13 апреля 2017 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День школьного и детского библиотекаря  Программа дня

Всего участников: 390

Репортаж

Профессиональная встреча детских и школьных библиотекарей стала поводом для обсуждения насущных вопросов: как наиболее удобным способом предоставлять детям и педагогам научную и учебную информацию, художественные тексты. В поле внимания оказались практически все аспекты работы библиотекаря: содержательный, организационный, технической обеспечение.


Информационно-методическое обеспечение реализации требований ФГОС средствами УМК Объединенной издательской группы «ДРОФА» - «ВЕНТАНА». Электронные формы учебников: дидактические возможности для достижения образовательных результатов

Олег Иванович Соколов, ведущий методист Объединенной издательской группы «Дрофа–Вентана»


Год экологии в библиотеке. Природа и человек в современной книге для подростков

Евгений Рудашевский, писатель, лауреат Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», Москва

Живой интерес вызвало интерактивное занятие «Педагог-библиотекарь в образовательно-воспитательной среде школы», где Ольга Козлова, преподаватель внебюджетных курсов повышения квалификации сотрудников школьных библиотек МИОО, член редколлегии журнала «Библиотека в школе», обсудила с участниками Марафона новые документы и нормы, которые будут определять их функции и статус в школе. В коротком интерактивном вступлении-знакомстве ведущая выяснила, что среди собравшихся довольно много представителей относительно новой специальности «педагог-библиотекарь», однако из заметных улучшений по сравнению с просто библиотекарем ими был отмечен лишь более длинный отпуск. Осваивать новые возможности и обязанности им лишь предстоит, возможно поэтому зал был переполнен.

Ольга Викторовна познакомила собравшихся с результатами опроса, которые дают представление об ожиданиях директоров школ относительно новой должности. 89% из них уверены, что школе нужна должность педагога-библиотекаря. Причем, от него требуются поистине универсальные умения ― от менеджерских до психолого-педагогических. Вот только часть желательных функций: проведение уроков библиотечной грамотности, участие во внеурочной деятельности, систематическое обучение учителей школы по вопросам новых книжных и мультимедийных ресурсов, работа с родителями, поддержка проектной деятельности, формирование читательской грамотности…

О том, как воплотить в жизнь этот не самый короткий список участники Марафона узнавали на разноформатных занятиях.

Существенно облегчить и усовершенствовать труд библиотекаря, сделать книги более доступными помогают цифровые технологии. На лекции «Опыт использования в школьной библиотеке средств автоматизации для эффективной реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» Марина Виноградова, руководитель проекта «Аверс: Библиотека», представила новые ресурсы современной библиотеки. Тему продолжила Елена Светич, кандидат педагогических наук, руководитель департамента образовательных ИКТ и ресурсов АНО «НЦИО», рассказавшая на лекции «Библиотечный фонд интерактивных учебных пособий ― помощь в реализации требований ФГОС» о том, как совместить книгу с электронными ресурсами. Она представила игры и задания по разным предметам, сопровождая их методическими рекомендациями по использованию мультимедийных возможностей в зависимости от типа урока и педагогических задач.

Однако не учебой единой жива библиотека ― место, где ребенок однажды и навсегда увлекается чтением. Но для этого нужно хорошо ориентироваться в огромном море издаваемых книг. Например, с помощью каталога, представленного главным библиотекарем ЦГДБ им. А.Гайдара Татьяной Рудишиной в обзоре «От апреля до апреля: новая литература для детей и подростков». Каталог выходит ежегодно и называется «100 новых, лучших книг для детей и подростков», дистанционно с ним можно ознакомиться на сайте по адресу: gaidarovka-metod.ru.

Содержательный и оживленный диалог о том, что делает книгу интересной для юных читателей, возник на проблемном семинаре «Год экологии в библиотеке. Природа и человек в современной книге для подростков». Писатель, лауреат Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», Евгений Рудашевский рассказал аудитории о своих критериях увлекательности: что привлекает читателя в книгах о природе. В качестве примера он привел книгу «Не кричи: "Волки!"» канадского писателя Фарли Моуэта и показал, какие темы для диалога с подростками могут родиться из обсуждения увлекательного художественного текста. Собственно говоря, сам семинар стал живой иллюстрацией того, как разговор о книгах перерастает в содержательную дискуссию с аудиторией.

Другое, совсем не академическое и очень современное продолжение знакомства с художественным текстом продемонстрировали на лекции «Литературные экскурсии и библиотечные квесты в популяризации детско-юношеского чтения» Андрей Коновалов, кандидат филологических наук, профессор кафедры русской литературы Института филологии МПГУ, и Наталья Богатырева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Института филологии МПГУ. В частности, участники Марафона узнали, как можно превратить работу с текстом в приключение и даже небольшое путешествие, например, по московскому району Хамовники, где расположено старинное здание университета. Тематические загадки были вплетены даже в ткань лекции: нужно было по фотографиям эпизодов квеста угадать, какие эпизоды литературных произведений на них инсценированы.

Эта эмоционально яркая и содержательная площадка стала завершающим этапом библиотечного «квеста», в который превратился этот день Марафона, где участники то сосредоточенно искали трудное решение, то увлеченно спорили, то щедро и эмоционально обменивались мнениями.

Елена Куценко


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Лекция

Информационно-методическое обеспечение реализации требований ФГОС средствами УМК Объединенной издательской группы «ДРОФА» - «ВЕНТАНА». Электронные формы учебников: дидактические возможности для достижения образовательных результатов [3368]

СОКОЛОВ О.И., ведущий методист Объединенной издательской группы «Дрофа–Вентана»

[Мероприятие 2]

Проблемный семинар

Год экологии в библиотеке. Природа и человек в современной книге для подростков [3369]

РУДАШЕВСКИЙ Е.В., писатель, лауреат Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», Москва

[Мероприятие 3]

Группа компаний «Аверс»

Лекция

Опыт использования в школьной библиотеке средств автоматизации для эффективной реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров [3370]

ВИНОГРАДОВА М.И., руководитель проекта «Аверс: Библиотека»

 62 16%
 237 62%
 84 22%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Библиотечный фонд интерактивных учебных пособий – помощь в реализации требований ФГОС [3371]

СВЕТИЧ Е.Г., к.п.н., руководитель департамента образовательных ИКТ и ресурсов АНО «НЦИО»

[Мероприятие 5]

Интерактивное занятие

Педагог-библиотекарь в образовательно-воспитательной среде школы [3372]

КОЗЛОВА О.В., преподаватель внебюджетных курсов повышения квалификации сотрудников школьных библиотек МИОО, член редколлегии журнала «Библиотека в школе», Москва

 86 23%
 294 77%
13:45

15:00
[Мероприятие 6]

Лекция

Литературные экскурсии и библиотечные квесты в популяризации детско-юношеского чтения [3373]

КОНОВАЛОВ А.А., к.филол.н., профессор кафедры русской литературы Института филологии МПГУ;
БОГАТЫРЕВА Н.Ю., к.филол.н., доцент кафедры русской литературы Института филологии МПГУ

[Мероприятие 7]

Обзор

От апреля до апреля: новая литература для детей и подростков [3374]

РУДИШИНА Т.В., главный библиотекарь ЦГДБ им. А.Гайдара, член Союза журналистов Москвы, г. Москва

 222 60%
 150 40%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии