Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

30 марта 2017 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры  Программа дня

Всего участников: 1912

Репортаж

День здоровья детей, как обычно, стал точкой пересечения педагогики, медицины, дефектологии, логопедии, психологии, а также местом встречи людей, работающих в этих областях.


Дифференциация и коррекция нарушений речи и письма

Ольга Ивановна Азова, к.п.н., доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра «Логомед Прогноз»


Формирование графо-моторных умений у дошкольников и младших школьников с ОВЗ на основе игр и пособий В.В. Воскобовича

Любовь Сергеевна Вакуленко, руководитель методического отдела компании «Развивающие игры Воскобовича»; МАМАЕВА С., учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории ГБОУ «Школа № 1212» г.Москвы


Особенности организации образовательной деятельности по предмету «Физическая культура» учащихся с ОВЗ

Ольга Ивановна Водяницкая, к.п.н., методист ЦО МОФР, Департамент образования г. Москвы


Создание среды для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе

Инна Вячеславна Карпенкова, к.соц.н., тьютор, психолог АНО «Наш Солнечный Мир»


Формирование правильного дыхания у детей с различными вариантами речевого дизонтогенеза

Татьяна Николаевна Ланина, к.п.н., учитель-логопед


Современные подходы к укреплению физического здоровья учащихся

Лариса Валентиновна Муратова, учитель физкультуры, ГБОУ школа 2000, г. Москва


Игра как средство оздоровления и развития детского организма

Лариса Александровна Прохорова, инструктор по физической культуре д/с № 14 «Ладушки», г. Конаково, Тверская обл.


ФГОС: здоровье как стратегический ресурс общего образования

Виктория Евгеньевна Цибульникова, к.пед.н., доцент МПГУ

В их многоплановом профессиональном разговоре одной из центральных тем стало инклюзивное образование, которое уверенно входит в школу. А значит, вовлекает все больше людей в процесс обсуждения того, как строить свою работу в классе, где сидят такие разные, сложные дети.

На многих площадках Марафона обсуждалось, какой она должна быть ― школа для всех. Самые общие подходы и принципы были рассмотрены на лекции «Проектирование адаптационных образовательных программ при инклюзивном обучении детей с ОВЗ», где Татьяна Соловьева, кандидат педагогических наук, директор Института детства, предложила участникам Марафона алгоритм, с которого начинается проектирование качества образования на уровне образовательной организации.

Однако не остались без внимания и конкретные подходы и рекомендации, которыми можно руководствоваться, работая в инклюзивном классе. В лекции Татьяны Александровны прозвучали практические советы о секретах преподавания. Например, как управлять темпом занятия. Как реагировать на речевую активность особенного ребенка, превращая любую реплику в позитивное общение, чтобы поддержать мотивацию. Какие условия помогают ребенку понимать, что происходит в классе. Большой интерес вызвал и пример того, как можно адаптировать учебники для детей с ОВЗ.

Не менее востребованным и практикоориентированным был мастер-класс «Приемы и методы работы в инклюзивном классе», на котором учитель начальных классов, дефектолог, руководитель методического объединения учителей дефектологов школы № 1321 «Ковчег» Максим Бушмелёв делился с коллегами уникальным многолетним опытом школы по работе в инклюзивном режиме. В частности, прозвучали названия хорошо зарекомендовавших себя систем и методик «Кумон», «Стерн», «Нумикон». Ведущий подчеркнул, что не меньше чем методики важны принципы отношения к ученику с ОВЗ. Взрослый не должен демонстрировать жалость или избыточно восторгаться мнимыми успехами, чтобы не стигматизировать ребенка. Максим Евгеньевич напомнил, что внеурочная деятельность может стать мощным средством инклюзивной педагогики: там есть место каждому, практически нет конкуренции, отметок, ситуации неуспеха. Значительным объединяющим фактором для очень разных детей может стать урок в необычной привлекательной обстановке. Например, во дворе «Ковчега» установлены разные дома ― экспонаты Музея кочевых культур, где проходят занятия, на которых можно потрогать аутентичные предметы быта, поиграть на удивительных музыкальных инструментах. Кроме того, инклюзивное образование предполагает участие в благотворительных ярмарках и других совместных проектах, школа вообще должна быть открыта для взаимодействия с коллегами.

В завершение мастер-класса произошел небольшой мозговой штурм, в процессе которого все участники предлагали различные приемы, методы и способы работы инклюзивного педагога. Список получился внушительным: КТД, параллельные тексты, использование фиджетов (предметы, регулирующие двигательную активность детей с ОВЗ), индивидуальное расписание, проекты, командные способы («аквариум», «ромашка», «карусель»).

Продолжением темы стала лекция «Создание среды для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе». Кандидат социологических наук, тьютор, психолог АНО «Наш Солнечный Мир», Инна Карпенкова рассказала, что они с коллегами много лет занимаются развитием детей с ОВЗ. Особенно часто педагоги сталкиваются с расстройством аутистического спектра и на опыте поняли, что ребенку с ОВЗ войти в образовательную среду школы и класса помогают тьюторские практики. Они же позволяют эффективно выстраивать инклюзивную среду. На лекции были проанализированы цели ее создания и характеристики. Ведущая отметила особую важность именно среды для детей с нарушениями развития. В частности, такие ее характеристики, как толерантность и возможность развиваться в окружении обычных детей.

Более подробные советы относительно того, как работать с детьми разных возрастов, с разными интересами и способностями, могли получить участники занятий, где были представлены развивающие игры.

Сторонники цифровых технологий отправились на мастер-класс «Эффективное применение интерактивных развивающих игр в ежедневной практике детского специалиста». Екатерина Суслова, учитель-логопед высшей категории, ведущий специалист в области ИКТ в логопедии, эксперт компании «Мерсибо» представила игры, позволяющие разнообразить индивидуальные и групповые занятия.

Если же компьютера под рукой не окажется, можно использовать рекомендации нейропсихологов Анастасии Сунцовой и Светланы Курдюковой, прозвучавшие на лекции «Нейропсихологический подход к коррекции учебных трудностей у дошкольников и младших школьников», где был представлен анализ многих развивающих игр. Они позволяют развивать у ребенка различные функции и способности. Такие, например, как регуляторные функции или пространственные представления. И, соответственно, решать и предупреждать возникающие учебные и поведенческие проблемы.

Поскольку разумно и интересно организованная школа должна объединять всех, то про интересы самих учителей в этот день Марафона тоже не забыли. Один из важнейших наших инструментов, о котором мы порой совсем не заботимся, ― это голос. Участники Марафона, учитывающие это, посетили лекцию «Профилактика нарушений голоса у педагогов», где Ольга Орлова, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, рассказала о причинах нарушения голоса, факторах риска, характеристиках, которые должны предупредить о назревающих проблемах. Опираясь на услышанное, участники могли протестировать себя. Что очень важно, ведь учительский голос ― один из самых важных при обсуждении сегодняшних проблем.

Елена Куценко


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Образовательный центр «Филиппок»

Лекция

Практические приемы и техники коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы детей с расстройством аутистического спектра (РАС), ЗПР и СДВГ [3329]

ЕФИМОВА Е.С., детский психолог, тьютор, методист Образовательного центра «Филиппок»;
ЕРОХИНА Л.А., практикующий тренер, детский и семейный психолог, ведущий специалист Образовательного Центра «Филиппок»

[Мероприятие 2]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте [3330]

ЦИНОВСКАЯ С.П., педагог-психолог высшей категории, автор примерной основной программы «Дошколка.ру», автор серии развивающих прописей «Занимательные рисовалочки»

[Мероприятие 3]

Мастер-класс

Приемы и методы работы в инклюзивном классе [3331]

БУШМЕЛЕВ М.Е., учитель-дефектолог, учитель начальных классов ГБОУ школы № 518

[Мероприятие 5]

Семинар

ФГОС: здоровье как стратегический ресурс общего образования [3333]

ЦИБУЛЬНИКОВА В.Е., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина факультета педагогики и психологии МПГУ

[Мероприятие 6]

Мастер-класс

Игра как средство оздоровления и развития детского организма [3334]

ПРОХОРОВА Л.А., инструктор по физической культуре д/с № 14 «Ладушки», г. Конаково, Тверская обл.

[Мероприятие 10]

Компания «Мерсибо»

Мастер-класс

Эффективное применение интерактивных развивающих игр в ежедневной практике детского специалиста [3339]

СУСЛОВА Е.А., ведущий специалист в области ИКТ в логопедии, учитель-логопед высшей категории, автор методики и многих интерактивных игр Мерсибо, автор статей по логопедии и коррекционной педагогики

 97251%
 36219%
 18510%
 653%
 1307%
 18410%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 7]

Фирма «Развивающие игры Воскобовича»

Лекция

Формирование графо-моторных умений у дошкольников и младших школьников с ОВЗ на основе игр и пособий В.В. Воскобовича [3335]

ВАКУЛЕНКО Л.С., к.п.н., доцент, руководитель методического отдела ООО «Развивающие игры Воскобовича», Санкт-Петербург;
МАМАЕВА С., учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории ГБОУ «Школа № 1212» г.Москвы

[Мероприятие 8]

Образовательный центр «Филиппок»

Лекция

Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на различных этапах инклюзивного образования [3337]

КРУПЕНИНА А.В., к.психол.н., доцент кафедры возрастной психологии Московского психолого-социального университета, специальный психолог Образовательного центра «Филиппок»;
ЕФИМОВА Е.С., детский психолог, тьютор, методист Образовательного центра «Филиппок»

[Мероприятие 9]

Лекция

Проектирование адаптационных образовательных программ при инклюзивном обучении детей с ОВЗ [3338]

СОЛОВЬЁВА Т.А., к.п.н., директор Института детства

[Мероприятие 11]

Лекция

Профилактика нарушений голоса у педагогов [3340]

ОРЛОВА О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ

[Мероприятие 12]

Лекция

Особенности организации образовательной деятельности по предмету «Физическая культура» учащихся с ОВЗ [3341]

ВОДЯНИЦКАЯ О.И., к.п.н., методист ЦО МОФР, Департамент образования г. Москвы

[Мероприятие 16]

Лекция

Дифференциация и коррекция нарушений речи и письма [3345]

АЗОВА О.И., к.п.н., доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра «Логомед Прогноз»

 22612%
 57130%
 32917%
 20311%
 1026%
 46124%
13:45

15:00
[Мероприятие 4]

Мастер-класс

Формирование правильного дыхания у детей с различными вариантами речевого дизонтогенеза [3332]

ЛАНИНА Т.Н., к.п.н., учитель-логопед

[Мероприятие 13]

Образовательный центр Благотворительного фонда «Даунсайд Ап»

Лекция

Использование методики «Нумикон» в процессе формирования математических представлений у детей. Мультисенсорный подход к обучению математике [3342]

БОДРОВА М.В., учитель-дефектолог Центра сопровождения семьи благотворительного фонда «Даунсайд Ап»

[Мероприятие 14]

Издательство «Генезис»

Лекция

Нейропсихологический подход к коррекции учебных трудностей у дошкольников и младших школьников [3343]

СУНЦОВА А.В., сотрудник Научно-исследовательного Центра детской нейропсихологии им. А.Р.Лурия, практикующий нейропсихолог, автор методических пособий «Развиваем внимание с нейропсихологом», «Изучаем пространство в нейропсихологом» и др.;
КУРДЮКОВА С.В., зам. директора Научно исследовательного Центра детской нейропсихологии им. А.Р.Лурия, практикующий нейропсихолог, автор методических пособий «Развиваем внимание с нейропсихологом», «Изучаем пространство в нейропсихологом» и др.

[Мероприятие 15]

Лекция

Создание среды для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе [3344]

КАРПЕНКОВА И.В., к.социолог.н., психолог, специалист АНО «Наш Солнечный Мир»

[Мероприятие 17]

Мастер-класс

Современные подходы к укреплению физического здоровья учащихся [3346]

МУРАТОВА Л.В., учитель физкультуры, ГБОУ школа 2000, г. Москва;
МУРАТОВ Д.С., учитель физкультуры, ГБОУ школа 2000, г. Москва

[Мероприятие 18]

Издательство «Просвещение»

Лекция

От обучения письму к использованию письма для обучения: трудности перехода [3428]

ИШИМОВА О.А., старший методист ГБОУ «Городской методический центр» Департамента образования г. Москвы

 41222%
 1116%
 86146%
 1418%
 1528%
 18110%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии