Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

28 марта 2017 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День учителя ОБЖ  Программа дня

Всего участников: 68

Репортаж

Спасение жизни не может преподаваться безжизненно 28 марта на Педагогическом марафоне прошел День учителя ОБЖ. Предмет был введен в школьную программу при содействии Эдуарда Днепрова, первого министра образования в постсоветской России, прекрасного ученого-педагога. Записалось на этот день более 800 человек, пришло меньше, так что обошлись без разделения по залам и темам. Разговор о том, что такое ОБЖ для детей, общества, государства сегодня шел в одном кругу, и картина сложилась целостная...


День открыл Николай Евгеньевич Симонов, кандидат юридических наук, профессор, завкафедрой медицины и БЖД МПГУ. Он рассказал о трудностях создания стандартов по ОБЖ, планов и программ ― «предмет, который учит спасать жизнь, свою и чужую, не ложится в прокрустово ложе формальных описаний». Проработавший десятки лет на госслужбе, он не верит чиновничьим инициативам. Поэтому предложил начать день с практики, а именно ― с медицинской составляющей ОБЖ, оказания первой помощи пострадавшему. Сразу предложил учителям делиться своими навыками, если чем-то полезным овладели.

Первое занятие ― «Приемы эффективного практического обучения оказанию первой помощи» ― провел Лев Георгиевич Бубнов, доктор медицинских наук, член-коррес­пондент Академии военных наук. Докладчик ― автор знаменитого «Атласа оказания первой помощи», бывший врач «Скорой». Он убежден:

― Практический навык берется руками и больше никак. Лектории, вебинары, дистанционка ― все это ни о чем для спасателя.

В это время муляж на сцене начинает стонать. «У него кровотечение! Что вы делаете?» Далее ― оживленный разговор с залом. Правильные ответы: сначала помочь, потом вызывать Скорую; педагог не будет осужден за ошибочные действия в ситуации крайней необходимости ― не бойтесь за себя; нельзя терять ни секунды.

По последнему параметру факт: вызов спасателей дает преимущества перед Скорой. Люди, которые не знают, как называются кости, накладывают жгут на 3-5 секунд и реально спасают жизни. Скорость важна, а основных навыков немного, 5-6, главное ― тактика: шина вдвоем, носилки втроем, при ране головы голову не трогаем, наложенный на рану платок не меняем, только промокший бинт… Если человек не шевелится ― дело серьезно… если поза лягушки ― сломаны кости таза и бедренные кости ― тогда не трогай, зови помощь, выживаемость 1 час.

И все это постигается практикой и больше ничем. Поэтому дети должны действовать, а смысл действиям придает командное соревнование. Был показан ролик с соревнований восьмиклассников по оказанию первой помощи:

― Вы поняли: это обучение навыку через спортивный азарт, секундомер, штрафы, бонусы. Это ― правильное обучение. Много жизней потеряно на дорогах просто от потери крови, на пожарах от дыма, в терактах ― из-за незнания элементарных норм безопасности.

Нам рассказали, что делать при ранении сонной артерии, как правильно примотать жгут и почему именно так, показали многое другое, все делалось молниеносно. Затем было устроено нечто вроде тренировки для участников марафона: люди в форме подсказывали, как и что делать с «пострадавшими» муляжами.

В качестве бонуса ― совет от маэстро:

― Иллюстрации правильного поведения в экстремальной ситуации дают американские триллеры, там все по науке, к тому же красиво обыграно. «Крутой Уокер: Правосудие по-техасски»» Лесли Грифа и Пола Хаггиса с Чаком Норрисом, например. Персонаж знает, что разорванную сонную артерию надо зажать пальцем, делает это, продолжая стрелять, но невольно опускает руку, изумившись наглости противника. Психология!

Сергей Викторович Петров, директор Информационно-аналитического центра по проблемам преподавания БЖД, профессор кафедры медицины и БЖД МПГУ, академик Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ), посвятил свое выступление «оживлению» преподавания ОБЖ:

― Чем скучнее тема, тем больше двигайтесь, действуйте, придумывайте. Ведь если вам придется вытаскивать человека из ледяной проруби, вы не только шарф, ремень снимете, но и брюки!

Вот что важно ― установка на помощь любой ценой.

― Если утопающий вцепился вам в шею и душит, делайте так (показывает), если он уже на берегу, но не дышит, ― тогда так… из задымленного помещения людей выводить, прицепив их к веревке… нет носилок ― возьмите стул… стулом можно прикрыться в рушащемся здании… если прямо на вас мчится транспортное средство, повернитесь задом, подпрыгните ― травмы будут не такими страшными…

Коротко говоря, привычность мыслей надо гнать. Носовой платок, палка, веревка, картонка, камень, нож ― все может стать орудием спасения. Сергей Викторович разработал серию игр-соревнований на самоспасение-выживание. Например, такое задание: каждая команда записывает варианты использования шарфа (полотенца) ― всего известно 70 способов, сколько придумаете и продемонстрируете вы?

Хотя на взгляд опытного человека, полковника МВД, каким является Петров, решающим фактором является внутренняя мобилизованность человека и приложенные к ней руки-ноги-голова, а не программное и финансовое обеспечение предмета, высказывались сожаления об отсутствии в школе материальных ресурсов для проведения полноценных уроков.

Учителю ОБЖ МОУ СОШ № 883 Артуру Рудольфовичу Шмидту удалось преодолеть небрежение предметом со стороны администрации. Он создал в школе базовую площадку Всероссийского движения «Школа безопасности», и теперь формирование культуры безопасности жизнедеятельности среди детей и подростков едва ли не главный козырь школы. Внеурочная работа с ребятами ведется три раза в неделю, это альпинизм, медицина, спасательные практики через соревнования. Курируют работу специалисты высокого класса.

― Сейчас проводится много мероприятий, на которых ребята могут выступить и показать навыки работы в спасательном экипаже. Всем очень интересно.

Молодой учитель был в форме с шевронами, подтянут, немногословен.

И вы, дорогие учителя ОБЖ, обратите внимание на Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». К этому призывали и другие выступающие.

А я закончу тонким штрихом (из выступления одного докладчика):

― Я тогда не погиб, потому что у меня не было в ушах наушников…

Людмила Кожурина


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

Симонов Николай Евгеньевич, к.юр.н., профессор, зав. кафедрой медицины и БЖД МПГУ

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Лекция

Приемы эффективного практического обучения оказанию первой помощи [3356]

БУБНОВ В.Г., д.мед.н., член-коррес­пондент Академии военных наук

Проблемы и перспективы развития ВДЮОД «Школа Безопасности» в г. Москве [3622]

СЕВОСТЬЯНОВ В.В., председатель Совета Московского регионального отделения Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности среди детей и подростков на примере участия в движении «Школа безопасности» (опыт создания базовой площадки) [3623]

ШМИДТ А.Р., учитель ОБЖ МОУ СОШ № 883

Роль движения «Школа безопасности» в формировании культуры безопасного поведения у детей с ОВЗ в рамках программы РОССОЮЗСПАСа «Комплексная безопасность нации» [3624]

ФАЛЬКО С.Н., к.п.н., доцент МГПУ

[Мероприятие 2]

Лекции

Проблемы и перспективы развития ВДЮОД «Школа Безопасности» в г. Москве [3357]

СЕВОСТЬЯНОВ В.В., председатель Совета Московского регионального отделения Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности среди детей и подростков на примере участия в движении «Школа безопасности» (опыт создания базовой площадки) [3358]

ШМИДТ А.Р., учитель ОБЖ МОУ СОШ № 883

Роль движения «Школа безопасности» в формировании культуры безопасного поведения у детей с ОВЗ в рамках программы РОССОЮЗСПАСа «Комплексная безопасность нации» [3359]

ФАЛЬКО С.Н., к.п.н., доцент МГПУ

Приемы эффективного практического обучения оказанию первой помощи [3625]

БУБНОВ В.Г., д.мед.н., член-коррес­пондент Академии военных наук

 3888%
 512%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 3]

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Интерактивные учебные пособия по предмету основы безопасности жизнедеятельности. Организация активной учебной среды на уроках ОБЖ [3360]

СВЕТИЧ Е.Г., к.п.н., руководитель департамента образовательных ИКТ и ресурсов АНО «НЦИО»;
КУДРЯВЦЕВ А.А., it-директор издательства «Экзамен-Медиа»

[Мероприятие 4]

Лекции

Использование подручных средств спасения и наглядности для оживления уроков ОБЖ [3361]

ПЕТРОВ С.В., директор Информационно-аналитического центра по проблемам преподавания БЖД, профессор кафедры медицины и БЖД МПГУ, академик Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ)

Роль информационного и научно-методического журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни» в совершенствовании методики преподавания [3362]

КРАВЧЕНКО А.В., доцент кафедры медицины и БЖД МПГУ

Концепция программы «Комплексная безопасность нации». Программа клуба «Школа безопасности» [3363]

ЕРШОВА Н.М., зам. председателя Высшего совета РОССОЮЗСПАСа, председатель Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»

 919%
 3981%
13:45

15:00
[Мероприятие 5]

Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Лекция

Структурно-содержательные особенности линий учебников по ОБЖ ОИГ «Дрофа-Вентана» [3364]

ФЕДОТОВА К.И., методист объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА»

[Мероприятие 6]

Лекции

Содержание учебников ОБЖ [3365]

МАПЕЛЬМАН В.М., профессор МГПУ

Новые стандарты и линии учебников по ОБЖ [3595]

КАРАУЛИНА Т.Б.

Опыт работы с кадетскими классами [3366]

ПЕТРУСЕВИЧ Е.А., заместитель директора по учебной работе ГБОУ города Москвы «Школа с углубленным изучением экологии № 390 имени генерала П.И. Батова»

Выступление кадетского класса «Кадет-шоу» [3367]

АБГАРОВ Л.С., воспитатель кадетских классов ГБОУ города Москвы «Школа с углубленным изучением экологии № 390 имени генерала П.И.Батова»

 4390%
 510%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии