Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

30 марта 2017 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры  Программа дня

Всего участников: 1912

Репортаж

День здоровья детей, как обычно, стал точкой пересечения педагогики, медицины, дефектологии, логопедии, психологии, а также местом встречи людей, работающих в этих областях.


Дифференциация и коррекция нарушений речи и письма

Ольга Ивановна Азова, к.п.н., доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра «Логомед Прогноз»


Формирование графо-моторных умений у дошкольников и младших школьников с ОВЗ на основе игр и пособий В.В. Воскобовича

Любовь Сергеевна Вакуленко, руководитель методического отдела компании «Развивающие игры Воскобовича»; МАМАЕВА С., учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории ГБОУ «Школа № 1212» г.Москвы


Особенности организации образовательной деятельности по предмету «Физическая культура» учащихся с ОВЗ

Ольга Ивановна Водяницкая, к.п.н., методист ЦО МОФР, Департамент образования г. Москвы


Создание среды для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе

Инна Вячеславна Карпенкова, к.соц.н., тьютор, психолог АНО «Наш Солнечный Мир»


Формирование правильного дыхания у детей с различными вариантами речевого дизонтогенеза

Татьяна Николаевна Ланина, к.п.н., учитель-логопед


Современные подходы к укреплению физического здоровья учащихся

Лариса Валентиновна Муратова, учитель физкультуры, ГБОУ школа 2000, г. Москва


Игра как средство оздоровления и развития детского организма

Лариса Александровна Прохорова, инструктор по физической культуре д/с № 14 «Ладушки», г. Конаково, Тверская обл.


ФГОС: здоровье как стратегический ресурс общего образования

Виктория Евгеньевна Цибульникова, к.пед.н., доцент МПГУ

В их многоплановом профессиональном разговоре одной из центральных тем стало инклюзивное образование, которое уверенно входит в школу. А значит, вовлекает все больше людей в процесс обсуждения того, как строить свою работу в классе, где сидят такие разные, сложные дети.

На многих площадках Марафона обсуждалось, какой она должна быть ― школа для всех. Самые общие подходы и принципы были рассмотрены на лекции «Проектирование адаптационных образовательных программ при инклюзивном обучении детей с ОВЗ», где Татьяна Соловьева, кандидат педагогических наук, директор Института детства, предложила участникам Марафона алгоритм, с которого начинается проектирование качества образования на уровне образовательной организации.

Однако не остались без внимания и конкретные подходы и рекомендации, которыми можно руководствоваться, работая в инклюзивном классе. В лекции Татьяны Александровны прозвучали практические советы о секретах преподавания. Например, как управлять темпом занятия. Как реагировать на речевую активность особенного ребенка, превращая любую реплику в позитивное общение, чтобы поддержать мотивацию. Какие условия помогают ребенку понимать, что происходит в классе. Большой интерес вызвал и пример того, как можно адаптировать учебники для детей с ОВЗ.

Не менее востребованным и практикоориентированным был мастер-класс «Приемы и методы работы в инклюзивном классе», на котором учитель начальных классов, дефектолог, руководитель методического объединения учителей дефектологов школы № 1321 «Ковчег» Максим Бушмелёв делился с коллегами уникальным многолетним опытом школы по работе в инклюзивном режиме. В частности, прозвучали названия хорошо зарекомендовавших себя систем и методик «Кумон», «Стерн», «Нумикон». Ведущий подчеркнул, что не меньше чем методики важны принципы отношения к ученику с ОВЗ. Взрослый не должен демонстрировать жалость или избыточно восторгаться мнимыми успехами, чтобы не стигматизировать ребенка. Максим Евгеньевич напомнил, что внеурочная деятельность может стать мощным средством инклюзивной педагогики: там есть место каждому, практически нет конкуренции, отметок, ситуации неуспеха. Значительным объединяющим фактором для очень разных детей может стать урок в необычной привлекательной обстановке. Например, во дворе «Ковчега» установлены разные дома ― экспонаты Музея кочевых культур, где проходят занятия, на которых можно потрогать аутентичные предметы быта, поиграть на удивительных музыкальных инструментах. Кроме того, инклюзивное образование предполагает участие в благотворительных ярмарках и других совместных проектах, школа вообще должна быть открыта для взаимодействия с коллегами.

В завершение мастер-класса произошел небольшой мозговой штурм, в процессе которого все участники предлагали различные приемы, методы и способы работы инклюзивного педагога. Список получился внушительным: КТД, параллельные тексты, использование фиджетов (предметы, регулирующие двигательную активность детей с ОВЗ), индивидуальное расписание, проекты, командные способы («аквариум», «ромашка», «карусель»).

Продолжением темы стала лекция «Создание среды для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе». Кандидат социологических наук, тьютор, психолог АНО «Наш Солнечный Мир», Инна Карпенкова рассказала, что они с коллегами много лет занимаются развитием детей с ОВЗ. Особенно часто педагоги сталкиваются с расстройством аутистического спектра и на опыте поняли, что ребенку с ОВЗ войти в образовательную среду школы и класса помогают тьюторские практики. Они же позволяют эффективно выстраивать инклюзивную среду. На лекции были проанализированы цели ее создания и характеристики. Ведущая отметила особую важность именно среды для детей с нарушениями развития. В частности, такие ее характеристики, как толерантность и возможность развиваться в окружении обычных детей.

Более подробные советы относительно того, как работать с детьми разных возрастов, с разными интересами и способностями, могли получить участники занятий, где были представлены развивающие игры.

Сторонники цифровых технологий отправились на мастер-класс «Эффективное применение интерактивных развивающих игр в ежедневной практике детского специалиста». Екатерина Суслова, учитель-логопед высшей категории, ведущий специалист в области ИКТ в логопедии, эксперт компании «Мерсибо» представила игры, позволяющие разнообразить индивидуальные и групповые занятия.

Если же компьютера под рукой не окажется, можно использовать рекомендации нейропсихологов Анастасии Сунцовой и Светланы Курдюковой, прозвучавшие на лекции «Нейропсихологический подход к коррекции учебных трудностей у дошкольников и младших школьников», где был представлен анализ многих развивающих игр. Они позволяют развивать у ребенка различные функции и способности. Такие, например, как регуляторные функции или пространственные представления. И, соответственно, решать и предупреждать возникающие учебные и поведенческие проблемы.

Поскольку разумно и интересно организованная школа должна объединять всех, то про интересы самих учителей в этот день Марафона тоже не забыли. Один из важнейших наших инструментов, о котором мы порой совсем не заботимся, ― это голос. Участники Марафона, учитывающие это, посетили лекцию «Профилактика нарушений голоса у педагогов», где Ольга Орлова, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, рассказала о причинах нарушения голоса, факторах риска, характеристиках, которые должны предупредить о назревающих проблемах. Опираясь на услышанное, участники могли протестировать себя. Что очень важно, ведь учительский голос ― один из самых важных при обсуждении сегодняшних проблем.

Елена Куценко


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
13:45

15:00
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии