим и слышим не глазами и не ушами, а корой головного мозга. Объекты ничего для нас не значат, пока мы их не узнали и не отнесли к какому-то типу или классу. Для этого, например, созданы игры с тенями и объектами, которых так боятся дети и которые, увы, и сами педагоги не всегда используют эффективно. В общем, играйте как можно больше, и будет вам успешное освоение грамоты.

Педагог-организатор ГБОУ г. Москвы «Школа №69 им. Б.Ш. Окуджавы» Татьяна Николаевна Крицына также призвала педагогов не забывать, что самое главное дело в жизни ребенка – это игра. Например, развивающая, умная игра по геометрии Вячеслава Воскобовича. Особенно ценно, что Татьяна Крицына несколько лет сама работает с этими играми и на личном примере убедилась, какой успех приносит дошкольникам правильно построенная обучающая головоломка. К счастью, на ярмарке марафона авторские игры пользовались не меньшим успехом, чем прописи. Зацеплять веревочки за гладкие деревянные гвоздики, рисовать шнурком буквы, цифры и живописные каракули, распознавать графические объекты и расставлять фрагменты лабиринта – все это на деле оказывается куда более полезно и увлекательно, чем водить карандашом по скучным пунктирным линиям. Однако простые решения, вроде ярких легких игр, не для всех педагогов убедительны. Вот бы нам всем поскорее отвыкнуть от того, что все настоящее сложно, тяжело и мучительно.

Многих педагогов заинтересовала лекция «Диагностика психологической и интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста» учителя высшей категории Марьинской школы № 1566 Ирины Викторовны Ивановой. Здесь – три основных идеи. Первая: обучить навыкам чтения и письма «быстренько» не получится. Это длительный процесс, неспешный, похожий на укладку будущего образовательного фундамента. Вторая: несмотря на попытки обеспечить всем детям равные возможности, в первый класс по-прежнему приходят дети с неактивированной познавательной деятельностью, плохо и неохотно говорящие, незаинтересованные, невнимательные. Чтобы подготовить ребенка к школе, педагоги дошколки должны… помогать им развивать навыки сюжетно-ролевой игры, увлекать, учить видеть интересное в привычном. А совсем не учить буквам и не ставить почерк!
Правда, при этом Ирина Иванова отметила, что будущему первокласснику для успешной учебы необходимо развитое понятийное мышление: – Хорошо, когда ребенок, придя в школу, видит на картинке птицу и не просто говорит: «Это птица», а говорит: «Это птица снегирь». Значит, его понятийный аппарат достаточно развит. Третья идея: важно научить ребенка читать раньше, чем играть в компьютерные игры. Насыщенная и яркая визуальная среда, по мнению нейропсихологов, не позволит ему развить фантазию и научиться ценить белые листы с напечатанными буквами.

На лекции «Математика в жизни ребенка и математика для жизни» известный методист, автор множества пособий, один из соавторов популярной математической «Игралочки» Елена Евгеньевна Кочемасова рассказывала, как стоит рассуждать, решая комплексные задачи из новых пособий. – Смотрите, сколько всего в одном задании! И состав числа, и четные-нечетные, и по ходу дела рассуждаем, развиваем речь, и тренируем внимание. Все задания очень многоплановые, от мелкой моторики до общей логики рассуждений. Адептам «Игралочки» есть чем порадовать своих воспитанников: например, новая, поэтому самая любимая, тетрадка «Сказочная математика», позволяет сначала решать задачки в общем виде, а потом применять полученные знания в сказках. Расшифровывать замки на заборе, «взламывать» мобильный телефон Бабы-яги куда интереснее, чем решать примеры в столбик. Елена Евгеньевна завершила свою лекцию добрым напутствием: – Помните, если вы что-то делаете без любви и непрофессионально – это халтура. Без любви, но профессионально – рутина. Непрофессионально, но с любовью – это хобби. Профессионально и с любовью – это призвание. Так вот, желаю всем любить себя и свое призвание! … И мы с радостью присоединяемся к этому прекрасному пожеланию.

Александра Чканикова


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Методика диагностики и формирования графических навыков в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению письму [3679]

ЦИНОВСКАЯ С.П., педагог-психолог высшей категории, автор примерной основной программы «Дошколка.ру», автор серии развивающих прописей «Занимательные рисовалочки»

[Мероприятие 2]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Технологии поддержки детской инициативы в образовательном процессе современного детского сада [3680]

СКОРОЛУПОВА О.А., вице-президент Института мобильных образовательных систем, вице-президент ассоциации Фрёбель-педагогов, федеральный эксперт, член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ, почетный работник общего образования РФ

[Мероприятие 3]

Издательство «Айрис-Пресс»

Лекция

Интеллектуальные игры как средство реализации метапредметного подхода в дошкольном образовании [3681]

ПРОХОРОВА Г.А., к.психол.н., руководитель кафедры дошкольного образования ГБОУ Школа № 950

[Мероприятие 4]

Лекция

Начала алгоритмики с использованием системы ПиктоМир в ДОУ как пропедевтика непрерывного школьного курса информатики [3682]

ЛЕОНОВ А.Г., проф. МПГУ, в.н.с. мехмата МГУ, зав.секторами ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН

[Мероприятие 5]

Издательство «Генезис»

Лекция

«Чтение: от буквы к слову, от слова к тексту, от текста к смыслу». Программа формирования навыков чтения [3683]

ЗЕГЕБАРТ Г.М., педагог-дефектолог, автор серии методических пособий «Учение без мучения»: «Словарные слова. Коррекция дисграфии», «Безударные гласные. Коррекция дисграфии», «Волшебные обоводилки», «Не просто лабиринты»

 779%
 17321%
 13916%
 8≤ 1%
 44353%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 6]

Компания «Новый диск»

Лекция

Возможности цифровой дидактики для формирования предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте [3684]

АКИМОВА Н.В., руководитель отдела научно-методического сопровождения департамента образовательных продуктов

[Мероприятие 7]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Математика в жизни ребенка и математика для жизни. Развитие элементарных математических представлений в образовательном процессе детского сада [3685]

КОЧЕМАСОВА Е.Е., соавтор курса математического развития дошкольников «Игралочка», соавтор комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», лауреат премии Президента в области образования РФ

[Мероприятие 8]

Лекция

Здоровье ребенка в контексте культуры и образования [3686]

РОДИН Ю.И., д.психол.н., профессор кафедры теории и методики дошкольного образования МПГУ

[Мероприятие 9]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Диагностика психологической и интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста [3687]

ИВАНОВА И.В., учитель высшей категории, лауреат гранта Москвы в области образования и науки, ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы»

[Мероприятие 15]

Компания «Развивающие игры Воскобовича»

Использование игр и пособий В.В. Воскобовича во внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» [3774]

КРИЦЫНА Т.Н., тьютор ООО «Развивающие игры Воскобовича», педагог-организатор ГБОУ города Москвы «Школа № 69 имени Б.Ш. Окуджавы»

 496%
 41550%
 8110%
 22928%
 546%
13:45

15:00
[Мероприятие 10]

Образовательный центр «Филиппок»

Мастер-класс

Игровые приемы и техники эффективной коррекции поведения детей в процессе групповых и индивидуальных занятий. Практическое применение и стратегия работы [3688]

ЕФИМОВА Е.С., детский психолог, тьютор, главный специалист образовательного центра «Филиппок»;
ЕРОХИНА Л.А., семейный психолог, ведущий специалист Образовательного центра «Филиппок»

[Мероприятие 11]

Издательство «Просвещение»

Интерактивная лекция

Эмоциональный интеллект, как навык XXI века. Как его развивать и зачем [3689]

КАПУРА Е.Н., психолог, преподаватель МИП, руководитель направления обучения компании, эксперт по методике развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков»

[Мероприятие 12]

Лекция

Изобразительное искусство для дошкольников: познание и развлечение [3690]

БУЯНОВА Т.А., к.п.н., доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста

[Мероприятие 13]

Издательство «ВАКО»

Лекция

Развитие мелкой моторики рук и развитие речи у детей с использованием пособий издательства «ВАКО» [3691]

ГЛУШКОВА Ю.В., координатор проектов по дошкольной и развивающей литературе

[Мероприятие 14]

Издательство «Просвещение»

Семинар

Будущий первоклассник: эффективная подготовка ребенка к школе [3692]

ЕРЁМИНА О.И., к.психол.н., доцент кафедры общей психологии, ведущий научный сотрудник ФГАУ ФИРО, автор пособий ПМК «Преемственность»

 33440%
 16720%
 13817%
 476%
 14617%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии