21 апреля 2017 г.

Московский педагогический государственный университет

День учителя ОРКСЭ  Программа дня

Репортаж

Предмет, изучающий основы религиозных культур и светскую этику, появился в школе не так давно. И требования к преподавателям этой новой дисциплины сегодня все еще обсуждаются. Вопрос о том, кто наилучшим образом сможет донести до учеников столь сложное содержание, был актуален и на Марафоне наряду с содержанием курса и дидактическими инструментами.

Ольга Янушкявичене, профессор кафедры общей и социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор педагогических наук, доктор физико-математических наук на лекции «Преподавание основ православной культуры и становление личности ребенка» подчеркнула, что учителю лучше обращаться к темам, которые ему близки и понятны, трогают его самого: «Лучше не говорить о том, чего ты не чувствуешь, не знаешь, не любишь». Кроме этого, она рассказала об опыте воспитания нравственности у детей всех школьных возрастов. В частности, о том, как помочь ребенку осознать свои поступки и побудить к размышлению. На лекции прозвучали рекомендации, как эффективнее работать с методическими пособиями.

Обсуждение содержания курса и методики преподавания стало еще одним направлением работы участников Марафона. Андрей Кулаков, старший научный сотрудник Федерального института развития образования на лекции «Особенности преподавания модуля «Основы мировых религиозных культур» в общеобразовательной школе» говорил, в частности, о проблемах преподавания. Например, о том, как трудно учителю не акцентировать точку зрения собственной культуры. В качестве иллюстрации ведущий привел примеры различного взгляда разных культур на одни и те же события. Это нужно учитывать, соотносить аргументацию на уроке со средой, где выросли дети.

В то же время, вольно или невольно, мы говорим о других культурах интереснее, свободнее, чем о своей, с ней мы ведем себя осторожнее. Это, видимо, облегчает выполнение одной из задач курса ― передавать ощущение восторга, красоты. Чтобы красоту, такую разную в разных культурах, могли воспринимать дети. Чтобы почувствовали, как интересен мир, научились получать удовольствие, расширять эстетическое восприятие. Для этого и сам урок должен быть красивым.

Кроме того, по мере погружения в материал дети учатся принимать другие культуры, взгляды, уважать обычаи. Педагоги должны подготовить учеников к пребыванию в других странах и культурах, где нужно вести себя деликатно, чтобы адаптироваться в чужой среде.

Встречу с религией необходимо рассматривать в нескольких аспектах. Например, как реагировать на вступление подростка в секту. Или даже на проявления квази- и псевдорелигии, признаки которых можно найти в современной жизни ― от сетевого маркетинга до фанатичных групп здорового питания. В них немало сектантских признаков, видеть которые необходимо уметь и учить этому детей.

Однако к концу лекции разговор вновь вернулся к прекрасному. Участники Марафона услышали музыкальный отрывок и были вовлечены в короткое обсуждение: что можно сказать о стиле, принадлежности к культуре, какая идея заложена в строгости исполнения. Этот короткий диалог стал примером того, как можно работать с художественным произведением на уроке.

Тему красивого урока продолжил Борис Малышев, старший преподаватель центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук, на лекции «Использование культурно-образовательных ресурсов Москвы в преподавании модуля "Основы мировых религиозных культур" в начальной школе». Он показал, как можно иллюстрировать материал урока, при этом используя не только бумажный или электронный носитель. С объектом надо соприкасаться вживую: услышать, увидеть, ощутить атмосферу. Педагогам были предложен обзор объектов с комментариями: история создания, особенности архитектуры, чем они могут заинтересовать школьников.

В завершение дня участники Марафона познакомились с практическими разработками и рекомендациями на лекции с элементами мастер-класса «Технологии конструирования и проведения уроков ОРКСЭ в рамках городского культурно-образовательного проекта "Урок в Москве"». Методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы Татьяна Комарова представила коллегам варианты заданий и упражнений для самопроверки. Интерес аудитории вызвали разные формы и элементы урока: задачи, побуждающие к самостоятельному поиску информации, анализу, коммуникации, выработке своей точки зрения, тестовые задания. Ведущая обратила внимание на такую современную форму как образовательный кейс: ситуация, для выхода из которой дети ищут пути самостоятельно. В этом случае интересен и важен сам подход: творческий, практикоориентированный, ситуативный.

Остается надеяться, что на уроках ОРКСЭ подобный подход будет применяться как можно шире.

Елена Куценко


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 8]

Лекция

Преподавание основ православной культуры и становление личности ребенка [3626]

ЯНУШКЯВИЧЕНЕ О.Л., профессор кафедры общей и социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, д. пед. н., д. физ.-мат. н., автор комплекта учебных пособий по основам православной культуры для начальной школы, автор учебника «Основы православной культуры» для 4-го класса издательства «Русское слово»

[Мероприятие 9]

Лекция

Особенности преподавания модуля «Основы мировых религиозных культур» в общеобразовательной школе [3627]

КУЛАКОВ А.Е., старший научный сотрудник Федерального института развития образования, автор учебников «Религии в России», «Религии мира» издательства АСТ

[Мероприятие 10]

Лекция

Использование авторских учебно-методических комплектов «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» на уровне основного общего образования [3628]

ШЕВЧЕНКО Л.Л., профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, д. пед. н., автор УМК «Православная культура» издательства «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества»

11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 11]

Лекция

Союз основ православной культуры и светской этики [3629]

ВЛАДИМИРОВ А., протоиерей, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

[Мероприятие 12]

Лекция

Использование культурно-образовательных ресурсов Москвы в преподавании модуля «Основы мировых религиозных культур» в начальной школе [3630]

МАЛЫШЕВ Б.А., ., старший преподаватель центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, канд. ист. наук, лиценциат истории Церкви

[Мероприятие 13]

Лекция

Преемственность и системность в использовании учебно-методических комплектов «Истоки» в рамках изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» [3631]

КАМКИН А.В., заведующий кафедрой теории и истории культуры Вологодского государственного университета, д. ист. н., профессор, автор учебного курса «Истоки»;
КУЗЬМИН И.А., главный редактор издательского дома «Истоки», автор и руководитель программы «Социокультурные истоки»

13:45

15:00
[Мероприятие 14]

Лекция с элементами мастер-класса

Методические особенности преподавания основ православной культуры как культурологического курса [3632]

ВАСЕЧКО Ю.С., методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы

[Мероприятие 15]

Лекция с элементами мастер-класса

Технологии конструирования и проведения уроков ОРКСЭ в рамках городского культурно-образовательного проекта «Урок в Москве» [3633]

КОМАРОВА Т.В., методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы

[Мероприятие 16]

Лекция с элементами мастер-класса

Использование активных форм образовательной деятельности в рамках изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» [3634]

ПОТАПОВСКАЯ О.М., старший научный сотрудник лаборатории развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, к.п.н.

15:00

Закрытие дня