Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

29 марта 2017 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День школьного психолога и коррекционной педагогики  Программа дня

Всего участников: 871

Репортаж

Всероссийский Марафон учебных предметов продолжился 29 марта Днем школьного психолога и коррекционной педагогики. Пока депутаты поднимают вопросы о целесообразности психологов в школах, сами психологи обсуждают способы помощи детям: в поисках мотивации к обучению, в путях достижения мечты и цели, в решении проблем с зависимостями или со страхами. Школьные психологи – одни из наиболее активных посетителей Марафона. В этот раз в МПГУ собрались более 870 участников тематического Дня.


Использование настольных психологических игр в коррекции страхов и повышении уверенности в себе у школьников

Хухлаева О.В., д.п.н., к.психол.н., рофессор МГППУ, практикующий психолог, автор множества книг по детской психологии


Мотивация учебной деятельности: ее диагностика и реализация

Мицкевич А.Н., к.психол.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А.Сластенина факультета педагогики и психологии МПГУ


Игровые платформы как новый инструмент индивидуальной и групповой психологической работы

Ушакова Т.О., к.п.н., зав. отделением психолого-педагогической помощи населению социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Сергиев-Посад МО, практикующий психолог, автор игровых платформ «Полярная звезда», «Дорога к…», а также метафорических карт «Роботы», «Кнуты и пряники. Метафора жестокости в отношениях» и др.


Технологии «Мазарт»: развивающие и коррекционные

Болотова Н.П., к.психол.н., доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ


Современные технологии построения позитивного образа будущего в работе практического психолога образования

Киселева Т.Б., к.психолог.н., доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии МПГУ

Для увлеченных людей организаторы подготовили множество важных тем. Только в первом блоке перед психологами и коррекционными педагогами возник выбор из двух лекций и двух мастер-классов. И практически в каждой из аудиторий, где проходили мероприятия Марафона, был настоящий аншлаг: люди сидели на ступеньках, в проходах, стояли у дверей.

Большой интерес вызвала беседа о виртуальной увлеченности современных школьников. Мастер-класс «Профилактика интернет-зависимости подростков цифрового поколения» проводил кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии МПГУ Роман Валентинович Кишиков. Свой рассказ он начал с обзора теории поколений, описав Величайшее поколение (родившиеся в начале ХХ века), Молчаливое поколение, Поколение беби-бумеров, а также Поколения «Х», «Y» и «Z». О поколении Z ― о современных детях ― велся особый разговор. Ценности этого поколения формируются сегодня, поэтому рассуждать о людях нового века и их ценностях пока рано. Но особенности детей уже можно заметить. Роман Валентинович провел аналогию с некоторыми чертами (немногословностью, например), присущими людям Молчаливого поколения. У многих детей сегодня не развита речь и социальное общение, им проще общаться один на один, чем в коллективе. Из-за развития цифровых технологий, они не стремятся хранить знания в своих головах, осознавая, что любую информацию можно быстро найти в интернете. И, как обратная сторона, заметно ограничение сенсорного восприятия, потеря навыков индивидуального общения, искажение восприятия собственного физического тела и снижение способности к сопереживанию. Исследователи из Курчатовского института предполагают, что поколение Z может стать поколением исполнителей, поскольку проще всего им технически реализовать стоящую перед ними задачу. Из условий, в которых развиваются современные дети, вырастают и их проблемы: интернет-зависимость, «специфические» социальные связи и контакты (множество «френдов» в соцсетях вместо реальных друзей), виртуальные «маски», интернет-агрессия, выражающаяся через «троллинг», «стены ненависти» и другие способы в интернете. Все это порождает соответствующие тревоги.

О тревогах и страхах говорили параллельно на мастер-классе под названием «Работа с детской тревожностью», который проводила кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ Ирина Александровна Лопатина. Поговорили о пиках тревожности и о симптомах и, конечно, о способах помощи. Хорошим лекарством в данном случае окажется похвала и поддержка, а также отсутствие сравнения успехов ребенка с кем угодно, кроме себя самого. Грамотный подход к проблеме и сопровождение поможет справиться с детской и юношеской тревожностью в разных сферах жизни.

А при работе со страхами современные психологи используют множество средств, и одно из наиболее популярных ― настольные игры. Этому было посвящено в этот день сразу два мероприятия. Издательство «Генезис» подготовило лекцию «Использование настольных психологических игр в коррекции страхов и повышении уверенности в себе у школьников». Здесь профессор МГППУ, практикующий психолог, автор множества книг по детской психологии Ольга Владимировна Хухлаева по-настоящему взбодрила присутствующих, рассказывая о возможностях, о собственном опыте, о технологиях. Помимо рассказа о самих играх, Ольга Владимировна напомнила о важности индивидуального подхода с учетом различных особенностей детей: право- и левополушарных, представителей разных каналов восприятия и типов нервной системы. В конце лекции Ольга Владимировна достала «Звезду хвастовства» и попросила присутствующих похвалить себя, чтобы этим добавить уверенности в себе и своих силах.

Новый век диктует новые способы работы даже психологам. Это показала фирма «1C», познакомив с разработкой «1С: Психодиагностика образовательного учреждения» и возможностями диагностики с ее помощью и дошкольников, и учеников всех классов. Методист по решениям для образования на платформе «1С: Предприятие» Евгения Викторона Кусакина подробно рассказала о программе. Ее можно использовать в школах, центрах социальной помощи семье и детям и медико-психолого-педагогической работы.

Другой мастер-класс по технологии «Мазарт» провела кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ Наталья Петровна Болотова. Она показала набор конструкторов, помогающих решить множество психологических проблем буквально за несколько занятий. Название «Мозартика» происходит от слов игра ― «мозаика» и искусство ― «арт». Это и есть суть технологии, являющейся симбиозом игротерапии, арттерапии и психоанализа.

Поднимался и вопрос о мотивации учебной деятельности. Кандидат психологических наук Александр Николаевич Мицкевич ― доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А.Сластенина факультета педагогики и психологии МПГУ, провел мастер-класс «Мотивация учебной деятельности: ее диагностика и реализация». Лектор обратил особое внимание на то, что запрос по этой теме должен исходить от всех участников образовательного процесса, в том числе и от родителей.

А вот о родителях, говорили отдельно представители кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии МПГУ Майя Николаевна Швецова и Татьяна Валерьевна Алексеенко. Озвученная ими тема так и называлась: «Общаться с современными родителями. Как?». И чтобы понять это, первое, что они сделали, попросили участников мастер-класса нарисовать портреты «родителей». Их получилось три: от лица самих родителей, от лица школьных психологов-профессионалов, а также от лица пока еще детей ― студентов. Интересно, что черты «родителей» у каждой из трех групп несколько отличались. Те, кто рисовал себя, обозначили большое сердце, руль в руках, поварешку и палочку регулировщика. «Дети» описали родительский опыт, знания, поддержку, любовь, а в руки дали кнут и пряник. «Психологи» же отметили суровость, усталость, чувство вины и непостоянство у родителей школьников. На этом мастер-классе снова вспомнили теорию поколений, отметив, что современные родители в своем большинстве ― представители поколения Х с соответствующими этому возрасту особенностями. И рецепт гармоничного общения с ними, по мнению мастеров, заключается в том, чтобы быть с современными родителями партнерами.

Доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии МПГУ Татьяна Борисовна Киселева рассказывала о современных технологиях построения позитивного образа будущего в работе практического психолога образования, а я думала об особенностях современных родителей, в частности, о присущих этому поколению ценностях, среди которых самостоятельность, грамотность, свобода и способность к изменениям. Подростки же, как и всегда, сопротивляются взрослым, а значит в чем-то и этой картине мира, навязываемым им целям. Татьяна Борисовна подчеркнула, что Гарри Поттер ― отличная метафора подростка, который всегда чувствует свою избранность, масштабность и индивидуальность. Хорошо бы уметь всем поколениям понимать и уважать друг друга, тогда различия будут не разграничивать, а дополнять друг друга, делая каждое следующее поколение богаче и счастливей.

Ольга Хотимская


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Генезис»

Лекция

Использование настольных психологических игр в коррекции страхов и повышении уверенности в себе у школьников [3347]

ХУХЛАЕВА О.В., д.п.н., к.психол.н., рофессор МГППУ, практикующий психолог, автор множества книг по детской психологии

[Мероприятие 2]

Мастер-класс

Работа с детской тревожностью [3348]

ЛОПАТИНА И.А., к.психол.н., доцент кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ

[Мероприятие 3]

Мастер-класс

Профилактика интернет-зависимости подростков цифрового поколения [3349]

КИШИКОВ Р.В., к.психол.н., доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии МПГУ

[Мероприятие 10]

Фирма «1C»

Лекция

«1С:Психодиагностика образовательного учреждения» как инструмент для диагностики от дошкольников до старших школьников [3464]

КУСАКИНА Е.В., методист по решениям для образования на платформе «1С:Предприятие», фирма «1С»

 37543%
 26931%
 19423%
 293%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Издательство «Генезис»

Лекция

Игровые платформы как новый инструмент индивидуальной и групповой психологической работы [3350]

УШАКОВА Т.О., к.п.н., зав. отделением психолого-педагогической помощи населению социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Сергиев-Посад МО, практикующий психолог, автор игровых платформ «Полярная звезда», «Дорога к…», а также метафорических карт «Роботы», «Кнуты и пряники. Метафора жестокости в отношениях» и др.

[Мероприятие 5]

Мастер-класс

Коуч-технологии в работе с детьми и молодежью [3351]

ПОПОВА С.Ю., к.психол.н., доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ

[Мероприятие 6]

Мастер-класс

Мотивация учебной деятельности: ее диагностика и реализация [3352]

МИЦКЕВИЧ А.Н., к.психол.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А.Сластенина факультета педагогики и психологии МПГУ

 18521%
 28433%
 39646%
13:45

15:00
[Мероприятие 7]

Лекция-практикум

Современные технологии построения позитивного образа будущего в работе практического психолога образования [3353]

КИСЕЛЕВА Т.Б., к.психол.н., доцент кафедры психологии МПГУ

[Мероприятие 8]

Мастер-класс

Технологии «Мазарт»: развивающие и коррекционные [3354]

БОЛОТОВА Н.П., к.психол.н., доцент кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ

[Мероприятие 9]

Мастер-класс

Общаться с современными родителями. Как? [3355]

ШВЕЦОВА М.Н., к.психол.н., доцент кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии МПГУ;
АЛЕКСЕЕНКО Т.В., к.психол.н., старший преподаватель кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии МПГУ

 12315%
 22727%
 49358%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии