Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

10 апреля 2016 г.

Московский педагогический государственный университет

День учителя английского языка  Программа дня

Всего участников: 1147

Репортаж

Сегодня девиз марафона звучит по-английски: time to learn, time to teach, time teaches. Да и многие лекции сегодня звучали на английском: такой уж день особенный!


Изменения в ОГЭ и ЕГЭ и система подготовки к итоговой аттестации в 4, 9 и 11 классах
КАЗЕИЧЕВА А.Е., заместитель руководителя центра образовательных программ издательства «Титул»


Эффективные приёмы подготовки учащихся 9 классов к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку
МИШИН А.В., зам. директора по научно-экспе­риментальной и аналитической работе многопрофильной гимназии № 12 города Твери, учитель английского языка высшей категории, заслуженный учитель РФ, почётный работник общего образования РФ, почётный работник науки и образования Тверской области, дважды победитель конкурса лучших учителей России в рамках ПНПО


Острые углы ОГЭ и ЕГЭ (словообразование и устная часть)
КОРЧАЖКИНА О.М., к.т.н., учитель английского языка высшей категории, член редакционной коллегии журнала «Иностранные языки в школе»

Больше всего слушателей собралось на лекции «Изменения в ОГЭ и ЕГЭ и система подготовки к итоговой аттестации в 4, 9 и 11 классах». Зам. руководителя центра образовательных программ издательства «Титул» Алена Казеичева сразу предупредила: материала очень много! Начали с конца, то есть с 11 класса: в этом году изменения коснулись только устной части, зато самых «дорогих» по баллам заданий на говорение. Дети, сдающие английский, должны блестяще описывать картинки, даже сложные абстракции: задействовать всю активную лексику, обращать внимание на подробности, отдельно описывать передний и задний план. В четвертом задании требуется сравнить два понятия, изображенные на картинках (не сами картинки!) – разные возрасты, профессии, праздники. Это задание уже вызвало шок у многих сдававших: картинки так странно подобраны, как будто и нечего сравнивать! Но тут уже вопрос не к знанию языка, а к мышлению.

И все же, самый страшный «зверь» на ЕГЭ по английскому – компьютер, которому ребенок теперь должен отвечать, для пущей объективности. Алена Казеичева подчеркнула: если ребенок говорит не по теме, он получает ноль. Если слишком долго думает над вопросом – баллы снижаются.

– Как быть, если ребенок по натуре медлителен, любит все обдумать? – раздался голос из зала.

Ответ: тренируйте учеников не ждать долго, отвечать сразу. Тогда для них сам экзамен не будет слишком большим шоком. А что будет, если ребенок на компьютере не понял или не расслышал вопрос? Выгодно ли переспрашивать или просто молчать?

– А нигде не сказано и никем не проверено, что будет. Известно: если ребенок не ответил на вопрос – балла ему не поставят. Даже если он красиво и чисто переспросит компьютер.

Как же подготовить ребенка к такой серьезной проверке? Ведение урока целиком на языке – это мало. Нужно обогатить интонационный ресурс: включать видеозаписи, постоянно слушать речь разных людей с разной манерой речи.

– Ребенок не должен привыкать к вашей речи, он должен учиться усваивать разные акценты и темпы речи, – подчеркнула Казеичева.

В соседнем зале тоже шла речь о ЕГЭ. Лекцию «Система подготовки к устной части ЕГЭ с новым пособием серии «Macmillan Exam skills for Russia»: аудирование и говорение с интернет-ресурсом» прочитала Наталия Галанина, ведущий методист издательства.

Здесь – то же, что требуется на ЕГЭ и ОГЭ, но уже прямо в рабочем учебнике. Для каждого параграфа картинки с набором вопросов, задачи на понимание текста, на ведение дискуссии.

– Прекращайте учить с детьми темы наизусть, – энергично призвала учителей Галанина.– Чем больше дети запоминают, тем хуже говорят. Заученные тексты, «топики» – это вчерашний день. Нам нужна спонтанная речь!

А на лекции издательства Кембриджского университета «Content And Language Integrated Learning In The English Language Primary And Secondary Classroom» в это время звучал чудесный рок-н-ролл: «не знаю истории, не знаю биологии, не знаю математики – но знаю, что люблю тебя». Лектор Гари Андерсон предложил учителям программу интегрированного обучения английскому– CLIL. Суть в том, чтобы изучать язык в контексте различных наук– математики, естествознания, истории. Здесь было много отрывков из видеокурса– например, об опасных и неопасных животных. Учителя были рады лекции как поводу послушать чудесную, мягкую речь носителя языка. Зал был переполнен, учителя сидели на ступеньках, с радостью отзывались на вопросы Гари Андерсона – атмосфера на лекции была демократичная и легкая, как в старинном европейском университете.

«Кембриджскую» сессию продолжила Клэр Барнс (Claire Barnes), педагог и тренер. Она рассказала учителям о том, как выполнять экзаменационные задания уровня B – те самые пресловутые описания картинок.

Клэр охотно поделилась с учителями своей коллекцией идей. Например, вот на экране четыре картинки на одну и ту же тему: день рождения. Клэр подробно, но не заученно описывает картинку, а учителя определяют, о какой именно идет речь. Ту же работу было предложено проводить на уроке, в маленьких группах. Это удобно, потому что никто не будет тебя прерывать и контролировать каждую секунду.

– Мы не подсчитываем ошибки отвечающих, – говорит Клэр.– Наши не ошибаются (в зале раздается смех). Нет ничего ужаснее для старшеклассника, чем стоять у доски и чувствовать буравящий взгляд учителя, – добавляет иностранный эксперт.

О том же самом говорилось на лекции компании «Language 360» «With Focus On EGE»:

– Почему ваши ученики не говорят свободно? Они боятся забыть слова, допустить ошибку, сказать не то, промямлить, стать посмешищем, – с большим чувством говорит лектор Магдалена (Magdalena Szewczyk). – И тем не менее, они все жаждут говорить – быть услышанными, привлечь внимание, выразить себя.

«Горячая» тема экзаменов не прекращалась весь день. Заместитель директора в многопрофильной гимназии №12 из Твери Андрей Мишин прочел длинную и содержательную лекцию об эффективных приемах подготовки учащихся 9 классов к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку. Лектор напомнил собравшимся, что на сайте ege.edu.ru уже год как висит онлайн-тренажер по устной части ЕГЭ: можно пробовать отвечать, слушать, нажимать на кнопки. А вот для девятого класса такого пока нет – но должен появиться.

– Нам такой обещали в апреле – так апрель-то еще и не закончился! – со смехом рассказывает Мишин. – Может быть, и успеют.

Зато за открытый банк заданий Мишин сказал ФИПИ отдельное спасибо. Продукт, по мнению лектора, получился добротный и полезный для девятиклассников. Тем не менее, расслабляться некогда: в этом году будут сдавать не только сильные, но и слабые, те, кому нужно только преодолеть порог. Им нужно помочь настроить фонетику, интонации, а еще – проверить, умеют ли дети обращаться с английскими цифрами, числами и датами: у нас это, как выяснилось, «больной» вопрос.

Всю нюансы словообразования были освещены на лекции «Острые углы ОГЭ и ЕГЭ (словообразование и устная речь)». Ольга Максимовна Корчажкина, учитель английского языка высшей категории, показала учителям, на какие префиксы обратить внимание, как систематизировать знания и потренировать детей самостоятельно превращать глаголы в существительные, прилагательные и наречия.

На семинаре «Как хорошо уметь читать!» методист из Санкт-Петербурга Людмила Романова и академический директор компании «Евролибра» Ирина Карпакова напомнили: теперь требование Кембриджского синдиката ко всем, кого они экзаменуют – читать так глубоко, как только сможете. Захватывайте побольше новых слов, обращайте внимание на незнакомые грамматические формы.

– В 2005 году российские дети, если верить экспертам, знали три прилагательных: «гуд, бэд и бьютифул», – шутили докладчики.

Есть чтение для удовольствия и для глубины. В первом случае – читаем дома, выбираем книги по возможности сами, стараемся не спотыкаться все время о новое и непонятное. Наращиваем беглость. Во втором случае – читаем сложное, насыщенное, но по чуть-чуть, чтобы не устать. Вникаем. Лучше всего – отрабатываем навык на уроке. А что можно сделать с книгой после прочтения? Снять по ней мультфильм, сделать деловую презентацию, подготовить захватывающий трейлер – примеры по итогам прочтения «Кентерберийского привидения» были представлены на семинаре.

Тем, кто учит малышей, была полезна лекция «Игра как инструмент достижения предметных и метапредметных результатов ФГОС». Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии РГСУ Петр Степичев показывал, как увлечь английским учеников начальной школы. IQ-конструктор – пособие на петлях из четырех букв, которые образуют слова. Перфокарточки – 240 заданий разного типа, включая даже элементы аудирования для новичков.

А как запомнить структуру предложения? При помощи кукол-наперстков, «грамматических пальчиков»! Надеваем нужную куклу на нужный пальчик, и получается живая наглядная памятка. Безымянный палец – для вспомогательного глагола, указательный – для основного глагола, самый высокий средний палец – для подлежащего.

Учителям – напутствие: если начинать с куколок, а потом с удовольствием читать на языке и изучать биологию на английском – как знать, может и экзамены пройдут легко!

Александра Чканикова


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Айрис-Пресс»

Лекция

Игра как инструмент достижения предметных и метапредметных результатов ФГОС [3130]

СТЕПИЧЕВ П.А., к.п.н., исполнительный директор Национальной ассоциации преподавателей английского языка, лектор курсов повышения квалификации «Педагогический университет», победитель конкурса «Учитель года Москвы» (2012)

[Мероприятие 2]

Издательство Кембриджского университета (Cambridge University Press)

Lecture

Content and Language Integrated Learning In the English Language Primary and Secondary Classroom [3131]

ANDERSON G., International Teacher Trainer, Cambridge University Press

[Мероприятие 3]

Издательство «Макмиллан»

Лекция

Система подготовки к Устной части  ЕГЭ с новым пособием серии «Маcmillan Exam Skills for Russia  для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: аудирование и говорение с интернет-ресурсом [3132]

ГАЛАНИНА Н.И., ведущий методист издательства «Макмиллан»

[Мероприятие 4]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Учим читать с «Английским в фокусе» [3133]

ПОСПЕЛОВА М.Д., заслуженный учитель РФ , почётный работник общего образования РФ, лауреат гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования, учитель ГБОУ СОШ «Школа 2009», автор линии УМК «Английский в фокусе» для 2–4 классов;
БЫКОВА Н.И., почётный работник общего образования РФ, лауреат гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2010 г., учитель английского языка ГБОУ СОШ № 1279 г. Москвы, автор линии УМК «Английский в фокусе» для 2–4 классов

[Мероприятие 13]

Издательство «Титул»

Лекция

Изменения в ОГЭ и ЕГЭ и система подготовки к итоговой аттестации в 4, 9 и 11 классах (на примерах новых пособий издательства «Титул») [3165]

КАЗЕИЧЕВА А.Е., заместитель руководителя Центра образовательных программ издательства «Титул», автор учебных пособий

 1049%
 36133%
 12711%
 959%
 41738%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 5]

Компания «ВКС – обучение без границ»

Лекция

How to Present Grammar Structures to Children of Different Ages [3134]

CONNOLLY O., директор по образованию школы иностранных языков BKC-International House, тренер международных программ Cambridge CELTA и Cambridge Delta

[Мероприятие 6]

Представительство департамента экзаменов Кембриджского университета (Cambridge English Language Assessment)

Lecture

Presenting and practising language for talking about pictures at B1/B2 level [3135]

BARNES C., Cambridge English Language Assessment teacher trainer, assistant Director of Studies for Teacher Development, BKC-IH

[Мероприятие 7]

Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Формирование навыков оперирования языковыми средствами на примере УМК серии «Forward» [3136]

ВЕРБИЦКАЯ М.В., д.филол.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, заслуженный работник высшей школы РФ, автор учебников серии FORWARD

[Мероприятие 8]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Эффективные приёмы подготовки учащихся 9 классов к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку (в новой компьютеризированной форме) на примере нового пособия «Английский язык. Основной государственный экзамен. Устная часть» [3137]

МИШИН А.В., заместитель директора по научно-экспериментальной и аналитической работе многопрофильной гимназии № 12 г. Твери, учитель английского языка высшей категории, заслуженный учитель РФ, эксперт-консультант кафедры теории языка и перевода Тверского госуниверситета, почетный работник общего образования РФ, трехкратный победитель конкурса лучших учителей России в рамках ПНПО, автор учебных пособий издательства «Просвещение», председатель региональной комиссии ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку

[Мероприятие 15]

Группа компаний «Евролибра»

Семинар

«Как хорошо уметь читать!» (Повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся в процессе развития навыков чтения) [3219]

РОМАНОВА Л.Б., методист Центра технического творчества и информационных технологий Пушкинского района СПб., методист издательства «Евролибра», почетный работник образования РФ, учитель высшей категории;
КАРПАКОВА И.В., академический директор компании «Евролибра», почетный работник образования РФ, учитель высшей категории

 33130%
 25823%
 434%
 41638%
 525%
13:45

15:00
[Мероприятие 9]

Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Профилизация иноязычного образования как необходимое и приоритетное условие социализации личности. Возможности УМК «Rainbow English» для осуществления образовательного процесса в различных типах школ [3138]

АФАНАСЬЕВА О.В., профессор, д.фил.н., зав.кафедрой английской филологии МГПУ, Заслуженный работник высшего образования РФ, автор УМК «Rainbow English»; Баранова К.М., д.фил.н., профессор кафедры английской филологии МГПУ, Почетный работник высшего образования РФ, автор УМК «Rainbow English»

[Мероприятие 10]

Лингвистический консалтинговый центр «Эксперт»

Лекции

Международные возможности для выпускников российских школ [3139]

ЖАВОРОНКОВА А., глава группы Navitas в России и СНГ

Cross-culture business communication [3209]

ЮСТУС Г., к.п.н., доцент, бизнес-тренер, спикер Независимого лингвистического консалтингового центра «Эксперт»

[Мероприятие 11]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Коммуникативные технологии иноязычного образования как средство достижения образовательных результатов (на материале УМК «English 2-11» авт. Кузовлева В.П. и др.) [3140]

КУЗОВЛЕВ В.П., к.п.н., профессор, руководитель авторского коллектива линии УМК «English 2–11», автор многочисленных статей

[Мероприятие 12]

Издательство «Легион»

Лекция

Острые углы ОГЭ и ЕГЭ (словообразование и устная часть) [3141]

КОРЧАЖКИНА О.М., к.тех.н., старший научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, учитель английского языка высшей категории

[Мероприятие 16]

Компания «Language 360»

Семинар

With FOCUS on EGE [3256]

SZEWCZYK M., Senior Publisher CEE, Pearson Central Europe

 15915%
 666%
 808%
 58055%
 16216%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии