28 марта 2017 г.

День учителя ОБЖ  Программа дня

Всего участников: 68

Спасение жизни не может преподаваться безжизненно 28 марта на Педагогическом марафоне прошел День учителя ОБЖ. Предмет был введен в школьную программу при содействии Эдуарда Днепрова, первого министра образования в постсоветской России, прекрасного ученого-педагога. Записалось на этот день более 800 человек, пришло меньше, так что обошлись без разделения по залам и темам. Разговор о том, что такое ОБЖ для детей, общества, государства сегодня шел в одном кругу, и картина сложилась целостная...


День открыл Николай Евгеньевич Симонов, кандидат юридических наук, профессор, завкафедрой медицины и БЖД МПГУ. Он рассказал о трудностях создания стандартов по ОБЖ, планов и программ ― «предмет, который учит спасать жизнь, свою и чужую, не ложится в прокрустово ложе формальных описаний». Проработавший десятки лет на госслужбе, он не верит чиновничьим инициативам. Поэтому предложил начать день с практики, а именно ― с медицинской составляющей ОБЖ, оказания первой помощи пострадавшему. Сразу предложил учителям делиться своими навыками, если чем-то полезным овладели.

Первое занятие ― «Приемы эффективного практического обучения оказанию первой помощи» ― провел Лев Георгиевич Бубнов, доктор медицинских наук, член-коррес­пондент Академии военных наук. Докладчик ― автор знаменитого «Атласа оказания первой помощи», бывший врач «Скорой». Он убежден:

― Практический навык берется руками и больше никак. Лектории, вебинары, дистанционка ― все это ни о чем для спасателя.

В это время муляж на сцене начинает стонать. «У него кровотечение! Что вы делаете?» Далее ― оживленный разговор с залом. Правильные ответы: сначала помочь, потом вызывать Скорую; педагог не будет осужден за ошибочные действия в ситуации крайней необходимости ― не бойтесь за себя; нельзя терять ни секунды.

По последнему параметру факт: вызов спасателей дает преимущества перед Скорой. Люди, которые не знают, как называются кости, накладывают жгут на 3-5 секунд и реально спасают жизни. Скорость важна, а основных навыков немного, 5-6, главное ― тактика: шина вдвоем, носилки втроем, при ране головы голову не трогаем, наложенный на рану платок не меняем, только промокший бинт… Если человек не шевелится ― дело серьезно… если поза лягушки ― сломаны кости таза и бедренные кости ― тогда не трогай, зови помощь, выживаемость 1 час.

И все это постигается практикой и больше ничем. Поэтому дети должны действовать, а смысл действиям придает командное соревнование. Был показан ролик с соревнований восьмиклассников по оказанию первой помощи:

― Вы поняли: это обучение навыку через спортивный азарт, секундомер, штрафы, бонусы. Это ― правильное обучение. Много жизней потеряно на дорогах просто от потери крови, на пожарах от дыма, в терактах ― из-за незнания элементарных норм безопасности.

Нам рассказали, что делать при ранении сонной артерии, как правильно примотать жгут и почему именно так, показали многое другое, все делалось молниеносно. Затем было устроено нечто вроде тренировки для участников марафона: люди в форме подсказывали, как и что делать с «пострадавшими» муляжами.

В качестве бонуса ― совет от маэстро:

― Иллюстрации правильного поведения в экстремальной ситуации дают американские триллеры, там все по науке, к тому же красиво обыграно. «Крутой Уокер: Правосудие по-техасски»» Лесли Грифа и Пола Хаггиса с Чаком Норрисом, например. Персонаж знает, что разорванную сонную артерию надо зажать пальцем, делает это, продолжая стрелять, но невольно опускает руку, изумившись наглости противника. Психология!

Сергей Викторович Петров, директор Информационно-аналитического центра по проблемам преподавания БЖД, профессор кафедры медицины и БЖД МПГУ, академик Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ), посвятил свое выступление «оживлению» преподавания ОБЖ:

― Чем скучнее тема, тем больше двигайтесь, действуйте, придумывайте. Ведь если вам придется вытаскивать человека из ледяной проруби, вы не только шарф, ремень снимете, но и брюки!

Вот что важно ― установка на помощь любой ценой.

― Если утопающий вцепился вам в шею и душит, делайте так (показывает), если он уже на берегу, но не дышит, ― тогда так… из задымленного помещения людей выводить, прицепив их к веревке… нет носилок ― возьмите стул… стулом можно прикрыться в рушащемся здании… если прямо на вас мчится транспортное средство, повернитесь задом, подпрыгните ― травмы будут не такими страшными…

Коротко говоря, привычность мыслей надо гнать. Носовой платок, палка, веревка, картонка, камень, нож ― все может стать орудием спасения. Сергей Викторович разработал серию игр-соревнований на самоспасение-выживание. Например, такое задание: каждая команда записывает варианты использования шарфа (полотенца) ― всего известно 70 способов, сколько придумаете и продемонстрируете вы?

Хотя на взгляд опытного человека, полковника МВД, каким является Петров, решающим фактором является внутренняя мобилизованность человека и приложенные к ней руки-ноги-голова, а не программное и финансовое обеспечение предмета, высказывались сожаления об отсутствии в школе материальных ресурсов для проведения полноценных уроков.

Учителю ОБЖ МОУ СОШ № 883 Артуру Рудольфовичу Шмидту удалось преодолеть небрежение предметом со стороны администрации. Он создал в школе базовую площадку Всероссийского движения «Школа безопасности», и теперь формирование культуры безопасности жизнедеятельности среди детей и подростков едва ли не главный козырь школы. Внеурочная работа с ребятами ведется три раза в неделю, это альпинизм, медицина, спасательные практики через соревнования. Курируют работу специалисты высокого класса.

― Сейчас проводится много мероприятий, на которых ребята могут выступить и показать навыки работы в спасательном экипаже. Всем очень интересно.

Молодой учитель был в форме с шевронами, подтянут, немногословен.

И вы, дорогие учителя ОБЖ, обратите внимание на Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». К этому призывали и другие выступающие.

А я закончу тонким штрихом (из выступления одного докладчика):

― Я тогда не погиб, потому что у меня не было в ушах наушников…

Людмила Кожурина


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 ‒ 10:30

Начало регистрации

09:30 ‒ 10:15

Открытие дня

Симонов Николай Евгеньевич, к.юр.н., профессор, зав. кафедрой медицины и БЖД МПГУ

10:30

Окончание регистрации

10:30 ‒ 11:45

Лекция

Приемы эффективного практического обучения оказанию первой помощи

БУБНОВ В.Г., д.мед.н., член-коррес­пондент Академии военных наук


Проблемы и перспективы развития ВДЮОД «Школа Безопасности» в г. Москве

СЕВОСТЬЯНОВ В.В., председатель Совета Московского регионального отделения Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»


Формирование культуры безопасности жизнедеятельности среди детей и подростков на примере участия в движении «Школа безопасности» (опыт создания базовой площадки)

ШМИДТ А.Р., учитель ОБЖ МОУ СОШ № 883


Роль движения «Школа безопасности» в формировании культуры безопасного поведения у детей с ОВЗ в рамках программы РОССОЮЗСПАСа «Комплексная безопасность нации»

ФАЛЬКО С.Н., к.п.н., доцент МГПУ


Лекции

Проблемы и перспективы развития ВДЮОД «Школа Безопасности» в г. Москве

СЕВОСТЬЯНОВ В.В., председатель Совета Московского регионального отделения Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»


Формирование культуры безопасности жизнедеятельности среди детей и подростков на примере участия в движении «Школа безопасности» (опыт создания базовой площадки)

ШМИДТ А.Р., учитель ОБЖ МОУ СОШ № 883


Роль движения «Школа безопасности» в формировании культуры безопасного поведения у детей с ОВЗ в рамках программы РОССОЮЗСПАСа «Комплексная безопасность нации»

ФАЛЬКО С.Н., к.п.н., доцент МГПУ


Приемы эффективного практического обучения оказанию первой помощи

БУБНОВ В.Г., д.мед.н., член-коррес­пондент Академии военных наук


 3888%
 512%
11:45 ‒ 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 ‒ 13:30

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Интерактивные учебные пособия по предмету основы безопасности жизнедеятельности. Организация активной учебной среды на уроках ОБЖ

СВЕТИЧ Е.Г., к.п.н., руководитель департамента образовательных ИКТ и ресурсов АНО НЦИО;
КУДРЯВЦЕВ А.А., IT-директор издательства «Экзамен-Медиа», разработчик электронной версии учебников А.В. Пёрышкина


Лекции

Использование подручных средств спасения и наглядности для оживления уроков ОБЖ

ПЕТРОВ С.В., к.юр.н., профессор кафедры медицины и БЖД МПГУ, академик Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ)


Роль информационного и научно-методического журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни» в совершенствовании методики преподавания

КРАВЧЕНКО А.В., к.п.н., доцент кафедры медицины и БЖД МПГУ


Концепция программы «Комплексная безопасность нации». Программа клуба «Школа безопасности»

ЕРШОВА Н.М., заместитель председателя Высшего Совета РОССОЮЗСПАСа, председатель Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»


 919%
 3981%
13:45 ‒ 15:00

Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Лекция

Структурно-содержательные особенности линий учебников по ОБЖ ОИГ «Дрофа-Вентана»

ФЕДОТОВА К.И., методист объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА»


Лекции

Содержание учебников ОБЖ

МАПЕЛЬМАН В.М., доктор философских наук, профессор МГПУ, участник рабочей группы по разработке Концепции


Новые стандарты и линии учебников по ОБЖ

КАРАУЛИНА Т.Б.


Опыт работы с кадетскими классами

ПЕТРУСЕВИЧ Е.А., заместитель директора по учебной работе ГБОУ города Москвы «Школа с углубленным изучением экологии № 390 имени генерала П.И. Батова»


Выступление кадетского класса «Кадет-шоу»

АБГАРОВ Л.С., воспитатель кадетских классов ГБОУ школа города Москвы №1360


 4390%
 510%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии