04 апреля 2017 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День учителя географии  Программа дня

Всего участников: 82

Репортаж

Немноголюдным получился девятый день Марафона, но камерность только украсила атмосферу, поскольку пришедшие учителя географии (среди которых, кстати, было прилично мужчин), были увлечены происходящим.


Комплексная оценка природно-ресурсного потенциала России и его места в мировых рейтингах

Дмитрий Викторович Заяц, к.геогр.н., доцент МГУ им. М.В.Ломоносова, кафедра географии мирового хозяйства


Трансформация акцентов в страноведческом содержании курса «Экономическая и социальная география мира»

Ольга Александровна Бахчиева, д.п.н., профессор Московского городского психолого-педагогического университета, автор УМК «География. 10–11 класс. Базовый и углубленный уровень»


Курс «География России» в рамках новой Концепции географического образования»

Елена Александровна Таможняя, д.п.н., и.о. зав. кафедрой методики преподавания географии географического факультета МПГУ


Педагогические возможности УМК «Сферы» издательства «Просвещение» как инновационной образовательной среды

Елизавета Ярославна Щеглова, заместитель руководителя Центра «Сферы» издательства «Просвещение»


Транснациональные корпорации мира

Дмитрий Леонидович Лопатников, д.геогр.н., профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МПГУ


Методические приемы использования содержания интерактивных учебных пособий серий «Наглядная география» и «Интерактивные карты» на уроках географии

Максим Сергеевич Соловьев, к.п.н., доцент кафедры географического образования, инновационных и космических технологий МИОО


Памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО

Татьяна Леонидовна Смоктунович, к.геогр.н., доцент кафедры физической географии и геоэкологии географического факультета МПГУ


Современные мирохозяйственные связи и особенности их изучения в средней школе

Александр Павлович Кузнецов, к.г.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Академии социального управления (АСОУ), автор учебников и учебно-методических пособий для учащихся и учителей географии, атласов и хрестоматий

Доктор педагогических наук, и.о зав.кафедрой методики преподавания географии географического факультета МПГУ Елена Александровна Таможняя, рассказывая о курсе «География России» в рамках новой Концепции географического образования делилась практическим опытом. Например, о том, какие виды лекций она применяет при обучении своих учеников: лекция вдвоем, лекция-ситуация, лекция-интервью, лекция-провокация, лекция-пресс-конференция, лекция-шоу (иллюстрация). Нестандартные способы преподавания с использованием дискуссии, по утверждению Елены Александровны, очень подходят для учеников 7-9 классов и стимулируют у них творчество, помогают докопаться до истины, повышают мотивацию, освобождают от эгоистичного общения и оказываются полезным еще во множестве вещей. Большинство участников Дня учителя географии собрались в этой аудитории и с удовольствием слушали рассказ. Говоря о проекте концепции географического образования в РФ, который был представлен в ноябре прошлого года на Всероссийском съезде учителей географии, Таможняя отметила, что красной нитью по этому документу проходит необходимость патриотического воспитания в школе. Напомнила коллегам, что через изучение особенностей своего региона эта задача прекрасно решается. Призвав отходить от стереотипного восприятия регионов, которое присуще детям школьного возраста, Елена Александровна рассказала и о нестандартных способах освоения этой темы.

Важность изучения особенностей регионов и их восприятия, похоже, действительно является актуальной на уроках географии. Говоря о трансформации акцентов в страноведческом содержании курса «Экономическая и социальная география мира», доктор педагогических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, автор УМК «География 10-11 класс. Базовый и углубленный уровень», Ольга Александровна Бахчиева тоже уделила этому вопросу время на своей лекции. Она отметила, что в части региональной географии существуют напряжение, поэтому необходимо систематизировать применение приемов формирования географического образования.

Дмитрий Леонидович Лопатников, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии имени В.П.Максаковского, рассказывал о Транснациональных корпорациях мира (ТНК). Об истории, сути, отличии ТНК от МНК (многонациональных компаний), какую роль играют ТНК в современном мире. Лектор особенно отметил, что понимание роли ТНК важно, поскольку мир сегодня ― единая планетарная эволюционирующая экономико-географическая система.

Раздел экономической географии раскрывали также доцент кафедры географии мирового хозяйства МГУ им. Ломоносова Дмитрий Викторович Заяц, который ознакомил коллег с «Комплексной оценкой природно-ресурсного потенциала России и его места в мировых рейтингах» и доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Академии социального управления (АСОУ), автор учебников и пособий для учащихся и учителей географии, атласов и хрестоматий Александр Павлович Кузнецов ― он рассказал о современных мирохозяйственных связях и особенностях их изучения в средней школе.

Интерес географов вызвали учебные материалы для изучения предмета. Демонстрировались как традиционные пособия, так и электронные. Доцент кафедры географического образования, инновационных и космических технологий МИОО Максим Сергеевич Соловьев продемонстрировал электронные пособия: наглядные географические и интерактивные карты, с помощью которых можно работать в классе и на индивидуальных устройствах. Такие карты понятны современным школьникам, привыкшим пользоваться цифровой информацией. Кроме того, можно уделять особое внимание деталям, выделяя необходимое. Максим Сергеевич подчеркнул, что пользование интерактивными материалами должно проходить параллельно с работой с традиционными контурными картами, атласами и другими пособиями.

Буквально по соседству речь велась о более традиционных материалах. С педагогическими возможностями УМК «Сферы» издательства «Просвещение» как инновационной образовательной среды познакомила учителей географии заместитель руководителя Центра «Сферы» издательства Елизавета Ярославна Щеглова. Для практической работы в рамках «Сферы» «Просвещение» предлагает отдельно тетрадь-практикум, тетрадь-тренажер и атлас. Каждое из пособий решает собственную задачу. В пособиях, помимо работы с картами, можно проследить связь с биологией, например (с помощью геохронологической шкалы расположенной под картой); отследить не только природные, но и климатические пояса; при изучении океанов, посмотреть строение дна мирового океана; закрепляя тему «население» увидеть численность городского населения или соотношение мужчин и женщин. Ознакомиться с УМС и скачать их можно на сайте «Сферы» (spheres.ru).

Самой яркой и познавательной, на мой взгляд, получилась лекция доцента кафедры физической географии и геоэколоии географического факультета МПГУ Татьяны Леонидовны Смоктунович. Она рассказывала о памятниках Всемирного наследия ЮНЕСКО, делилась собственными впечатлениями от путешествий и показывала захватывающие кадры различных уголков мира во всем своем многообразии. Галапагосские острова, Большой карьерный риф, Аахен, Сен-Мишель, Краков, Мачу-Пикчу и многое другое ― как в красочном фильме предстали перед глазами аудитории, полностью забитой благодарными слушателями. Когда обзор основных «жемчужин» мира был завершен, зал единодушно попросил отдельного рассказа о прикрасах родной страны. И новое путешествие: по Байкалу, Камчатке, Коми, Уралу, Алтаю… Везде захотелось побывать, все осмотреть, ко всему прикоснуться. Окончание лекции было ознаменовано бурными овациями.

Ольга Хотимская


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Лекция

Трансформация акцентов в страноведческом содержании курса «Экономическая и социальная география мира» [3412]

БАХЧИЕВА О.А., д.п.н., профессор Московского городского психолого-педагогического университета, автор УМК «География. 10–11 класс. Базовый и углубленный уровень»

[Мероприятие 2]

Лекция

Курс «География России» в рамках новой Концепции географического образования» [3413]

ТАМОЖНЯЯ Е.А., д.п.н., и.о. зав. кафедрой методики преподавания географии географического факультета МПГУ

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Комплексная оценка природно-ресурсного потенциала России и его места в мировых рейтингах [3414]

ЗАЯЦ Д.В., к.геогр.н., доцент МГУ им. М.В.Ломоносова, кафедра географии мирового хозяйства

 16 21%
 47 61%
 14 18%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Методические приемы использования содержания интерактивных учебных пособий серий «Наглядная география» и «Интерактивные карты» на уроках географии [3415]

СОЛОВЬЁВ М.С., к.п.н., доцент кафедры географического образования, инновационных и космических технологий МИОО

[Мероприятие 5]

Лекция

Транснациональные корпорации мира [3416]

ЛОПАТНИКОВ Д.Л., д.геогр.н., профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МПГУ

[Мероприятие 6]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Педагогические возможности УМК «Сферы» издательства «Просвещение» как инновационной образовательной среды [3417]

ЩЕГЛОВА Е.Я., заместитель руководителя Центра «Сферы» издательства «Просвещение»

 29 39%
 42 56%
 4 5%
13:45

15:00
[Мероприятие 7]

Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Лекция

Современные мирохозяйственные связи и особенности их изучения в средней школе [3418]

КУЗНЕЦОВ А.П., к.г.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Академии социального управления (АСОУ), автор учебников и учебно-методических пособий для учащихся и учителей географии, атласов и хрестоматий

[Мероприятие 8]

Лекция

Памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО [3419]

СМОКТУНОВИЧ Т.Л., к.геогр.н., доцент кафедры физической географии и геоэкологии географического факультета МПГУ

 31 42%
 43 58%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии