Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

01 апреля 2016 г.

Московский педагогический государственный университет

День учителя информатики  Программа дня

Всего участников: 258

Репортаж

День прошел спокойно и конструктивно. Примета дня – большинство учителей не из Москвы, видимо, марафон для них – средство повидать авторов учебников, по которым работают.


О новых линейках учебников информатики для основной и старшей школы
БОСОВА Л.Л., д.п.н., главный научный сотрудник ФИРО, заслуженный учитель РФ, автор УМК «Информатика» для 5–9 классов ФГОС ФП


Пути достижения качества предметных результатов по информатике с учетом раннего изучения предмета
РУДЧЕНКО Т.А., член авторского коллектива УМК «Информатика. 1–4»


О результатах Национальных исследований качества образования в сфере ИТ в 8-9 классах
СТАНЧЕНКО С.В., руководитель проекта НИКО

Первая же встреча закончилась аплодисментами. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» представило лекцию «О новых линейках учебников информатики для основной и старшей школы, или как создать школьникам условия для успешной сдачи ЕГЭ». Ведущая — Людмила Босова, д.п.н., главный научный сотрудник ФИРО, заслуженный учитель РФ, автор УМК «Информатика» для 5-9 классов ФГОС ФП.

Учебники Людмилы Леонидовны выверены ее собственной практикой, поэтому, о чем бы она ни рассказывала, приговаривала: «Программу каждый строит для себя сам, я тоже делаю по-своему, и рассказываю, что выбираю я». То есть — никаких догм и образцов, только реальность, в которой работает конкретный учитель: что он сам любит, что лучше умеет, какие у него дети:

— В нашем УМК есть все, вы выбираете, что вам надо, — вы стратегию придумываете.

Сама Людмила Босова в преподавании информатики опирается на математику и уверена, что способность к вероятностному прогнозированию — важнейший признак современного человека. К примеру, учителя информатики: часов мало, навыки отрабатывать некогда, да и не везде теперь информатика ведется — значит, надо строить компактные тематические модули сообразно возможностям.

— Планируем, чему можно научить (база), думаем, как дать возможность научиться сильным ученикам. Один из способов оптимизации практики — работа с КИМами.

Было показано, как можно «рифмовать» задания ОГЭ и ЕГЭ, и какой получать эффект от сближений. В общем, ищите красивые задачи или делайте красивыми привычные!

— Главное — нельзя показывать ученикам, что работа, которую они делают, не важна для вас, нет, вам — интересно!

Конкурсы Людмила Босова рассматривает как мотивирующую составляющую школьного обучения, очень советует участвовать… а лучший — международный «Бобёр».

В то же время лектор с грустью заметила: «Всё больше сложных подкрученных заданий на экзаменах! Разработчики развиваются, а ученики-то приходят к нам на малое время со своей человеческой целью».

Были даны ссылки на ресурсы: Центр непрерывного математического образования, затем — www.eduniko, где подборка блестящих задач, собственный сайт Людмилы Леонидовны тоже может быть ресурсом, поскольку там идет многолетний учительский конкурс уроков «с изюминкой». Рекомендована книга «Игры и стратегии с точки зрения математики» — автор А.Шень и электронные учебники Антонова.

Издательство «Просвещение» инициировало лекцию «Пути достижения качества предметных результатов по информатике с учетом раннего изучения предмета», читала Татьяна Рудченко, член авторского коллектива УМК «Информатика. 1-4».

Понятно, это не столько про математику, сколько про азы мышления. Если их нет, этим придется заниматься в 7-8 классах, когда информатика начнется. Но что все-таки значит — дети готовы к курсу информатики в средней школе?

Пролистывая на экране яркие страницы учебника для маленьких, Татьяна Рудченко показывала, как ненароком вводится системно-деятельностный подход, и дело не в бусиках-камешках, а в интересных заданиях, принуждающих искать способы выполнения. Это был самый сильный момент лекции:

— Все знают, что дети должны искать способы сами, но не все понимают, что обязательное условие — рассматривать много-много случаев, тогда навык приходит сам собой, пусть ребенок и не может его сформулировать, но мы видим: есть! Процесс накопления имплицитного опыта неизбежен, надо сначала много-много всего поделать!

В этот день опять говорили о задачах, в которых правильных решений много. О задачах нелогичных и о задачах бессмысленных. Вот малые дети могут это объяснять, оказывается. Отличать истинное утверждение от ложного. Перетолковывать слова, толкуемые неправильно. Если у них ведут информатику, конечно. К сожалению, такой предмет в началке есть только в 50% школ.

— Даем базу мышления, учим работать по правилам, — говорила Татьяна Рудковская.

На сайте Института новых технологий вы найдете и планирование, и уроки на компьютере в начальной школе по учебникам Рудковской и Семенова.

Счастливыми выглядели учителя, возвращающиеся с мастер-класса «Объединяем алгоритмику и информационные технологии для школьников 3-6 классов», ведущая — Елена Вовк, заместитель директора Учебного центра факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова.

— Что, что там было?

— Очень интересно! Нам помимо науки давали алгоритмы успокаивания детей перед началом урока — через деятельность: разрезать лист бумаги А4 так, чтобы получилось отверстие, в которое можно поместить трех человек… или связать веревочку без помощи пальцев. Мы-то думали, такое для конкурсов, а ведь на уроке всякое бывает, чем ругаться, лучше менять ситуацию.

Заключительная лекция дня была для всех участников марафона — «О результатах Национальных исследований качества образования в сфере ИТ в 8-9 классах» — ее провел Станченко Сергей Владимирович, руководитель проекта НИКО.

Собственно, с этого стоило начать: национальное тестирование набирает обороты! Уже два года ведутся исследования реального уровня знаний и умений школьников по разным предметам. Национальное тестирование, во-первых, не массовое (это выборка), во-вторых, оно не задевает интересы учеников и учителей, то есть не служит средством для принятия управленческих решений. Пока проверяют среднюю школу, начальную уже проверили. Что проверяют? А как в ФГОС написано: знания умения и компетенции, необходимые для жизни и дальнейшего обучения. Что же констатируют? Исследования по математике в 5-7 классах, например, демонстрируют убыль качества знаний от года к году. Так задачи на площадь в 4 классе решали 43%, а в 7 классе — 26% от общего числа участников. Почему? Принято хвалить учителей началки и ругать предметников. Однако что же хорошего в том, что дети не могут «идти сами» без опоры в лице привычного учителя?

Что до информатики — исследовали 8 и 9-е классы. Картина грустная. Во-первых, за год обучения предмету не только не происходит прироста, наметилось снижение компетенций. Во-вторых, 56% девятиклассников отказались делать практическую часть, в которой предусмотрен выбор задания (против 23% в 8-м). Похоже, знания по информатике дети приносят из жизни, а школа умудряется их уменьшить?

А теперь барабанная дробь: исследование включало анкетирование, был вопрос о доступности интернета. Так вот, доступ к интернету в школе есть только у 60% учеников. Остальные могут им пользоваться только вне школы.

— Что у них там за информатика? — вопрошал лектор.

А хотелось спросить, до каких пор учителя будут бояться интернета в школе и воспринимать гаджеты как личных врагов?

Людмила Кожурина


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

О новых линейках учебников информатики для основной и старшей школы, или как создать школьникам условия для успешной сдачи ЕГЭ [3087]

БОСОВА Л.Л., д.п.н, заслуженный учитель РФ, автор УМК по информатике для основной и старшей школы., зав. кафедрой МПГУ, главный научный сотрудник Федерального института развития образования

[Мероприятие 4]

НОЧУ «Институт новых технологий»

Семинар

Используем LMS и системы управления мобильными устройствами в образовательной практике [3317]

ХАРШИЛАДЗЕ В.А., методист «Института Новых технологий»

 21085%
 3815%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 2]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Пути достижения качества предметных результатов по информатике с учетом раннего изучения предмета [3088]

РУДЧЕНКО Т.А., член авторского коллектива УМК «Информатика. 1–4»

[Мероприятие 5]

ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Объединяем алгоритмику и информационные технологии для школьников 3-6 классов [3320]

ВОВК Е.Т., зам. директора Учебного центра факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

 14165%
 7635%
13:45

15:00
[Мероприятие 3]

Лекция

О результатах Национальных исследований качества образования в сфере ИТ в 8-9 классах [3254]

СТАНЧЕНКО С.В., к.ф.-м.н., руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования ФГБУ ФИОКО

 222100%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии