Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

31 марта 2017 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День учителя начальной школы (день 1-й)  Программа дня

Всего участников: 809

Репортаж

В контексте проверки знаний учеников младших классов важно помнить не об отметке как таковой, а именно о результатах обучения.


Устранение угадывающего чтения у младших школьников нейропсихологическими методами

Ирина Игоревна Праведникова, нейропсихолог, руководитель нейропсихологического центра «Фэмели»


Подготовка выпускников начальной школы к Всероссийской проверочной работе по русскому языку средствами пособий издательства «ВАКО»

Ольга Егоровна Жиренко, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального общего образования Воронежского института развития образования


Содержание и методические ресурсы курса «Окружающий мир» (УМК «Перспектива» издательства «Просвещение») в свете актуальных проблем современного начального образования

Марина Юрьевна Новицкая, к.филол.н., ведущий научный сотрудник ФИРО, автор курса «Окружающий мир» УМК «Перспектива» издательства «Просвещение»


Система оценки достижения планируемых результатов в начальных классах: подходы и инструменты

Наталья Владимировна Селюнина, методист Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова


Внеурочный литературно-математический курс «От мифа до фэнтези»

Марина Юрьевна Полникова, учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369


Методика обучения младших школьников работе с текстом и написанию сочинений разных жанров

Александра Викторовна Птухина, методист редакции начальной школы издательства «Экзамен», автор учебных пособий


Новые подходы к формированию предметных и метапредметных умений у обучающихся начальной школы в современных условиях

Федоскина О.В., Курлыгина О.Е., Мифтяхетдинова Э.С., авторы издательства «Интеллект-Центр»


Особенности современного урока в начальной школе

Наталья Федоровна Виноградова, д.п.н., профессор, член-кор­респондент РАО, руководитель Центра начального образования ИСРО РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования

Об этом напомнила в процессе разговора о Всероссийской проверочной работе учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ «Школа № 1374», победитель конкурса «Мое призвание ― учитель», председатель Ассоциации УНК города Москвы, лауреат конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Самый классный классный» Елена Васильевна Волкова. О ВПР в День учителя начальной школы упоминалось много: на пяти из семнадцати подготовленных мероприятиях. Это и понятно, ведь для начальной школы такая форма проверки знаний учащихся еще довольно новая.

Не меньший интерес вызвала лекция «Устранение угадывающего чтения у младших школьников нейропсихологическими методами» Ирины Игоревны Праведниковой ― нейропсихолога, руководителя нейропсихологического центра «Фэмели». Аудитория была полностью забита пришедшими на мероприятие педагогами, а материал вызывал у них явный интерес. Правда, одна из слушательниц отметила, что, несмотря на познавательность, подобный подход отлично подойдет логопедам, в условиях же стандартного урока, эти технологии, по ее мнению, не очень применимы.

Рядом разговор шел о литературно-математическом конкурсе «От мифа до фэнтези», который можно внеурочно проводить для любого класса младшей школы. Об этом рассказывала учитель высшей категории, заслуженный учитель России из Санкт-Петербургского лицея 369 Марина Юрьевна Полникова.

Многие пришли послушать о новых подходах к формированию предметных и метапредметных умений в современных условиях. Авторы издательства «Интелект-Центр» Е.В.Волкова, О.Е.Курлыгина, Е.В.Корнейчик и Э.С.Мифтяхетдинова рассказывали о своих пособиях и о том, как их можно использовать в классе. А Елена Андреевна Лутцева ― профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, автор курса «Технология» УМК «Школа России» издательства «Просвещение», говоря о формировании универсальных учебных действий в начальной школе, вновь напоминала педагогам об осторожности с оцениванием успехов у детей. Оценкой легко «обломать крылья», загасить, разрушить мотивацию к учебе, поэтому куда важнее укрепить уверенность в себе, ощущение «я могу». Елена Андреевна напоминала: хвалите, называйте учеников умничками! Она рассказывала истории из собственной практики и вызывала отклик у зала, полного ее единомышленников.

Издательство «Национальное образование» пригласило ведущего специалиста ГБОУ ДПО «Центр профессионального мастерства», учителя ЧУ ОО «Медико-биологическая школа «Вита» и любимца многих школьников (благодаря видеороликам по его предмету) ― Романа Борисовича Соловьева. Разговор и здесь проходил вокруг ВПР ― тема лекции: «Всероссийские проверочные работы. Окружающий мир: особенности итогового повторения курса начальной школы». Роман Борисович подчеркнул, что предмет окружающий мир начинает изучение огромного количества предметов из средней и старшей школы: химии, физики, географии, биологии, истории, обществознания, ОБЖ. Ни у какого другого предмета начальной школы нет подобной связи, тем не менее, от окружающего мира, как и от других предметов, ожидается преемственность. Из-за обилия информации, которая преподается в рамках предмета, содержание получается перегруженное, а концепт размывается. Есть в преподавании еще такая сложность: по предмету существует масса учебников, но между собой они не пересекаются по содержанию. Поэтому, когда четвертый класс подходит к концу, возникает вопрос, как готовить детей к ВПР, на что обращать внимание: на форму проверки или на ее содержание? Учителю нужно дать выбор в этом вопросе. Только он может понять, как у ребят дела обстоят с содержанием. Если с этим порядок, можно думать о форме. Если же ситуация обратная, здорово заняться содержанием. Роман Борисович рассказал о разработанной им тетради по подготовке к проверочной работе. Эта тетрадь на 80 процентов наполнена содержанием и лишь на 20 процентов ― формой. Ребенку предлагается изучить «карту» и определить, какая из тем требует доработки. Например, живая или неживая природа, география, или что-то еще. Выбрав себе траекторию, школьник погружается в тему. Можно так и изучать предмет, он дает полную содержательную базу. Учитель напомнил, что ВПР в четвертом классе носит характер анализа полученных в начальной школе знаний и не влияет на оценку учеников. При этом подготовка к работе может стать увлекательным занятием. А для того, чтобы у детей так и происходило, Роман Борисович дарит ребятам видеоролики по различным темам предмета, в которых сам и участвует (childrenscience.ru/courses/environment/).

Подробный разговор о литературном чтении и письменных работах по этому предмету происходил на лекции методиста редакции начальной школы издательства «Экзамен», автора учебных пособий Птухиной Александры Викторовны. Тема «Методика обучения младших школьников работе с текстом и написанию сочинений разных жанров» заинтересовала многих учителей начальных классов. Александра Викторовна рассказала и об ошибках при написании сочинения, и напомнила о структуре сочинения, где должно учитываться не только содержание, но также форма и речь ученика.

О некоторых актуальных проблемах начального образования рассказывали преподаватели кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, которых пригласила на свое выступление Людмила Кузьминична Веретенникова. Тут обсуждалось развитие творческих способностей детей и режиссура урока учителем, выбор ребенка в обучении и его ответственность за этот выбор. Говорили о взаимодействии школы и родителей, о самообразовании, о совершенствовании дикции на основе фольклора и о других темах, с которыми сталкивается в своей работе педагог начальных классов.

Многие учителя собрались послушать профессора, члена-корреспондента РАО, руководителя Центра начального образования ИСРО РАО, лауреата Премии Президента РФ в области образования Наталью Федоровну Виноградову. Она рассказывала об особенностях современного урока в начальной школе. Напомнила, что образование сегодня стало демократичным и сильно отличается от образования прежнего. Теперь все направлено на развитие личности ребенка, его самообразование, на обеспечение зоны ближайшего развития и на индивидуализацию. Нынешнее образование стремится к обучению совместной деятельности с другими учениками и учителем, с которым современные дети находятся в партнерских отношениях. Наталья Федоровна призвала помнить о целях обучения, отмечать заслуги в процессе обучения и беречь их.

Отмечу, что в День учителя начальной школы собрались 809 педагога, больше трети из которых приехали из регионов. Следующий день Марафона продолжит разговор на актуальные для младших классов темы.

Ольга Хотимская


Материалы к лекциям:

Презентация к лекции «Содержание и методические ресурсы курса «Окружающий мир» (УМК «Перспектива» издательства «Просвещение») в свете актуальных проблем современного начального образования» (НОВИЦКАЯ М.Ю.)

Презентация к лекции «Система оценки достижения планируемых результатов в начальных классах: подходы и инструменты» (СЕЛЮНИНА Н.В.)


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
13:45

15:00
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии