15 апреля 2017 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День учителя русского языка  Программа дня

Всего участников: 737

Репортаж

У кого какие проблемы весной. А учителя русского языка традиционно обсуждают ежегодные новшества в и без того не слишком старой процедуре Государственной Итоговой Аттестации.


Самая свежая и достоверная информация была получена из «первых рук». Несмотря на то, что Ирина Цыбулько, руководитель Федеральной предметной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов для ГИА по русскому языку, не смогла лично приехать в МПГУ, она провела лекцию «Особенности государственной итоговой аттестации по русскому языку в 2017 году» в модном нынче формате вебинара.

Прежде всего ― Ирина Петровна успокоила коллег. Устная часть экзамена, о которой так много говорили и которая так пугала детей и взрослых, в этом году никому не угрожает. Конечно, идея проконтролировать грамотность не только письменной, но и устной речи выпускников, не исчезла. Просто решили отложить ее реализацию на время. Вероятнее всего, устная часть экзамена появится в следующем году в ОГЭ. А когда будут отработаны детали, одиннадцатиклассникам тоже предложат читать вслух и отвечать на вопросы «за баллы».

Пока же девятиклассники сдают ровно то, к чему готовились с сентября. А вот выпускникам все же придется проявить гибкость.

Учитывая, что, судя по статистике, ребята сдают ЕГЭ все успешнее (количество «несдавших» в 2016 году сократилось всего до 1%, зато стобалльников стало гораздо больше), некоторые экзаменационные задания слегка изменятся прямо сейчас.

В задании № 17, где требовалось продемонстрировать умение выделять запятыми в предложениях вводные слова, теперь придется обращать внимание еще и на обращения. Зато тексты, предлагаемые для анализа, станут разнообразнее, появятся стихотворные отрывки. Значит, старшеклассники будут и знаки препинания расставлять, и удовольствие от поэзии получать.

Следующее изменившееся задание ― № 22: раньше выпускники должны были найти в заданном фрагменте определенное слово или выражение, например, фразеологический оборот. И только одно такое слово (выражение) там и было. Теперь в отрывке может попасться несколько подходящих лексических единиц. Ученику, чтобы получить желанный балл, достаточно выбрать одну ― любую, соответствующую требованиям. Но сама необходимость выбора осложняет ситуацию. Зато теперь можно не «кромсать» хороший текст, который, как правило, создается не ради грамматических упражнений.

Наконец, в задании № 23, где требуется выписать номера предложений, связанных с предыдущими определенным образом, теперь возможен как один, так и несколько правильных ответов. Это тоже сложнее, чем было в прошлом году. Зато снова исходный текст сохранится в неизменном виде.

Что ж, остается пожелать удачи выпускникам.

Разобравшись с ближайшей перспективой, педагоги старались понять, что их ждет через год-два, как им подготовить учеников к той самой устной части ОГЭ, пусть не долгожданной, но ожидаемой. Андрей Нарушевич, заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П.Чехова, несмотря на заявленную тему лекции «Устная часть ОГЭ по русскому языку: блиц-подготовка», сразу предупредил коллег: научить детей внятно и грамотно говорить за пару месяцев ― невозможно. Это долгий и кропотливый процесс.

Более того, окончательный формат испытания пока не определен, следовательно, необходимо готовиться ко всем возможным вариантам. Скорее всего, реализована будет одна из двух моделей: ученик остается наедине с компьютером или взаимодействует с живым человеком, используя компьютер как источник информации (на экран выводится текст) и записывающее устройство.

В любом случае ― в распоряжении ребенка будет полчаса: несколько минут неизбежно уйдет на обдумывание и тренировку, несколько ― на прослушивание записи, чтобы убедиться в ее качестве. Так что говорить придется минут десять-пятнадцать.

Сначала ― выразительное чтение отрывка из публицистического, научно-популярного текста. Обращаем внимание детей, прежде всего, на паузы, обусловленные знаками препинания, на темп речи (примерно 120 слов в минуту). Ну, и конечно, ударения! С этим у современных подростков всегда проблема.

Диалог на экзамене, в отличие от ситуации живого общения, предполагает полные и развернутые ответы испытуемого. Подросткам эту премудрость придется осваивать отдельно ― они привыкли обмениваться репликами, взглядами.

Вершина испытания ― монолог. Тему разрешено выбрать: описание предложенной картинки или рассказ о любимой книге. А может, повествование о какой-то жизненной ситуации, рассуждение об актуальной проблеме… Важно предупредить детей: они должны заботиться не столько о сути, сколько о грамотности, правильности сказанного. Увлекающимся подросткам это особенно трудно дается.

Впрочем, живая коммуникация, вне зависимости от экзаменационных требований, все же искренне волновала гостей Марафона.

Поэтому так внимательно слушали они лекцию Олега Бойцова «Формирование навыков эффективной коммуникации на уроке русского языка: невербальный аспект». Именно невербальный аспект ― не про слова: про дистанцию (когда лучше подойти к детям поближе, а когда отойти на несколько шагов), положение в пространстве (когда разумно сесть, а когда ― говорить стоя), про необходимость чередовать моменты напряжения и эмоционального подъема, чувственного восприятия и логического рассуждения. От этого в значительной степени зависит качество диалога.

Поэтому так живо реагировала аудитория на видеофрагменты уроков, которые показывала Елена Ерохина, профессор кафедры риторики и культуры речи Института филологии МПГУ, стараясь продемонстрировать коллегам, насколько бессмысленна и формальна может быть групповая работа на уроке, которая, на самом деле, является оптимальным способом отработки навыков эффективного речевого взаимодействия.

Действительно, на экране ошибки типичные, всем знакомые.

Вот учитель, рассадив класс по группам, не предлагает ни одного дискуссионного вопроса, не дает ни одного задания, которое можно было бы выполнять сообща. Даже технические мелочи (где взять листочек?) решает он, а не сосед по парте.

Следующий ролик: время на работу в группах отводится ничтожное. За пару минут нереально что-то обсудить, высказать свою точку зрения, услышать возражения собеседника, прийти к общему решению… Но педагоги боятся оставить детей «без присмотра» надолго. И даже вполне разумное распределение ролей в группе часто превращается в способ формализовать общение, а значит, сохранить контроль, не допустить спонтанного взаимодействия.

А между тем именно работа в группе способна приучить подростка не только говорить, соглашаться, возражать, убеждать, доказывать, но и слушать, причем не только учителя, «старшего по званию», но и одноклассника, равного себе. Слушать, понимая, что именно ты хочешь извлечь из высказывания, оценивая сказанное.

Групповая работа на уроке возможна, только если учитель доверяет классу, если готов систематически осваивать с детьми тонкости ведения диалога, технологии обсуждения. И сколько тут возможных форм: мозговой штурм, ролевая дискуссия, круглый стол, дебаты, конференция…

Кстати, именно на конференции могут быть представлены проектные, творческие работы детей. О том, как помочь ученикам стать исследователями и творцами, рассказывала Марина Бондаренко, профессор кафедры русского языка Академии труда и социальных отношений. Самостоятельный поиск информации, сотрудничество с разными людьми ради поиска истины, создания и/или презентации «продукта» работы ― прекрасная провокация желания научиться читать, писать, убедительно и вежливо разговаривать.

Ну, а значит, с удовольствием спешить на наши уроки русского языка.

Людмила Печатникова


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста [3476]

СЕЛЕЗНЁВА Е.В., к.п.н., член-кор. АПСН РФ, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 2» г. Алатыря Чувашской Республики

[Мероприятие 2]

Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Лекция

Формирование навыков эффективной коммуникации на уроке русского языка: невербальный аспект [3477]

БОЙЦОВ О.Н., к.филол.н, ведущий методист по русскому языку и литературе

[Мероприятие 3]

Издательство «Легион»

Лекция

От ВПР к ОГЭ: работа с текстом [3478]

СЕНИНА Н.А., к.филол.н., доцент, зав. кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института имени А.П.Че­хова (филиал РГЭУ), руководитель отдела русского языка и литературы издательства «Легион»

[Мероприятие 4]

Лекция

Обучение школьников эффективному речевому взаимодействию в группе [3479]

ЕРОХИНА Е.Л., д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи Института филологии МПГУ, соавтор УМК «Литература»

 421 58%
 52 7%
 206 29%
 46 6%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 6]

Издательство «Национальное образование»

Лекция

Особенности государственной итоговой аттестации по русскому языку в 2017 году [3481]

ГЕРО И.К., ведущий методист ООО «Издательство Национальное образование», учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ «Гимназия №1592» г. Москвы;
ЦЫБУЛЬКО И.П., к.п.н., ведущий научный сотрудник ФИПИ, руководитель Федеральной предметной комиссии по разработке КИМ для ГИА по русскому языку

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Устная часть ОГЭ по русскому языку: блиц подготовка [3482]

НАРУШЕВИЧ А.Г., к.филол.н., доцент, зав. кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П.Чехова

[Мероприятие 8]

Лекция

Подготовка к итоговой аттестации на уроках русского языка в старших классах [3483]

ПАХНОВА Т.М., д.п.н., профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ

[Мероприятие 9]

Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Лекция

Особенности контрольно-измерительного материала к УМК по русскому языку [3484]

ДОНСКОВА О.В., главный методист по русскому языку и литературе

 415 57%
 254 35%
 52 7%
 11 ≤ 1%
13:45

15:00
[Мероприятие 5]

Издательство «Экзамен»

Лекция

ОГЭ. Работа над функционально-смысловыми типами речи как способ коммуникативного развития личности [3480]

ЕРОХИНА Е.Л., д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи Института филологии МПГУ, соавтор УМК «Литература»

[Мероприятие 10]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Методика подготовки проектных и творческих заданий по русскому языку [3485]

БОНДАРЕНКО М.А., к.п.н, доцент, профессор кафедры русского языка Академии труда и социальных отношений, член союза писателей России

[Мероприятие 11]

Лекция

Открытая методика: современный учебник русского языка [3486]

ДЕЙКИНА А.Д., д.п.н., профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ

[Мероприятие 12]

Издательство «ВАКО»

Лекция

Использование тематических тестов по русскому языку для контроля знаний обучающихся [3599]

ЕГОРОВА Н.В., педагог, автор пособий по русскому языку и литературе

 198 29%
 423 63%
 32 5%
 21 3%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии