Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

13 апреля 2016 г.

Московский педагогический государственный университет

День школьной администрации  Программа дня

Всего участников: 151

Репортаж

Как странно, как не похоже на другие был устроен этот День марафона! Программа, словно двуликий Янус, смотрела в разные стороны: технологическую и человеческую...


Образовательная среда в школе. О педагогической гомеопатии
ИВАНОВ А.В., заместитель директора центра образования № 548 «Царицыно», г Москва


Обновление профессиональных компетентностей директора школы
РАЧЕВСКИЙ Е.Л., главный редактор журнала «Управление школой»


Социальная успешность первоклассников этого года в 2027 году
РАЧЕВСКИЙ Е.Л., главный редактор журнала «Управление школой»

И так получилось, что компания «Новый диск» с лекций «Мультимедийные решения для организации информационно-образовательной среды современной школы» (вели Н.В.Акимова и О.Н. Масленикова, сотрудники Департамента образовательных продуктов) не выдержала конкуренции с Панельной дискуссией «Социальная успешность первоклассников этого года в 2027 году» – вел Артем Соловейчик, докладывал Сергей Попов, идеолог форсайта «Детство-2030». А лекция Андрея Иванова из Центра образования № 548 «Образовательная среда в школе. О педагогической гомеопатии» отняла слушателей у Компания «1С» – занятие «Информационная система сбора и обработки данных для мониторинга и оценки качества образования» вела З.М. Яникова.

Да, электронные продукты дают невиданные возможности управления и контроля, да, все легко настраивается и быстро запускается, все нормы и законы учтены, ФГОС – в первую очередь, но все же, все же, все же... Само по себе знание о процессах и результатах проблем образовательного учреждения не решает, как показала практика последних лет. Данных – море, а что дальше?

Как явствовало из рассказа Андрея Иванова, главные пружины школы вовсе не те, которые выпирают наружу и которые можно замерять, нет… Мелочи, детали: «О чем в школе говорят потолки… что на стенах, внутри и снаружи… как стекла используются» – среда дополняет уроки, пространство, в котором дети могут работать, влияет на учебный процесс. Интерьеры могут задавать атмосферу взаимодействия. И шире – скрытые образовательные программы позитивно меняют среду школы. Управление средой – это непрямые ограничения, которые создаются условиями. Просто становится не модно прогуливать. Не модно не делать домашку. То же на уроках: работает скрытая образовательная программа. Невидимая, она рядом с учебным планом в работе учителя. Никто не знает способа формировать устойчивую мотивацию – нет его. Но хороший педагог найдет способ продвинуть непонимающего к пониманию, неуспешного к успеху. Есть общее правило маленьких доз: по чуть-чуть, но настойчиво. У каждого свой дидактический размер. Гомеопатия! По капле входит в нас культура и формируется мировоззрение.

Взрослые в школе удерживают три элемента среды: ценности школы, правила, дидактические нарезки.

Лекцию «Обновление профессиональных компетентностей директора школы» прочитал Ефим Рачевский, главный редактор журнала «Управление школой».

Первый слайд презентации назывался «На пути к профстандарту руководителя образовательной организации»: хотя документ еще не готов и будет внесен в Госдуму не раньше января, уже ясно, что он будет единый и для ректора вуза, и для заведующего детсадом. В связи с этим Ефим Лазаревич заговорил о компетенциях руководителя образовательного учреждения:

– Какие трудовые функции у директора? Исхожу не только из внешних требований к директору, пути достижения определяются не стандартом, а личностью. Стандарт – рамка желательный образ. А какие у него на самом деле приоритеты?

И дальше заговорил об архиважном периоде дошкольного и младшего школьного возраста – в началку должны идти лучшие ресурсы, а у нас педагоги, которые работают с маленькими, недооценены. Цитировался Пуанкаре: «Небольшие различия в начальных условиях рождаются огромные различия в конечном явлении».

Выходило, руководитель должен прежде всего видеть противоречия в системе и по уму разрешать их. В качестве примера – педсовет в своей школе 5 апреля. В некогда лучшей школе страны сегодня кризис: практически все выращенные здесь инновации уже воплощены в других школах, в округе, в городе, а то и в стране. Что дальше?

– Людям надо осознавать перспективу: что будет и что не будет… если то, то это… Изменения порождаются кризисами и проблемами, войнами и новыми потребностями, – размышляет Ефим Лазаревич, а затем рассказывает, как описали ситуацию с педагогами, как нашли у себя же ресурсы, прежде таковыми не считающимися.

И это было самое поразительное место в лекции: как интуиция, почти бессознательное решение по не актуальному много лет назад проекту (было не модно, но зачем-то взялись) вдруг принесло плоды сегодня. И оказалось, что голая прагматика как раз бесплодна, в отличие от интуиции педагога, глубоко включенного в жизнь школы.

Ну, и фраза из актуального на сегодня:

– Сегодня по закону много можно, а люди на всякий случай работают по-старому…

Кульминацией Дня стала Панельная дискуссия «Социальная успешность первоклассников этого года в 2027 году».

Сергей Валентинович Попов, идеолог форсайта «Детство-2030», проекта, который ведется с 2008 года, рассказывал, как изменится детство. Далее – кратко.

Миграция приведет к поликультурности, школа либо отомрет, либо кардинально изменится. Крауд-технологии распространятся. Самозанятость станет массовой.

Это будет мир онлайн-сервисов: финансовых, образовательных, торговых ориентационных, медицинских – реальность будет под них подстраиваться.

Депрофессионализация: менять профессии 5-6 раз за жизнь станет нормой. То есть готовность учиться и переучиваться станет главной ценностью человека. Взаимообучение в интернете, где уже сейчас люди учат друг друга, – бесконечное множество шансов научиться чему угодно. Эти слабые виртуальные связи в большом количестве оказываются сильнее старых и крепких...

Дискуссия разгорелась по поводу отмирания школы: и что будет? И кто будет душу воспитывать? И почему у нее нет будущего?

Из ответов:

– Школа построена на принципе отложенной жизни. Неинтересная школа основана на дисциплине и принуждении. Там презумпция незнания: ставят оценки за несделанное. Там скучно и неприятно. Тот факт, что наши дети больше всех в мире сидят в соцсетях, – не что иное, как признак непривлекательности окружающей их реальности.

Резюме: через 10 лет человек сможет с любой точки открыть весь мир. Запомним: переворот завершится к 27 году.

Людмила Кожурина


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Информационно-методичес­кое обеспечение реализации требований ФГОС средствами УМК Объединенной издательской группы «Дрофа–Вентана». Электронные формы учебников [3123]

СОКОЛОВ О.И., ведущий методист методического центра управленческих и информационных технологий корпорации «Российский учебник»

[Мероприятие 5]

Лекция

Образовательная среда в школе. О педагогической гомеопатии [3257]

ИВАНОВ А.В., заместитель директора центра образования № 548 «Царицыно», г Москва

[Мероприятие 8]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Электронная форма учебника издательства «Просвещение»: организационные и методические аспекты использования [3316]

ЕЛИСЕЕВ Н.Г., руководитель Центра по цифровым продуктам издательства «Просвещение»

 2114%
 11277%
 139%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Новый сервис издательства «Просвещение» «Я сдам ЕГЭ!» – средство повышения результатов образовательной организации по ГИА [3178]

КОЛОКОЛОВА Н.И., ведущий методист отдела образовательных проектов издательства «Просвещение»

[Мероприятие 4]

Компания «1С»

Лекция

Информационная система сбора и обработки данных для мониторинга и оценки качества образования [3210]

ЯНИКОВА З.М., руководитель группы автоматизации учреждений дошкольного и общего образования, фирма «1С»;
ВЕЧИРКО Т.А., ведущий методист, ООО «Комплексные решения»

[Мероприятие 6]

Лекция

Обновление профессиональных компетентностей директора школы [3258]

РАЧЕВСКИЙ Е.Л., главный редактор журнала «Управление школой»

 75%
 3526%
 9569%
13:45

15:00
[Мероприятие 2]

Компания «Новый диск»

Лекция

Мультимедийные решения для организации информаци­онно-образовательной среды современной школы [3124]

АКИМОВА Н.В., руководитель отдела научно-методического сопровождения департамента образовательных продуктов;
МАСЛЕНИКОВА О.Н., к.п.н., заместитель директора департамента образовательных продуктов

[Мероприятие 7]

Панельная дискуссия

Социальная успешность первоклассников этого года в 2027 году [3259]

РАЧЕВСКИЙ Е.Л., главный редактор журнала «Управление школой»

 3728%
 9572%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии