28 марта 2017 г.

Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета

День классного руководителя и тьютора  Программа дня

Всего участников: 354

Репортаж

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов открылся 28 марта в корпусе гуманитарных факультетов МПГУ. Место встречи школьных учителей в этом году решили изменить, дав возможность присоединиться к разговору о современной школе не только всем желающим учителям, но и студентам, обучающимся на проспекте Вернадского. Ведь они готовятся вскоре присоединиться к своим старшим коллегам.


Артем Симонович Соловейчик о начале Марафона


Артем Симонович Соловейчик с Марафона о платформе VERIMAG


Тьюторская компетентность современного классного руководителя

А.С. Соловейчик берет интервью у Т.М. Ковалевой, д.п.н., зав. кафедрой индивидуализации и тьюторства Института детства МПГУ, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации


А.С. Соловейчик и В.П. Арсланьян подводят итоги дня

354 участника зарегистрировано в День классного руководителя и тьютора, 35% из них приехали в столицу из регионов. Заместитель ответственного секретаря приемной комиссии,заместитель начальника управления по организации приема поступающих в МПГУ Борис Борисович Горскин и проректор университета Людмила Александровна Трубина поприветствовали собравшихся в стенах учебного заведения.

Традиционно на открытии выступил главный редактор ИД «Первое сентября», вице-президент ОИГ «Дрофа-Вентана» Артем Симонович Соловейчик. Рассказал об истории Марафона и о том, что ожидает его участников в этот раз. Программу Дня классного руководителя и тьютора глава «Первого сентября» сам и начал с дискуссии под названием «Какую школу мы строим! Какую школу будут заканчивать первоклассники этого года?».

Артем Соловейчик напомнил, что детям, которые готовятся пойти в школу в этом году, предстоит там учиться до 2028 года. Часто учителя, вновь и вновь ступая на этот долгий путь вместе со своими будущими учениками, задаются вопросом: какие результаты они ожидают получить, к чему хочется придти? Но на практике ожидания расходятся с реальностью, ведь многое невозможно предсказать. Один из таких непредсказуемых параметров европейские исследователи называют «многопоколенная перспектива». Ребенок растет и развивается в доме и это на него влияет больше, чем многие педагогические практики. Школа тоже на много лет становится для ребенка домом. Исходя из этого, Соловейчик спросил классных руководителей: являются ли они теми людьми, которые строят свою школу или же приходят под крышу учебного заведения, построенного кем-то другим?

Учителя живо поддержали беседу. Многие утверждали, что имеют непосредственное отношение к процессу строительства образовательного пространства. Ольга Смирнова из Климовска работает в школе своего города уже 30 лет. Она ― бабушка восьмерых внуков ― рассказала, насколько ей важна атмосфера в школе, куда попадают дети из ее семьи, условия, в которых они учатся и развиваются. Это добавляет ей мотивации для активного участия в жизни родного учебного заведения.

Но были и другие мнения. Например, учителя отмечали, что не могут чувствовать себя творцами в своей школе, поскольку многое (методики, стандарты) им диктуют свыше, что ощутимо сдерживает их свободу. Впрочем, отдельный разговор о стандартах еще предстоял участникам Марафона. А пока говорили о том, что школа не должна быть фабрикой, а учитель не хочет быть роботом. О том, что образование можно понимать по-разному. Ольга Смирнова отметила, что успешность зависит не от уровня образования, а от того, насколько человек способен состояться в профессии. Это понимание, на ее взгляд, очень актуально для сельских школ.

Обсуждаемым оказался и другой вопрос: могут ли сегодняшние школьники учиться самостоятельно? Педагоги высказали разные мнения ― от того, что практически в любом классе найдутся один-два ребенка, которым лучше учиться самостоятельно, до того, что детям все же необходимо общество сверстников, чего они часто бывают лишены в случае, если не ходят в школу.

По этому поводу Артем Соловейчик рассказал о своих детях, один из которых не посещал школу и, было время, казалось, что он знает чего-то меньше, чем школьники или в чем-то слабее разбирается. Но, став взрослым, он значительно обогнал многих сверстников по интеллекту. Это здорово иллюстрирует разговор об адаптивном образовании, в рамках которого создается атмосфера для обучения и развития с учетом возможностей и скорости восприятия каждого ребенка. И конечно, в образовании основополагающую роль играет выстраивание отношений с детьми и осознание прав детей, в том числе на риск, на собственные жизненные ошибки.

В завершении дискуссии, затронувшей важные темы о взаимодействии детей и педагогов, учителям продемонстрировали и новые технические возможности в обучении. Представитель компании ООО «Саунд энд Вижн» Максим Абаляев показал собравшимся работу «Мобильного класса». Возможности интерактивной платформы Verimag позволили совместно использовать электронные устройства без интернета. Учитель может открыть все гаджеты учеников класса со своего устройства на любой странице или таким же образом раздать школьникам индивидуальные задания.

Дальше участников Марафона ожидали две лекции, на первый взгляд различающиеся по содержанию, но по сути оказавшиеся созвучными друг другу, а также начальной дискуссии. Представители компании «Стади-Центр» рассказывали о своем видении патриотического воспитания школьников на основе разработанных ими программ. Лекция называлась «Новый взгляд на патриотическое воспитание школьников: принципы, особенности, программы. Соответствие требованиям государственных программ и общеобразовательных учреждений».

Историк, тележурналист, эксперт по стратегическому PR и GR, психолог Юлия Кривощапова отметила, что когда-то патриотическое воспитание было встроено в школу. Сейчас все сложнее: ориентиры отсутствуют, государство предлагает определяться с ними самостоятельно. При этом психологи утверждают, что одна из великих проблем современных детей ― одиночество. Поэтому «Стади-Центр» предлагает детей объединять и увлекать. Для этого и разработаны у них специальные программы, направленные на формирование гражданских навыков. Они учат детей действовать, как индивидуально, так и в коллективе, принимать собственные решения и защищать их. Юлия Кривощапова, а также учредитель и генеральный директором образовательной компании и детского творческого фестиваля «Москва объединяет друзей», автор образовательной программы дополнительного образования детей Ольга Киселева, рассказали о разработанных в компании лидерских программах, проводимых в детских лагерях и в форматах тренингов выходного дня. Представители «Стади-Центра» надеются, что их взгляд на решение вопроса патриотического воспитания способен найти отклик среди педагогов.

Параллельно д.п.н., зав.кафедрой индивидуализации и тьюторства Института детства МПГУ, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева проводила лекцию «Тьюторская компетентность современного классного руководителя», мотивы которой были созвучны тому, о чем говорилось по соседству. По словам Татьяны Ковалевой, невозможно работать в команде, если не держать индивидуализацию. Индивидуализации тьюторы уделяют огромное влияние. Французский философ, теоретик культуры и историк Мишель Фуко, на которого ссылалась лектор, говорил о важности феномена заботы о себе. Президент тьюторской ассоциации подчеркнула, что потеря себя влечет за собой кризисы, одним из которых многие страдают в середине жизни. Именно поэтому индивидуализация сегодня ― один из важных составляющих образовательных стандартов. И, говоря об индивидуализации, Татьяна Ковалева объяснила ее отличие от индивидуального подхода. Когда запросы исходят от каждого конкретного индивида, он приходит к собственному содержанию. Это и называется индивидуализацией. Педагогам, а особенно классным руководителям, важно создать подходящую для индивидуальности среду.

День классного руководителя и тьютора подходил к концу, и оставались последние мероприятия. Издательство «Просвещение» подготовило для этого дня рассказ о шахматах в школе как реализации внеурочной деятельности на примере разработанных ими УМК «Шахматы в школе». В рамках рекомендуемого разработчиками курса детей знакомят с этим видом спорта, с шахматистами, обучают игре, организуют шахматные турниры. Все это дает хорошую базу для развития умственных способностей школьников, а любая школа сегодня может внедрить этот курс в свою внеурочную деятельность.

О воспитательной деятельности говорили и на круглом столе, где собрались напоследок большинство участников марафонского дня. Тема: «Содержание воспитательной и развивающей деятельности педагога в контексте профессионального стандарта». Вот тут и состоялся обстоятельный разговор о профессиональном стандарте «Педагог», уже разработанным, но, по словам Валерии Арсланьян (она познакомила учителей с материалом), до сих пор не утвержденным. Валерия Петровна отметила, что многие функции по воспитанию в рамках нового профстандарта возвращаются к учителю. Среди них организация и подготовка экскурсий и походов, оказание помощи детям в конфликтных ситуациях, осведомленность в поведении в социальных сетях, в вопросах возрастного развития, выявление дивиантного поведения и диагностика различных отклонений и многие другие. Таким образом, от учителя ожидают, что он способен стать универсалом и психологом.

Артем Соловейчик продолжил этот разговор. Он напомнил о существующем понимании того, что где дети, стандарта быть не может. При этом составители профстандарта «Педагог», по его словам, самые нестандартные люди и разработка этого документа велась долго, внимательно и с пониманием дела. Глава ИД «Первое сентября» призвал педагогов помнить об этом и отнестись с пониманием к изменениям, как в образовании в целом, так и в каждом из них и их коллег. Ведь без гибкости, без изменений не может быть развития. Тем более что современные школьники ― дети нового века и общение с ними необходимо переводить на другие уровни.

Ольга Хотимская


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 11]

Дискуссия

Какую школу мы строим! Какую школу будут заканчивать первоклассники этого года? [3611]

СОЛОВЕЙЧИК А.С., главный редактор Издательского дома «Первое сентября», вице-президент ОИГ «Дрофа—Вентана»

 328 100%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 7]

Лекция

Тьюторская компетентность современного классного руководителя [3383]

КОВАЛЕВА Т.М., д.п.н., зав. кафедрой индивидуализации и тьюторства Института детства МПГУ, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации

[Мероприятие 9]

Компания «Стади-Центр»

Лекция

Новый взгляд на патриотическое воспитание школьников: принципы, особенности, программы. Соответствие требованиям государственных программ и общеобразовательных учреждений [3597]

КИСЕЛЕВА О.В., учредитель и генеральный директор образовательной компании «Стади-Центр», учредитель детского творческого фестиваля «Москва объединяет друзей», автор образовательной программы дополнительного образования детей;
КРИВОЩАПОВА Ю.С., историк, телевизионный журналист, эксперт по стратегическому PR и GR, психолог

 237 71%
 97 29%
13:45

15:00
[Мероприятие 8]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Шахматы в школе как реализация внеурочной деятельности [3384]

ПРУДНИКОВА Е.А., к.п.н., мастер ФИДЕ по шахматам, тренер ФИДЕ;
ВОЛКОВА Е.И., кандидат в мастера спорта по шахматам, тренер ФИДЕ по шахматам, Шахматная федерация Москвы

[Мероприятие 10]

Круглый стол

Ведущий:СОЛОВЕЙЧИК А.С., главный редактор Издательского дома «Первое сентября», вице-президент ОИГ «Дрофа—Вентана»

Содержание воспитательной и развивающей деятельности педагога в контексте профессионального стандарта [3598]

 36 11%
 284 89%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии