08 апреля 2017 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День учителя физики  Программа дня

Всего участников: 269

Репортаж

Встреча учителей физики на Марафоне отличалась разнообразием тем обсуждений – от методических секретов до всеобъемлющих технологий, предназначенных для подготовки к грядущим экзаменам. Значительная часть лекций и вопросов участников была посвящена сложному вопросу: как примирить на уроке «коня и трепетную лань» – подготовку к формализованным требованиям экзаменов и искреннее увлечение физикой.


Направление совершенствования контрольных измерительных материалов для оценки учебных достижений по физике (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР)

Марина Юрьевна Демидова, д.п.н. руководитель центра педагогических измерений КГБНУ ФИПИ


Физика: ЭФУ и образовательные сервисы Объединенной издательской группы «Дрофа–Вентана»

Владимир Александрович Опаловский, к.техн.н., методист по физике Объединенной издательской группы «Дрофа–Вентана»


Интегративные технологии подготовки ОГЭ и ЕГЭ

Александр Григорьевич Бермус, д.п.н., к.ф-м.н., профессор ЮФУ


ЕГЭ 2017. Решение задач части 2

Виталий Аркадьевич Грибов, к.ф.-м.н., доцент физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова


Формирование экспериментальных и исследовательских умений школьников. «Лабораторный практикум по подготовке к ОГЭ». Пособие издательства «Экзамен» авторов: Г.Г.Никифорова, Е.Е.Камзеевой, М.Ю.Демидовой

Елена Евгеньевна Камзеева, к.ф-м.н., руководитель группы по подготовке КИМ ОГЭ, начальник экспертно-аналитического отдела МЦКО


STEM-технология в проектной деятельности учащихся

Сергей Владимирович Лозовенко, к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения физике им. А.В.Пёрышкина Института физики, технологии и информационных систем МПГУ

На этом заострил внимание собравшихся доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор ЮФУ Александр Бермус в начале лекции «Интегративные технологии подготовки ОГЭ и ЕГЭ». Он представил коллегам-учителям подход, в котором объединено несколько аспектов: педагогический, психологический и культурно-антропологический ― формирование единого смыслового поля ученика и учителя. Технология стала ответом на проанализированную картину основных проблем при сдаче итоговых экзаменов: недостаточное понимание явлений и процессов, неумение работать с графиками, неправдоподобие результатов, трудности в решении качественных задач. По каждому пункту были изложены компенсационные меры, такие, например, как многоаспектное рассмотрение процессов и явлений, проговаривание, визуализация.

Отдельные моменты подготовки, которые чаще других вызывают трудности, стали предметом углубленного рассмотрения на нескольких площадках Марафона. Виталий Грибов, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова в переполненном зале прочитал лекцию «ЕГЭ 2017. Решение задач части 2», на которой то и дело звучали вопросы аудитории, а при появлении каждого нового слайда над залом вырастал частокол смартфонов и планшетов, чтобы запечатлеть решения в виде фото. А кандидат педагогических наук Геннадий Никифоров на лекции «Формирование экспериментальных и исследовательских умений школьников» представил пособия и образцы заданий, позволяющие школьникам осваивать экспериментаторские навыки, используя бытовые предметы и простейшие приборы. Такой практикум необходим, чтобы потренироваться перед ОГЭ в проведении физических экспериментов.

Но как не забыть за предэкзаменационными наставлениями увлеченность и радость познания? Современный подход к преподаванию представил Сергей Лозовенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения физике им. А.В.Пёрышкина Института физики, технологии и информационных систем МПГУ. На его лекции «STEM-технология в проектной деятельности учащихся» педагоги узнали об инновационной системе, пробуждающей в школьниках интерес к научно-техническому образованию и сфере высоких технологий. Его преимущества: интегрированное обучение, применение научно-технических знаний в жизни, развитие навыков критического мышления и разрешения проблем, повышение уверенности в своих силах, коммуникация и командная работа, креативные и инновационные подходы к проектам, связь между обучением и карьерой, подготовка к технологическим инновациям в жизни, содержательное дополнение к школьной программе. Ведущий привел примеры из практики по каждому направлению.

Содержательный итог встречи подвела Марина Демидова, доктор педагогических наук, руководитель центра педагогических измерений КГБНУ ФИПИ на лекции «Направление совершенствования контрольных измерительных материалов для оценки учебных достижений по физике (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР)». Она начала с обзора результатов исследований TIMSS. По его результатам можно видеть, что естественнонаучная подготовка учеников четвертого класса находится на высоком уровне и отмечается устойчивая положительная динамика. Однако, подготовка российских школьников отличается от лидеров исследования Кореи и Сингапура: в этих странах педагоги не включают в обучение большое количество знаний, фактов, определений, а вместо этого отдают предпочтение рассуждениям учеников. Восьмой класс тоже среди лидеров, и ― та же проблема, ученики обладают большим объемом знаний, но не умеют ими пользоваться, рассуждать. Старшая школа (физико-математической направленности) показывает уровень выше среднего, умение рассуждать, прогнозировать, моделировать отстает. Кроме того, у одиннадцатого класса сильная отрицательная динамика.

Познакомив участников Марафона с картиной результатов международного исследования, Марина Юрьевна перешла к актуальным рекомендациям относительно итоговых испытаний. Она сообщила, что по последним итогам ЕГЭ три четверти выпускников успешно выполнили только задания базового уровня.

Учителя, ставящие перед собой цель дать своим ученикам как можно больше шансов на успешную сдачу, активно записывали всю информацию по актуальным изменениям формата. Например, теперь в ЕГЭ по физике нет заданий с выбором ответа. Не нужно забывать и о том, что кроме владения учебным материалом ребенок должен знать, как оформить свой ответ, какие недочеты допустимы. Прозвучали рекомендации, основанные на многолетнем анализе типичных ошибок, по поводу алгоритма работы с заданиями разного типа.

Как обычно, ко дню физики М. Демидова с коллегами сделали три тренировочных варианта, и все присутствующие получили возможность с ними познакомиться.

Учителя с интересом восприняли информацию еще об одном новшестве ― ВПР для выпускников, которая должна повысить доверие к школьной отметке. Задания в этой работе составлены на основании базового уровня сложности стандарта. Ведущая проанализировала особенности кодификаторов ВПР, прокомментировала подходы к построению работы, пояснила, что проверяют те или иные задания. Были представлены структура и содержание ВПР, анализ по блокам. Учителя узнали, какие варианты ответов допустимы, познакомились с другими критериями оценки.

Ведущая напомнила, что сейчас все сообщество преподавателей физики работает на повышение естественнонаучной грамотности. Это означает, что школьники должны научиться видеть вокруг себя физические явления и объяснять их с точки зрения науки. Кроме того, физика лежит в основе профессионального образования по многим специальностям ― прикладным и научным. Именно сейчас вносятся предложения по модернизации преподавания. Например, в таких направлениях, как пересмотр естественнонаучного содержания в начальной школе, ввод элементов физики в 5-6 классах, перестройка аппарата усвоения в 7-9 классах, детализация ФГОС ― на что ориентирован курс, планирование результатов. Необходима современная система переподготовки, профстандарт, адекватная оценка динамики работы учителя. Марина Юрьевна напомнила, что летом будет происходить общественное обсуждение этой проблематики, и приглашала коллег принять в нем участие. Чтобы каждый из участников этого дня мог внести вклад в новую концепцию естественнонаучного образования.

Елена Куценко


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Экзамен»

Лекция

ЕГЭ 2017. Решение задач части 2 [3517]

ГРИБОВ В.А., к.ф.-м.н., доцент физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

[Мероприятие 2]

Издательство «ВАКО»

Лекция

Оценивание предметных и метапредметных результатов по физике средствами пособий издательства «ВАКО» [3518]

ЛОЗОВЕНКО С.В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения физике им. А.В.Пёрышкина Института физики, технологии и информационных систем МПГУ

[Мероприятие 3]

Издательство «Легион»

Лекция

Интегративные технологии подготовки ОГЭ и ЕГЭ [3519]

БЕРМУС А.Г., д.п.н., к.ф-м.н., профессор ЮФУ

 160 62%
 33 13%
 65 25%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Формирование экспериментальных и исследовательских умений школьников. «Лабораторный практикум по подготовке к ОГЭ». Пособие издательства «Экзамен» авторов: Г.Г.Никифорова, Е.Е.Камзеевой, М.Ю.Демидовой [3520]

КАМЗЕЕВА Е.Е., к.ф-м.н., руководитель группы по подготовке КИМ ОГЭ, начальник экспертно-аналитического отдела МЦКО;
НИКИФОРОВ Г.Г., к.п.н., с.н.с. Центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО

[Мероприятие 5]

Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Лекция

Физика: ЭФУ и образовательные сервисы Объединенной издательской группы «Дрофа–Вентана» [3521]

ОПАЛОВСКИЙ В.А., методист по физике, учитель высшей категории

[Мероприятие 8]

Издательство «Национальное образование»

Лекция

Направление совершенствования контрольных измерительных материалов для оценки учебных достижений по физике (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР) [3610]

ДЕМИДОВА М.Ю., д.п.н. руководитель центра педагогических измерений КГБНУ ФИПИ

 70 27%
 14 5%
 176 68%
13:45

15:00
[Мероприятие 6]

Лекция

STEM-технология в проектной деятельности учащихся [3522]

ЛОЗОВЕНКО С.В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения физике им. А.В.Пёрышкина Института физики, технологии и информационных систем МПГУ

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Подходы к изучению физики в инженерных классах [3523]

ПЕНТИН А.Ю., к.ф-м.н., заведующий Центром естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО;
НИКИФОРОВ Г.Г., к.п.н., с.н.с. Центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО;
СОКОЛОВА Н.Ю., к.п.н., заслуженный учитель г. Москвы, учитель физики Академической гимназии № 1534;
ЦАРЬКОВ И.С., к.техн.н., лауреат премии правительства РФ в области образования 2015 года, учитель физики школы № 29 г. Подольска

 158 61%
 100 39%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии