Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

30 марта 2016 г.

Московский педагогический государственный университет

День учителя химии  Программа дня

Всего участников: 238

Репортаж

В этот день перед химиками стоял непростой выбор: заняться насущной проблемой ЕГЭ или подумать о том, как разнообразить учебный процесс?


Особенности ЕГЭ-2016 по химии и стратегия подготовки к экзамену
МЕДВЕДЕВ Ю.Н., к.х.н., профессор кафедры общей химии МПГУ, член редколлегии журнала «Химия в школе»


Новые задания ЕГЭ–2016 по химии
ДОРОНЬКИН В.Н., к.х.н., доцент кафедры химии РГУПС, автор пособий по химии, руководитель направления «Химия» издательства «Легион, является лауреатом Всероссийской выставки «Золотой фонд отечественной науки» РАЕ

– У тебя кто-нибудь сдает? Тогда иди к Доронькину, – то и дело слышалось в кулуарах.

Действительно, большинство педагогов начали день с лекции доцента кафедры химии РГУПС Владимира Николаевича Доронькина. Тема лекции – «Новые задания ЕГЭ-2016 по химии». Заданий этих – бесчисленное множество. Вроде все знакомо, а вопрос ставится по-новому. Раньше можно было догадаться, какие элементы вписать в формулу, а теперь – пиши формулу целиком. Раньше выбирали один ответ – теперь сколько угодно. Задания на сопоставление вещества и продуктов реакций написаны словами: проверить, насколько ученики владеют понятийным аппаратом.

Особое внимание аналитическим заданиям: дана цепочка превращений, известно начальное и конечное вещество, а как получили – придется разбираться пошагово, причем чаще всего решать «с хвоста», по выражению самого Доронькина.

– Ученик должен вспомнить общие свойства веществ, проверить кое-что реакцией обмена. В общем, эти задания систематизируют знания.

Из зала звучат уточняющие вопросы: с каким катализатором проходит реакция? Почему не указана температура, при которой проходит опыт?

– А это мое право составителя учебника! – полушутя-полусердито отвечает Доронькин, – Хочу ставлю температуру, хочу не ставлю. Хочу указываю, какой катализатор, хочу умалчиваю. Не ждите от меня упрощения – кое-что и сами должны додумать.

Тему ЕГЭ продолжил профессор кафедры химии МПГУ Юрий Николаевич Медведев на лекции «Особенности ЕГЭ-2016 по химии и стратегия подготовки к экзамену». Лектор сразу обратился к статистике:

– «Базу» по химии в 2015 году сдавали прилично, кроме заданий на свойства простых веществ. Каждый год по этой теме «срезается» треть сдающих. Простая тема, а не учат!

Юрий Медведев показал собравшимся примеры и действительно «опасных» задач:

– Если бы не я был одним из составителей этого билета, я бы погрозил составителям пальцем: сложный же вопрос, приближается по уровню к части С. Но раз не нужно записывать уравнение реакции – значит, это просто углубленная «база», бывший вопрос B5.

«Изюминка» лекции – подборка скриншотов реальных работ выпускников. На их примере Медведев показал, каким образом можно доказать, что ты компетентен в химии:

– Слово «восстановитель», конечно, написано с двумя ошибками, зато все формулы написаны правильно. Если есть структурная формула, а молекулярную ученик написать забыл – все равно ставим высокий балл! А вот если наоборот – нужно снижать.

Или вот восстановленная цепочка химических реакций, задание части С: ни одна формула не написана идеально правильно, но логика присутствует.

– Я лично поставлю за это балл – но это не правильное мнение, а мое! – смеется профессор, и учителя облегченно смеются в ответ: если их детей будут оценивать так, то не все так страшно.

Традиционно, лекция профессора Олега Сергеевича Габриеляна прошла оживленно:

– В России три беды – дураки, дороги и ФГОС, причем последний был введен исключительно с благими намерениями.

Лекция «Реализация требований ФГОС средствами УМК по химии. Особенности преподавания химии в старших классах» была посвящена в первую очередь тому, какие изменения претерпел популярный среди учителей УМК Габриеляна. По мнению автора, требования ФГОС – это революция:

– Но если уж революция, то пусть она будет не кровавой, а бархатной. Ведь во времена кровавой революции французы гильотинировали лучших людей, даже химиков…

Учителя выяснили, что в целом курс Габриеляна остался вполне узнаваемым: переучиваться не придется. Изменился только антураж, иллюстрации, да еще в учебник девятого класса был включен курс органики: против воли автора, но без этого сложно было бы получить министерский гриф.

Не обошлось и без презентации интерактивных учебных пособий. Успешные заслуженные учителя Ольга Евгеньевна Рыбникова (гимназия 1257) и Антонина Васильевна Гурова (школа 547) прочитали лекцию «Включение содержания интерактивных учебных пособий «Экзамен-медиа» в рабочую программу по химии».

По мнению выступающих, «Наглядная химия» издательства «Экзамен-медиа» делает зримым незримое, к тому же заметно экономит время для подготовки учителя к урокам: интерактивный задачник, периодическая система, видеофильмы с новым материалом – все в одном.

Просмотрев и разобрав десятки слайдов, учителя пришли к выводу: по факту все то же самое, что тридцать лет назад мы писали от руки на доске. Только здесь все в динамике, красиво, и руки от мела не пачкаются. Хотя, вместо фото стакана с подписью, что в нем раствор поваренной соли, хотелось бы применить на уроке обычный, «живой» стакан.

Вниманию аудитории была предложена видеозапись опыта с электролитами: электроды опускают в четыре разных раствора и следят за тем, загорится ли лампочка.

– Эх, лучше бы они сами руками все сделали, а то не усвоят, – возмущались молодые учителя. – Все-таки виртуальная лаборатория – это суррогат.

– Может и суррогат, – соглашались опытные педагоги. – Только времени на уроках нет, готовить кабинет сложно, а кое-кто в музучилище учиться, там детям ни жечься, ни порезаться нельзя…

Новый курс пригодится, если вам внезапно назначили замену: можно быстро дать детям полноценный урок. А короткий фильм о том, как сернистый газ влияет на окраску цветов, сохранит здоровье детям: не стоит их травить лишний раз настоящими веществами.

Ярким заключительным аккордом этого дня стало выступление доктора педагогических наук Алексея Анатольевича Журина. Тема лекции – «Современный урок в информационно-образовательной среде», а значит, нужно первым делом разобраться, что такое современный урок:

– У нас все осовременивание сводится к использованию цифровых технологий. Но если просто использовать диск, современного урока не получится!

Официальные методические требования Алексей Анатольевич Журин отказывается принимать на веру. Урок должен быть проблемным – а если это самый первый урок, и мы говорим о предмете науки? Зачем нам здесь проблемность? На уроке должно быть как можно меньше репродукции – а как тогда научить детей решать задачи? Учитель должен показывать на уроке свое педагогическое искусство – то есть, нужно всегда быть артистом? А на контрольной как же?

В итоге, настоящий современный урок – это урок про жизнь, про практику. Вот если бы можно было прямо в параграф учебника вставлять живые примеры! Например, говоришь ты о взрывоопасности водорода – и тут же показываешь детям видеохронику о крушении дирижабля в 1937 году! Вот это и наглядно, и страшно, и убедительно.

Журин предлагает «складывать» урок из пяти составляющих: организация деятельности, актуализация знаний, передача знаний и умений, закрепление и мониторинг. Брать в любых пропорциях, в зависимости от назначения конкретного урока.

И самое главное – быть живым примером! В качестве доказательства приводит еще один пример: молодой педагог проводит с детьми лабораторную работу, долго повторяет с ними правила техники безопасности, а потом берет медную проволоку голыми руками и окунает ее в кислоту!

– Можно много хороших слов говорить на уроке, но ученик запомнит твои действия. И если они противоречат словам – победит негативный наглядный пример, – заметил Журин.

Так пусть побеждает пример – наглядный и позитивный!

Александра Чканикова


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Включение содержания интерактивных учебных пособий «Экза­мен-Медиа» в рабочую программу по химии [3078]

РЫБНИКОВА О.Е., заслуженный учитель РФ, почётный работник общего образования РФ, ГБОУ гимназия № 1257;
ГУРОВА А.В., почётный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Приоритетный национальный проект «Образование», учитель высшей категории, ГБОУ школа № 547

[Мероприятие 4]

Издательство «Легион»

Лекция

Новые задания ЕГЭ–2016 по химиии [3158]

ДОРОНЬКИН В.Н., к.хим.н., доцент РГУПС, автор пособий по химии издательства «Легион»

 3314%
 20286%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 2]

Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Реализация требований ФГОС средствами УМК по химии. Особенности преподавания химии в старших классах [3079]

ГАБРИЕЛЯН О.С., к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор УМК по химии для общеобразовательных школ

[Мероприятие 5]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Особенности ЕГЭ-2016 по химии и стратегия подготовки к экзамену [3196]

МЕДВЕДЕВ Ю.Н., к.хим.н, профессор кафедры общей химии МПГУ, научный сотрудник ФИПИ, член редколлегии журнала «Химия в школе»

 6129%
 15271%
13:45

15:00
[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Современный урок в информационно-образовательной среде «Сферы. Химия (8-9)» [3080]

ЖУРИН А.А., д.п.н., автор УМК «Сферы» издательства «Просвещение»

[Мероприятие 6]

Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по химии [3215]

ЕРЕМИН В.В., профессор химического факультета МГУ им. Ломоносова

 4621%
 17679%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии