29 марта 2017 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День школьного психолога и коррекционной педагогики  Программа дня

Всего участников: 871

Репортаж

Всероссийский Марафон учебных предметов продолжился 29 марта Днем школьного психолога и коррекционной педагогики. Пока депутаты поднимают вопросы о целесообразности психологов в школах, сами психологи обсуждают способы помощи детям: в поисках мотивации к обучению, в путях достижения мечты и цели, в решении проблем с зависимостями или со страхами. Школьные психологи – одни из наиболее активных посетителей Марафона. В этот раз в МПГУ собрались более 870 участников тематического Дня.


Использование настольных психологических игр в коррекции страхов и повышении уверенности в себе у школьников

Хухлаева О.В., д.п.н., к.психол.н., рофессор МГППУ, практикующий психолог, автор множества книг по детской психологии


Мотивация учебной деятельности: ее диагностика и реализация

Мицкевич А.Н., к.психол.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А.Сластенина факультета педагогики и психологии МПГУ


Игровые платформы как новый инструмент индивидуальной и групповой психологической работы

Ушакова Т.О., к.п.н., зав. отделением психолого-педагогической помощи населению социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Сергиев-Посад МО, практикующий психолог, автор игровых платформ «Полярная звезда», «Дорога к…», а также метафорических карт «Роботы», «Кнуты и пряники. Метафора жестокости в отношениях» и др.


Технологии «Мазарт»: развивающие и коррекционные

Болотова Н.П., к.психол.н., доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ


Современные технологии построения позитивного образа будущего в работе практического психолога образования

Киселева Т.Б., к.психолог.н., доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии МПГУ

Для увлеченных людей организаторы подготовили множество важных тем. Только в первом блоке перед психологами и коррекционными педагогами возник выбор из двух лекций и двух мастер-классов. И практически в каждой из аудиторий, где проходили мероприятия Марафона, был настоящий аншлаг: люди сидели на ступеньках, в проходах, стояли у дверей.

Большой интерес вызвала беседа о виртуальной увлеченности современных школьников. Мастер-класс «Профилактика интернет-зависимости подростков цифрового поколения» проводил кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии МПГУ Роман Валентинович Кишиков. Свой рассказ он начал с обзора теории поколений, описав Величайшее поколение (родившиеся в начале ХХ века), Молчаливое поколение, Поколение беби-бумеров, а также Поколения «Х», «Y» и «Z». О поколении Z ― о современных детях ― велся особый разговор. Ценности этого поколения формируются сегодня, поэтому рассуждать о людях нового века и их ценностях пока рано. Но особенности детей уже можно заметить. Роман Валентинович провел аналогию с некоторыми чертами (немногословностью, например), присущими людям Молчаливого поколения. У многих детей сегодня не развита речь и социальное общение, им проще общаться один на один, чем в коллективе. Из-за развития цифровых технологий, они не стремятся хранить знания в своих головах, осознавая, что любую информацию можно быстро найти в интернете. И, как обратная сторона, заметно ограничение сенсорного восприятия, потеря навыков индивидуального общения, искажение восприятия собственного физического тела и снижение способности к сопереживанию. Исследователи из Курчатовского института предполагают, что поколение Z может стать поколением исполнителей, поскольку проще всего им технически реализовать стоящую перед ними задачу. Из условий, в которых развиваются современные дети, вырастают и их проблемы: интернет-зависимость, «специфические» социальные связи и контакты (множество «френдов» в соцсетях вместо реальных друзей), виртуальные «маски», интернет-агрессия, выражающаяся через «троллинг», «стены ненависти» и другие способы в интернете. Все это порождает соответствующие тревоги.

О тревогах и страхах говорили параллельно на мастер-классе под названием «Работа с детской тревожностью», который проводила кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ Ирина Александровна Лопатина. Поговорили о пиках тревожности и о симптомах и, конечно, о способах помощи. Хорошим лекарством в данном случае окажется похвала и поддержка, а также отсутствие сравнения успехов ребенка с кем угодно, кроме себя самого. Грамотный подход к проблеме и сопровождение поможет справиться с детской и юношеской тревожностью в разных сферах жизни.

А при работе со страхами современные психологи используют множество средств, и одно из наиболее популярных ― настольные игры. Этому было посвящено в этот день сразу два мероприятия. Издательство «Генезис» подготовило лекцию «Использование настольных психологических игр в коррекции страхов и повышении уверенности в себе у школьников». Здесь профессор МГППУ, практикующий психолог, автор множества книг по детской психологии Ольга Владимировна Хухлаева по-настоящему взбодрила присутствующих, рассказывая о возможностях, о собственном опыте, о технологиях. Помимо рассказа о самих играх, Ольга Владимировна напомнила о важности индивидуального подхода с учетом различных особенностей детей: право- и левополушарных, представителей разных каналов восприятия и типов нервной системы. В конце лекции Ольга Владимировна достала «Звезду хвастовства» и попросила присутствующих похвалить себя, чтобы этим добавить уверенности в себе и своих силах.

Новый век диктует новые способы работы даже психологам. Это показала фирма «1C», познакомив с разработкой «1С: Психодиагностика образовательного учреждения» и возможностями диагностики с ее помощью и дошкольников, и учеников всех классов. Методист по решениям для образования на платформе «1С: Предприятие» Евгения Викторона Кусакина подробно рассказала о программе. Ее можно использовать в школах, центрах социальной помощи семье и детям и медико-психолого-педагогической работы.

Другой мастер-класс по технологии «Мазарт» провела кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ Наталья Петровна Болотова. Она показала набор конструкторов, помогающих решить множество психологических проблем буквально за несколько занятий. Название «Мозартика» происходит от слов игра ― «мозаика» и искусство ― «арт». Это и есть суть технологии, являющейся симбиозом игротерапии, арттерапии и психоанализа.

Поднимался и вопрос о мотивации учебной деятельности. Кандидат психологических наук Александр Николаевич Мицкевич ― доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А.Сластенина факультета педагогики и психологии МПГУ, провел мастер-класс «Мотивация учебной деятельности: ее диагностика и реализация». Лектор обратил особое внимание на то, что запрос по этой теме должен исходить от всех участников образовательного процесса, в том числе и от родителей.

А вот о родителях, говорили отдельно представители кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии МПГУ Майя Николаевна Швецова и Татьяна Валерьевна Алексеенко. Озвученная ими тема так и называлась: «Общаться с современными родителями. Как?». И чтобы понять это, первое, что они сделали, попросили участников мастер-класса нарисовать портреты «родителей». Их получилось три: от лица самих родителей, от лица школьных психологов-профессионалов, а также от лица пока еще детей ― студентов. Интересно, что черты «родителей» у каждой из трех групп несколько отличались. Те, кто рисовал себя, обозначили большое сердце, руль в руках, поварешку и палочку регулировщика. «Дети» описали родительский опыт, знания, поддержку, любовь, а в руки дали кнут и пряник. «Психологи» же отметили суровость, усталость, чувство вины и непостоянство у родителей школьников. На этом мастер-классе снова вспомнили теорию поколений, отметив, что современные родители в своем большинстве ― представители поколения Х с соответствующими этому возрасту особенностями. И рецепт гармоничного общения с ними, по мнению мастеров, заключается в том, чтобы быть с современными родителями партнерами.

Доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии МПГУ Татьяна Борисовна Киселева рассказывала о современных технологиях построения позитивного образа будущего в работе практического психолога образования, а я думала об особенностях современных родителей, в частности, о присущих этому поколению ценностях, среди которых самостоятельность, грамотность, свобода и способность к изменениям. Подростки же, как и всегда, сопротивляются взрослым, а значит в чем-то и этой картине мира, навязываемым им целям. Татьяна Борисовна подчеркнула, что Гарри Поттер ― отличная метафора подростка, который всегда чувствует свою избранность, масштабность и индивидуальность. Хорошо бы уметь всем поколениям понимать и уважать друг друга, тогда различия будут не разграничивать, а дополнять друг друга, делая каждое следующее поколение богаче и счастливей.

Ольга Хотимская


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Генезис»

Лекция

Использование настольных психологических игр в коррекции страхов и повышении уверенности в себе у школьников [3347]

ХУХЛАЕВА О.В., д.п.н., к.психол.н., рофессор МГППУ, практикующий психолог, автор множества книг по детской психологии

[Мероприятие 2]

Мастер-класс

Работа с детской тревожностью [3348]

ЛОПАТИНА И.А., к.психол.н., доцент кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ

[Мероприятие 3]

Мастер-класс

Профилактика интернет-зависимости подростков цифрового поколения [3349]

КИШИКОВ Р.В., к.психол.н., доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии МПГУ

[Мероприятие 10]

Фирма «1C»

Лекция

«1С:Психодиагностика образовательного учреждения» как инструмент для диагностики от дошкольников до старших школьников [3464]

КУСАКИНА Е.В., методист по решениям для образования на платформе «1С:Предприятие», фирма «1С»

 375 43%
 269 31%
 194 23%
 29 3%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Издательство «Генезис»

Лекция

Игровые платформы как новый инструмент индивидуальной и групповой психологической работы [3350]

УШАКОВА Т.О., к.п.н., зав. отделением психолого-педагогической помощи населению социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Сергиев-Посад МО, практикующий психолог, автор игровых платформ «Полярная звезда», «Дорога к…», а также метафорических карт «Роботы», «Кнуты и пряники. Метафора жестокости в отношениях» и др.

[Мероприятие 5]

Мастер-класс

Коуч-технологии в работе с детьми и молодежью [3351]

ПОПОВА С.Ю., к.психол.н., доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ

[Мероприятие 6]

Мастер-класс

Мотивация учебной деятельности: ее диагностика и реализация [3352]

МИЦКЕВИЧ А.Н., к.психол.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А.Сластенина факультета педагогики и психологии МПГУ

 185 21%
 284 33%
 396 46%
13:45

15:00
[Мероприятие 7]

Лекция-практикум

Современные технологии построения позитивного образа будущего в работе практического психолога образования [3353]

КИСЕЛЕВА Т.Б., к.психолог.н., доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии МПГУ

[Мероприятие 8]

Мастер-класс

Технологии «Мазарт»: развивающие и коррекционные [3354]

БОЛОТОВА Н.П., к.психол.н., доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ

[Мероприятие 9]

Мастер-класс

Общаться с современными родителями. Как? [3355]

ШВЕЦОВА М.Н., к.психол.н., доцент кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии МПГУ;
АЛЕКСЕЕНКО Т.В., к.психол.н., доцент кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии МПГУ

 123 15%
 227 27%
 493 58%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии