07 апреля 2016 г.

Московский педагогический государственный университет

День школьного и детского библиотекаря  Программа дня

Всего участников: 521

Репортаж

Камертоном этого дня прозвучали первые слова Олега Соколова: «Я рад приветствовать первых лиц нашего образования!», ведь благодаря усилиям библиотекарей в школу приходят книги. После этого ведущий методист ЦУиИТ Объединенной издательской группы «Дрофа–Вентана» напомнил, что ФГОС предъявляют новые требования: к содержанию, условиям и результатам образования. И зачастую они застают школу врасплох. Как помочь педагогам ответить на вызовы времени?


Расскажи мне! Методика работы с книгой и чтением по А.Чамберсу
ОЛЕЙНИКОВ А.А., писатель, учитель литературы школы «Ковчег XXI», г.Москва


Проживание книги. Создание события как способ привлечения к чтению
КЛИМОВА М.Г., библиотекарь, координатор проектов Универсальной библиотеки ОИЯИ им. Д.И.Блохинцева, г. Дубна


Как говорить с читателем, чтобы быть услышанным или Что такое современный обзор литературы
МОЛДАВСКАЯ К.А., литературный критик, радиоведущая, радио «Культура», г. Москва

За ответом на этот вопрос участники Марафона пришли на лекцию «Информационно-методическое обеспечение реализации требований ФГОС средствами УМК Объединенной издательской группы «Дрофа»–«Вентана-Граф». Электронные формы учебников».

Получив содержательные комментарии, они смогут в дальнейшем помочь коллегам-педагогам сделать оптимальный выбор в большой палитре современных УМК.

Ведущий подчеркнул, что все представленные учебники есть в федеральном перечне. Линии учебников завершены, чтобы учитель видел, как развивается и чем завершается курс.

Составители учли, что сегодняшние дети зачастую плохо понимают прочитанное. Поэтому авторы особенно тщательно прорабатывали тексты, добиваясь четкости, компактности, методической выверенности. Электронный вариант учебника тоже учитывает потребности учеников и педагогов.

Олег Соколов подробно охарактеризовал пособия, предназначенные для начальной школы, ведь именно от этого этапа во многом зависит вся траектория образования ребенка. Ведущий отметил их особенности и наиболее сильные стороны.

По мере обсуждения систем УМК для основного и среднего образования – «Алгоритм успеха» и «Вертикаль» – то и дело завязывался оживленный диалог с залом по поводу возвращения зарекомендовавших себя авторитетных авторов. Например, весть о выходе нового учебника В.В.Бабайцевой была встречена с энтузиазмом.

Ведущий, представляя пособия, пояснял, чем интересны иллюстративный материал и логика построения курса, какие ученические компетенции развиваются при выполнении упражнений. Ведь даже тексты задач (с какой скоростью двигались войска Наполеона?) могут вызывать интерес и работать на интеграцию учебных предметов.

Одним словом, библиотекари, вернувшись в свои школы, смогут подробно проконсультировать учителей: как сориентироваться в многообразии пособий и работать с выбранным УМК, чтобы реализовать наибольшее количество заложенных в нем возможностей.

Однако собрать большое количество важной информации недостаточно. Нужно уметь преподнести ее слушателям. Этому искусству был посвящен мастер-класс «Как говорить с читателем, чтобы быть услышанным или Что такое современный обзор литературы» Ксении Молдавской, литературного критика, ведущей радио «Культура». Она поделилась с коллегами секретами подготовки успешного устного выступления. Например, хорошо бы для начала задать себе простые вопросы: кто те люди, к которым я обращусь; зачем это им; зачем это нужно мне. А во время выступления опытный рассказчик старается избежать нескольких ошибок. Нельзя забалтывать тему, «тупить», ходить по кругу, забыв, о чем начал говорить. Непревзойденной иллюстрацией подобного стиля речи был и остается Швейк. Столь же раздражающим для слушателей становятся заигрывание и панибратство. И наконец, нужно уметь говорить от себя, но так, чтобы тебя «было не слишком много».

Эти рекомендации, безусловно, пригодятся тем участникам, которые попробуют использовать опыт Марии Климовой, которым она делилась на мастер-классе «Проживание книги. Создание события как способ привлечения к чтению». Мария Геннадьевна, координатор проектов Универсальной библиотеки ОИЯИ им. Д.И.Блохинцева, г. Дубна, рассказывала о том, как выстраивать взаимодействие взрослых и детей с помощью художественного текста. Организаторы представили ее не как библиотекаря, а как психолога, и то, что она делает – «не технология, а эксклюзив, который передается изустно от человека к человеку». Ведущая рассказала о тех формах праздников, дискуссий, игр, которые привлекают родителей и ребят со всего города и позволяют найти подход к читателям, начиная с четырех лет. Наверное, один из секретов состоит в том, чтобы сделать чтение привлекательным, веселым, захватывающим.

Этот подход перекликался с тем, что рассказывал на мастер-классе «Расскажи мне! Методика работы с книгой и чтением по А.Чамберсу» Алексей Олейников, писатель, учитель литературы московской школы «Ковчег XXI». Он в живом диалоге с аудиторией показывал, как разбудить в ребенке читателя. Приглашенные на сцену участники почувствовали на себе и продемонстрировали коллегам, как может выстраиваться напряженно-увлекательный диалог на материале давно известного произведения – рассказа «Каштанка». Реагируя на вопросы ведущего, они честно задумывались, формулировали свое мнение, вступали в диалог, сами задавали вопросы. Ни срежиссировать, ни предугадать пошагово подобный многослойный и прихотливый разговор невозможно. Тем, кто захочет освоить этот тонкий, свободный, истинно педагогический жанр, пригодятся советы и схемы Чамберса. Впрочем, сам Алексей, улыбаясь, признался: «Я плохой учитель, схеме в точности не следовал». Впрочем, аплодисменты, прозвучавшие в конце встречи, и множество вопросов в перерыве безусловно свидетельствовали: никакая схема не заменит полностью интуицию и мастерство педагога, когда имеешь дело с такими живыми субъектами, как ребенок, школа и книга.

Елена Куценко


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Информационно-методическое обеспе­чение реализации требований ФГОС средствами УМК Объединенной издательской группы «Дрофа»-«Вентана-Граф». Электронные формы учебников [3116]

СОКОЛОВ О.И., ведущий методист Объединенной издательской группы «Дрофа–Вентана»

[Мероприятие 3]

Мастер-класс

Расскажи мне! Методика работы с книгой и чтением по А.Чамберсу [3173]

ОЛЕЙНИКОВ А.А., писатель, учитель литературы школы «Ковчег XXI», г.Москва

[Мероприятие 4]

Группа компаний «Аверс»

Лекция

Электронная библиотека» – инструмент образовательной системы стандартов нового поколения [3174]

ВИНОГРАДОВА М.И., руководитель проекта «Аверс: Библиотека»

 54 10%
 334 65%
 128 25%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 2]

Издательство «Национальное образование»

Лекция

Проекты издательства «Национальное образование» как комплексное решение для системы управления и оценки качества образования в современной школе [3117]

БРЫНДИНА О.Н., руководитель Группы методического сопровождения издательства «Национальное образование»

[Мероприятие 5]

Мастер-класс

Проживание книги. Создание события как способ привлечения к чтению [3175]

КЛИМОВА М.Г., библиотекарь, координатор проектов Универсальной библиотеки ОИЯИ им. Д.И.Блохинцева, г. Дубна

[Мероприятие 6]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Информационно-просветительская деятельность школьного библиотекаря в условиях изменеия ФПУ [3176]

КОЛОКОЛОВА Н.И., ведущий методист отдела образовательных проектов издательства «Просвещение»

 6 ≤ 1%
 307 64%
 166 35%
13:45

15:00
[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Издательство «Просвещение» образовательному сообществу: новые продукты и сервисы [3177]

КОЛОКОЛОВА Н.И., ведущий методист отдела образовательных проектов издательства «Просвещение»

[Мероприятие 8]

Мастер-класс

Как говорить с читателем, чтобы быть услышанным или Что такое современный обзор литературы [3206]

МОЛДАВСКАЯ К.А., литературный критик, радиоведущая, радио «Культура», г. Москва

 61 13%
 423 87%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии