31 марта 2017 г.

День учителя начальной школы (день 1-й)  Программа дня

Всего участников: 809

В контексте проверки знаний учеников младших классов важно помнить не об отметке как таковой, а именно о результатах обучения.


Устранение угадывающего чтения у младших школьников нейропсихологическими методами

Ирина Игоревна Праведникова, нейропсихолог, руководитель нейропсихологического центра «Фэмели»


Подготовка выпускников начальной школы к Всероссийской проверочной работе по русскому языку средствами пособий издательства «ВАКО»

Ольга Егоровна Жиренко, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального общего образования Воронежского института развития образования


Содержание и методические ресурсы курса «Окружающий мир» (УМК «Перспектива» издательства «Просвещение») в свете актуальных проблем современного начального образования

Марина Юрьевна Новицкая, к.филол.н., ведущий научный сотрудник ФИРО, автор курса «Окружающий мир» УМК «Перспектива» издательства «Просвещение»


Система оценки достижения планируемых результатов в начальных классах: подходы и инструменты

Наталья Владимировна Селюнина, методист Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова


Внеурочный литературно-математический курс «От мифа до фэнтези»

Марина Юрьевна Полникова, учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369


Методика обучения младших школьников работе с текстом и написанию сочинений разных жанров

Александра Викторовна Птухина, методист редакции начальной школы издательства «Экзамен», автор учебных пособий


Новые подходы к формированию предметных и метапредметных умений у обучающихся начальной школы в современных условиях

Федоскина О.В., Курлыгина О.Е., Мифтяхетдинова Э.С., авторы издательства «Интеллект-Центр»


Особенности современного урока в начальной школе

Наталья Федоровна Виноградова, д.п.н., профессор, член-кор­респондент РАО, руководитель Центра начального образования ИСРО РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования

Об этом напомнила в процессе разговора о Всероссийской проверочной работе учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ «Школа № 1374», победитель конкурса «Мое призвание ― учитель», председатель Ассоциации УНК города Москвы, лауреат конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Самый классный классный» Елена Васильевна Волкова. О ВПР в День учителя начальной школы упоминалось много: на пяти из семнадцати подготовленных мероприятиях. Это и понятно, ведь для начальной школы такая форма проверки знаний учащихся еще довольно новая.

Не меньший интерес вызвала лекция «Устранение угадывающего чтения у младших школьников нейропсихологическими методами» Ирины Игоревны Праведниковой ― нейропсихолога, руководителя нейропсихологического центра «Фэмели». Аудитория была полностью забита пришедшими на мероприятие педагогами, а материал вызывал у них явный интерес. Правда, одна из слушательниц отметила, что, несмотря на познавательность, подобный подход отлично подойдет логопедам, в условиях же стандартного урока, эти технологии, по ее мнению, не очень применимы.

Рядом разговор шел о литературно-математическом конкурсе «От мифа до фэнтези», который можно внеурочно проводить для любого класса младшей школы. Об этом рассказывала учитель высшей категории, заслуженный учитель России из Санкт-Петербургского лицея 369 Марина Юрьевна Полникова.

Многие пришли послушать о новых подходах к формированию предметных и метапредметных умений в современных условиях. Авторы издательства «Интелект-Центр» Е.В.Волкова, О.Е.Курлыгина, Е.В.Корнейчик и Э.С.Мифтяхетдинова рассказывали о своих пособиях и о том, как их можно использовать в классе. А Елена Андреевна Лутцева ― профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, автор курса «Технология» УМК «Школа России» издательства «Просвещение», говоря о формировании универсальных учебных действий в начальной школе, вновь напоминала педагогам об осторожности с оцениванием успехов у детей. Оценкой легко «обломать крылья», загасить, разрушить мотивацию к учебе, поэтому куда важнее укрепить уверенность в себе, ощущение «я могу». Елена Андреевна напоминала: хвалите, называйте учеников умничками! Она рассказывала истории из собственной практики и вызывала отклик у зала, полного ее единомышленников.

Издательство «Национальное образование» пригласило ведущего специалиста ГБОУ ДПО «Центр профессионального мастерства», учителя ЧУ ОО «Медико-биологическая школа «Вита» и любимца многих школьников (благодаря видеороликам по его предмету) ― Романа Борисовича Соловьева. Разговор и здесь проходил вокруг ВПР ― тема лекции: «Всероссийские проверочные работы. Окружающий мир: особенности итогового повторения курса начальной школы». Роман Борисович подчеркнул, что предмет окружающий мир начинает изучение огромного количества предметов из средней и старшей школы: химии, физики, географии, биологии, истории, обществознания, ОБЖ. Ни у какого другого предмета начальной школы нет подобной связи, тем не менее, от окружающего мира, как и от других предметов, ожидается преемственность. Из-за обилия информации, которая преподается в рамках предмета, содержание получается перегруженное, а концепт размывается. Есть в преподавании еще такая сложность: по предмету существует масса учебников, но между собой они не пересекаются по содержанию. Поэтому, когда четвертый класс подходит к концу, возникает вопрос, как готовить детей к ВПР, на что обращать внимание: на форму проверки или на ее содержание? Учителю нужно дать выбор в этом вопросе. Только он может понять, как у ребят дела обстоят с содержанием. Если с этим порядок, можно думать о форме. Если же ситуация обратная, здорово заняться содержанием. Роман Борисович рассказал о разработанной им тетради по подготовке к проверочной работе. Эта тетрадь на 80 процентов наполнена содержанием и лишь на 20 процентов ― формой. Ребенку предлагается изучить «карту» и определить, какая из тем требует доработки. Например, живая или неживая природа, география, или что-то еще. Выбрав себе траекторию, школьник погружается в тему. Можно так и изучать предмет, он дает полную содержательную базу. Учитель напомнил, что ВПР в четвертом классе носит характер анализа полученных в начальной школе знаний и не влияет на оценку учеников. При этом подготовка к работе может стать увлекательным занятием. А для того, чтобы у детей так и происходило, Роман Борисович дарит ребятам видеоролики по различным темам предмета, в которых сам и участвует (childrenscience.ru/courses/environment/).

Подробный разговор о литературном чтении и письменных работах по этому предмету происходил на лекции методиста редакции начальной школы издательства «Экзамен», автора учебных пособий Птухиной Александры Викторовны. Тема «Методика обучения младших школьников работе с текстом и написанию сочинений разных жанров» заинтересовала многих учителей начальных классов. Александра Викторовна рассказала и об ошибках при написании сочинения, и напомнила о структуре сочинения, где должно учитываться не только содержание, но также форма и речь ученика.

О некоторых актуальных проблемах начального образования рассказывали преподаватели кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, которых пригласила на свое выступление Людмила Кузьминична Веретенникова. Тут обсуждалось развитие творческих способностей детей и режиссура урока учителем, выбор ребенка в обучении и его ответственность за этот выбор. Говорили о взаимодействии школы и родителей, о самообразовании, о совершенствовании дикции на основе фольклора и о других темах, с которыми сталкивается в своей работе педагог начальных классов.

Многие учителя собрались послушать профессора, члена-корреспондента РАО, руководителя Центра начального образования ИСРО РАО, лауреата Премии Президента РФ в области образования Наталью Федоровну Виноградову. Она рассказывала об особенностях современного урока в начальной школе. Напомнила, что образование сегодня стало демократичным и сильно отличается от образования прежнего. Теперь все направлено на развитие личности ребенка, его самообразование, на обеспечение зоны ближайшего развития и на индивидуализацию. Нынешнее образование стремится к обучению совместной деятельности с другими учениками и учителем, с которым современные дети находятся в партнерских отношениях. Наталья Федоровна призвала помнить о целях обучения, отмечать заслуги в процессе обучения и беречь их.

Отмечу, что в День учителя начальной школы собрались 809 педагога, больше трети из которых приехали из регионов. Следующий день Марафона продолжит разговор на актуальные для младших классов темы.

Ольга Хотимская


Материалы к лекциям:

Презентация к лекции «Содержание и методические ресурсы курса «Окружающий мир» (УМК «Перспектива» издательства «Просвещение») в свете актуальных проблем современного начального образования» (НОВИЦКАЯ М.Ю.)

Презентация к лекции «Система оценки достижения планируемых результатов в начальных классах: подходы и инструменты» (СЕЛЮНИНА Н.В.)


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 ‒ 10:30

Начало регистрации

09:30 ‒ 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 ‒ 11:45

Издательство «Экзамен»

Лекция

Рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе по предметам: окружающий мир, русский язык и математика в 2017 году

ВОЛКОВА Е.В., учитель начальных классов «Многопрофильная Школа №1374», высшей квалификационной категории, победитель конкурса "Мое призвание-учитель», лауреат конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Самый классный классный», председатель Ассоциации УНК города Москвы


Издательство «Айрис-Пресс»

Лекция

Устранение угадывающего чтения у младших школьников нейропсихологическими методами

ПРАВЕДНИКОВА И.И., к.психол.н., практикующий нейропсихолог, руководитель нейропсихологического центра «Фэмили»


Издательство «ВАКО»

Лекция

Подготовка выпускников начальной школы к Всероссийской проверочной работе по русскому языку средствами пособий издательства «ВАКО»

ЖИРЕНКО О.Е., к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального общего образования Воронежского института развития образования


Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Внеурочный литературно-математический курс «От мифа до фэнтези»

ПОЛНИКОВА М.Ю., учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369


Издательство «Просвещение»

Лекция

Содержание и методические ресурсы курса «Окружающий мир» (УМК «Перспектива» издательства «Просвещение») в свете актуальных проблем современного начального образования

НОВИЦКАЯ М.Ю., к.филол.н., автор учебников и учебных пособий по окружающему миру УМК «Перспектива», учебных пособий по народоведению


Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Лекция

Система оценки достижения планируемых результатов в начальных классах: подходы и инструменты

СЕЛЮНИНА Н.В., методист Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова


 39149%
 20525%
 273%
 607%
 385%
 8511%
11:45 ‒ 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 ‒ 13:30

Издательство «Экзамен»

Лекция

Методика обучения младших школьников работе с текстом и написанию сочинений разных жанров

ПТУХИНА А.В., методист редакции дошкольного образования издательства «Экзамен», автор учебных пособий


Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Лекция

Особенности организации исследовательской деятельности в курсе «Окружающий мир» системы УМК «Планета знаний»

ПОТАПОВ И.В., к.п.н,, главный научный сотрудник лаборатории инноваций в начальном образовании НИИ столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»


Издательство «Национальное образование»

Лекция

Всероссийские проверочные работы. Окружающий мир: особенности итогового повторения курса начальной школы

СОЛОВЬЕВ Р.Б., методист ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства», учитель ЧУ ОО «Медико-биологическая школа “Вита”»


Издательство «Интеллект-Центр»

Лекция

Новые подходы к формированию предметных и метапредметных умений у обучающихся начальной школы в современных условиях

ВОЛКОВА Е.В., автор издательства «Интеллект-Центр»;
КУРЛЫГИНА О.Е., автор издательства «Интеллект-Центр»;
КОРНЕЙЧИК Е.В., финалист городского конкурса Учитель года Москвы 2008, победитель конкурса лучших учителей РФ-2008, лауреат Премии Москвы в области образования 2013, Почетный работник общего образования;
МИФТЯХЕТДИНОВА Э.С., автор издательства «Интеллект-Центр»


Издательство «Просвещение»

Лекция

Формирования универсальных учебных действий в начальной школе

ЛУТЦЕВА Е.А., к.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, автор курса «Технология» УМК «Школа России» издательства «Просвещение»


Издательство «5 за знания»

Лекция

Что нас ждёт за пределами учебника. Как сделать повторение пройденного интересным и увлекательным

ТАРАСОВА Л.Е., преподаватель с 30-летним стажем, автор более чем 80 учебных пособий


 34045%
 334%
 476%
 14419%
 10714%
 9212%
13:45 ‒ 15:00

Издательство «Экзамен»

Лекция

Метапредметные диагностические работы для учащихся 1–4 классов

ЯЗЫКАНОВА Е.В., учитель начальных классов, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГБОУ Школа № 1208 г. Москвы имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова, победитель конкурса лучших учителей РФ в 2007, 2014 годах в рамках Приоритетного проекта «Образование»


Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Лекция

Особенности современного урока в начальной школе

ВИНОГРАДОВА Н.Ф., заслуженный деятель науки РФ, д.пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО


Лекция

Актуальные проблемы начального образования

ВЕРЕТЕННИКОВА Л.К., д.п.н., профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ


Издательство «Просвещение»

Лекция

Комплект «Готовимся к Всероссийской проверочной работе» издательства «Просвещение». Поэтапная подготовка к ВПР

КОВАЛЕВА Г.С., к.п.н., руководитель Центра оценки качества образования ИСРО РАО


Издательство «Легион»

Лекция

Международные исследования и содержание ВПР. Организация повторения при подготовке к ВПР с использованием пособий издательства «Легион»

КОННОВА Е.Г., выпускница МФТИ, победитель конкурса лучших учителей образовательных учреждений в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование», автор пособий по математике


 11816%
 45661%
 9813%
 628%
 132%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии