07 апреля 2017 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День учителя информатики  Программа дня

Всего участников: 221

Репортаж

Мир стал другим, будущее наступило. Это я отчетливо поняла на Дне учителя информатики. Все, о чем говорили в предыдущие дни другие предметники, сложилось: новое поколение разительно отличается от предыдущих и образование ему полагается новое.


Школы приглашаются в 3D (технологии 3D-сканирования, 3D-печати и панорамной съемки)

Дмитрий Юрьевич Усенков, начальник редакционно-издательского отдела Московского государственного института индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича, главный редактор журнала «Компьютерные инструменты в школе», главный редактор журнала «Мир 3D / 3D World»


Концепция развития технологического образования в школах РФ и место ИКТ

Алексей Львович Семенов, д.ф.-м.н., профессор, академик РАН и РАО


Программирование как социально значимый навык в информационном обществе

Людмила Леонидовна Босова, д.п.н., зав.кафедрой МПГУ, главный научный сотрудник Федерального института развития образования, заслуженный учитель РФ, автор УМК по информатике для основной и старшей школы


Учебный проект как эффективный компонент системного образования

Надежда Николаевна Самылкина, к.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения информатике математического факультета МПГУ;
Алёна Антоновна Салахова, магистрант МПГУ;
Виктор Викторович Тарапата, учитель информатики школы №283 г. Москвы, магистрант МПГУ


Системно-деятельностный подход в преподавании информатики на основе УМК под редакцией проф. Н.В.Макаровой» (Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)

Юлия Николаевна Нилова, к.п.н., заместитель директора ГБОУ СОШ № 501 Санкт-Петербурга, учитель высшей категории, соавтор УМК по информатике под редакцией проф. Н.В.Макаровой


Методика и инструменты автоматизации практикумов по программированию в школе и ВУЗе

Анатолий Георгиевич Кушниренко, зав. отделом учебной информатики НИИСИ РАН

Но посудите сами: в седьмом классе дети владеют языками программирования, в шесть лет начинают изучать алгоритмы, а способность разбираться в различных цифровых устройствах у них проявляется с момента рождения. В качестве проектной деятельности школьники создают роботов, которые не просто несут самостоятельную ценность, но и служат инструментом для различных проектов ― от творческих до информационных. Игрушки печатаются на 3D-принтере, с помощью конструктора LEGO создаются удивительные устройства. Если учесть, что буквально четверть века назад элементарные языки программирования изучали в университете, а теперь это доступно ученику младшей и средней школы, что теперь придумывать фантастам?

3D-моделирование и его продукты продемонстрировали учителям информатики с самого утра, и это привлекло внимание большинства участников Марафона. На лекции «Школы приглашаются в 3D (технологии 3D-сканирования, 3D-печати и панорамной съемки)» Дмитрий Юрьевич Усенков рассказал о вышеперечисленных возможностях. С помощью 3D-технологий учебные заведения могут теперь организовывать работу инженерных классов и уроков по робототехнике, создавать собственные музеи с совершенно любыми экспонатами, печатать наглядные пособия. После окончания лекции преподаватели долго не расходились: внимательно рассматривали продукты 3D-творчества, задавали лектору вопросы.

Конечно, учителя информатики, как и другие школьные преподаватели, обсуждали учебники по предмету. По словам Юлии Николаевны Ниловой ― заместителя директора ГБОУ СОШ № 501 Санкт-Петербурга, учителя высшей категории, соавтора УМК по информатике под редакцией профессора Н.В.Макаровой, созданный ими учебник помогает осуществить заложенные в стандарте образования цели через системно-деятельный подход. Лекция Ниловой называлась «Системно-деятельный подход в преподавании информатики» ― на основе этого учебника (издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). ФГОС определяет цель учебной деятельности, как развитие гармоничной, всесторонне развитой личности. Но эта цель абстрактная, а дети ― реальные, далекие от идеала, напомнила лектор. В обсуждаемом учебнике заложен концентрический метод изучения тем, модульность предоставляемого учебного материала для реализации собственного учебного маршрута. Предполагается групповая форма организации образовательной деятельности, материал представлен в избытке, ― рассказала его соавтор.

Анатолий Георгиевич Кушниренко, Александр Георгиевич Леонов, Яков Наумович Зайдельман и В.В.Тарасова рассказывали об учебных материалах на лекции «Информатика 7-9 класс ― новый комплект учебников издательства «Дрофа». Людмила Леонидовна Босова познакомила учителей информатики с собственным учебником для старших классов и взглядом на предмет через него.

Босова выступала дважды, и на обеих ее лекциях зал был полон. Алгоритмы, по ее словам, здорово развивают, позволяя детям справляться с серьезными задачами. Сложное с их помощью разбивается на более простое, появляется наглядная возможность сравнения задач, четче определяются шаги к цели, цели совершенствуются. После освоения алгоритма осваиваются и языки программирования. Учитель может объяснить предмет детям любого возраста. Людмила Леонидовна уверена, что дети вообще способны освоить любой материал, но для этого необходимо время. На информатике, для которой, по мнению легендарного автора учебника, было бы оптимально два часа в неделю, дети учатся думать, рассуждать, формулировать. Они узнают, что такое информационная культура, осваивают этапы работы с информацией, осваивают навыки нахождения информации, осмысливают ее, учатся задавать вопросы. Предмет знакомит учеников с историей, рассказывает о выдающихся ученых. Есть даже раздел по колористике и финансовой грамотности.

Вообще, информатика стала настолько естественной в современном мире, что овладевают ей уже в дошкольном возрасте. Преподаватели утверждают, что осваивать предмет лучше как можно раньше. То, что изучается в 7 классе, по мнению специалистов, способны понять дети, начиная с шестилетнего возраста.

Д.ф.-м.н., профессор, академик РАН и РАО Алексей Львович Семенов, отметил, что многие дети сегодня рано начинают заниматься коммерческим программированием. Профессор выступил с лекцией «Концепция развития технологического образования в школах РФ и место ИКТ», во время которой поговорил с учителями о ситуации в школах, о роли информационно-компьютерных технологий, об интеграции ИКТ с предметом «Технология». По мнению Алексея Львовича, необходимо собрать содержание образования, которое может идти разными путями. Нужно также создать олимпиаду по технологии. Он обратил также внимание учителей на то, что важно мотивировать детей на те направления деятельности, которые развиты в регионе их проживания (36% всех участников Марафона приехали из регионов).

Интересным получился мастер-класс по робототехнике «Учебный проект как эффективный компонент системного образования», который проводили Надежда Николаевна Самылкина и Виктор Викторович Тарапата. Многие участники Марафона пришли в нем поучаствовать. Надежда Николаевна считает, что детей задавили дидактическими материалами. Но необходимый практический результат достигается через проектную деятельность. К сожалению, в детских проектах сегодня больше заинтересованы взрослые ― родители, учителя. При этом они не помогают детям, а делают все за них. В такой проектной деятельности нет смысла. Между тем, через проекты ребенок проверяет себя, примеряет себе роли, учится на ошибках.

Проект «Образовательная робототехника», серия «РОБОФИШКИ» продемонстрировали прямо на месте. Ведущие отметили, что робот ― лишь инструмент для проекта. Чем шире возможности у собранного робота, тем лучше, а создание робота не самоцель, а лишь этап внутри другого проекта. Надежда Николаевна напомнила, что навык управления проектной деятельностью очень важен в любой профессии, и в школах необходимо уделять этому больше внимания. Кроме того, нужно учить детей определять ценность еще не реализованного проекта. В своем докладе профессор кафедры отметила и важность роли учителя, которую необходимо сохранить. Должна сохраняться функция объяснения, подчеркнула Надежда Николаевна. В заключение своего доклада Самылкина пригласила на курсы повышения квалификации, которые проводятся как на базе МПГУ, так и в школах, по заявкам. Информацию об этом можно получить по адресу: nsamylkina@yandex.ru. А дальше перешли к практической части, которую вел Виктор Викторович. Присутствующие разделились на команды и собирали кнопочный звуковой передатчик. После сборки команды передавали друг другу с помощью азбуки Морзе слова и их расшифровывали. Удивительно плодотворной и творческой оказалась практическая деятельность учителей информатики, что дает основания для уверенности, что и уроки в школе будут проходить весело и плодотворно.

Ольга Хотимская


Материалы к лекциям:

Презентация к лекции «Программирование как социально значимый навык в информационном обществе» (БОСОВА Л.Л.)

Презентация к лекции «О базовом уровне изучения информатики в старшей школе» (БОСОВА Л.Л.)

Презентация к лекции «Концепция развития технологического образования в школах РФ, место ИКТ и роль учителя информатики» (СЕМЕНОВ А.Л.)


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 4]

Лекция

Концепция развития технологического образования в школах РФ и место ИКТ [3593]

СЕМЕНОВ А.Л., д.ф.-м.н., профессор, академик РАН и РАО

[Мероприятие 6]

Лекция

Школы приглашаются в 3D (технологии 3D-сканирования, 3D-печати и панорамной съемки) [3608]

УСЕНКОВ Д.Ю., начальник редакционно-издательского отдела Московского государственного института индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича, главный редактор журнала «Компьютерные инструменты в школе», главный редактор журнала «Мир 3D / 3D World»

[Мероприятие 7]

Лекция

Информатика 7‒9 класс ‒ новый комплект учебников издательства «Дрофа» [3612]

КУШНИРЕНКО А.Г., к.ф.-м. н., доцент механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий отделом «Учебной информатики» НИИСИ РАН, автор учебника «Информатика» для 7-9 классов;
ЛЕОНОВ А.Г., зав. сектором НИИСИ РАН, вед. научн. сотр. мехмата МГУ, проф. МПГУ;
ЗАЙДЕЛЬМАН Я.Н., научн. сотр. НИИСИ РАН, доцент университета гор. Переславля, эксперт ФИПИ;
ТАРАСОВА В.В., учитель информатики

 57 26%
 135 62%
 27 12%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 1]

Мастер-класс по робототехнике

Учебный проект как эффективный компонент системного образования [3524]

САМЫЛКИНА Н.Н., к.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения информатике математического факультета МПГУ;
ТАРАПАТА В.В., учитель информатики школы №283 г. Москвы, магистрант МПГУ

[Мероприятие 2]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Программирование как социально значимый навык в информационном обществе [3525]

БОСОВА Л.Л., д.п.н., зав.кафедрой МПГУ, главный научный сотрудник Федерального института развития образования, заслуженный учитель РФ, автор УМК по информатике для основной и старшей школы

[Мероприятие 8]

Лекция

Методика и инструменты автоматизации практикумов по программированию в школе и ВУЗе [3613]

КУШНИРЕНКО А.Г., к.ф.-м. н., доцент механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий отделом «Учебной информатики» НИИСИ РАН, автор учебника «Информатика» для 7-9 классов;
ЛЕОНОВ А.Г., зав. сектором НИИСИ РАН, вед. научн. сотр. мехмата МГУ, проф. МПГУ;
РАЙКО М.В., м.н.с. НИИСИ РАН;
БЕСШАПОШНИКОВ Н.О., аспирант НИИСИ РАН;
ЕРЕМИН Д.Б., инж. НИИСИ РАН, студент мехмата МГУ

 89 41%
 80 37%
 48 22%
13:45

15:00
[Мероприятие 3]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Системно-деятельностный подход в преподавании информатики на основе УМК под редакцией проф. Н.В.Макаровой» (Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний») [3526]

НИЛОВА Ю.Н., к.п.н., заместитель директора ГБОУ СОШ № 501 Санкт-Петербурга, учитель высшей категории, соавтор УМК по информатике под редакцией проф. Н.В.Ма­каровой

[Мероприятие 5]

Лекция

О базовом уровне изучения информатики в старшей школе [3596]

БОСОВА Л.Л., д.п.н., зав.кафедрой МПГУ, главный научный сотрудник Федерального института развития образования, заслуженный учитель РФ, автор УМК по информатике для основной и старшей школы

 60 29%
 144 71%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии