Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

26 марта 2016 г.

Московский педагогический государственный университет

День учителя начальной школы (день 2-й)  Программа дня

Всего участников: 833

Репортаж

Народу во второй День пришло больше, чем в первый (суббота?), и в фойе было не протолкнуться, а вот в аудиториях – по-разному. Многолюдно – если тема «нужная», то есть помогает учителю соответствовать новым требованиям к нему.


Контроль учебных достижений младших школьников в предметной области «Окружающий мир»
СКВОРЦОВ П.М., к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ, методист МЦКО, почётный работник общего образования РФ

Например, Елена Васильевна Волкова, учитель начальных классов ГБОУ Школа №1374 давала рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по предметам русский язык и математика. Главное — не волноваться и не запугивать родителей и детей: «Мы просто показываем, чему научились, это не конкурс. Пишем в обычном режиме». Примерные задания есть на портале самой ВПР и на Статграде. А вот приготовить детей к незнакомой обстановке — стоит. Например, позвать в свой класс коллегу, чтобы она подиктовала текст.

Однако учителей в ВПР больше волнует предмет окружающий мир. Там задания не настолько алгоритмизированы, как в русском и математике, и УУД проверяются как раз там. Лекцию о контроле учебных достижений младших школьников в предметной области «Окружающий мир» (всероссийская проверочная работа) провел Павел Михайлович Скворцов, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ, методист МЦКО. Ученый рассказывал об основаниях разработки системы контроля, разъяснял, чем важны задания с выбором ответа и почему от них не стоит отказываться (достоверно отделяют минимальный порог знаний и указывают на резерв качества — к тому же быстрая проверка). Но этого явно недостаточно: «соль смешивается с землей», по образному определению лектора. И дальше — о значимости других видов проверки: уровневые задания, «краткий ответ», «выбор», «на соответствие», «на восстановление последовательности», «закончить предложение» … в общем, побольше заданий, красивых и разных. Что до ВПР, то задания по окружающему миру находятся в процессе формирования.

Неопределенность заставляет учителей переживать, и они идут искать ответ к другому лектору. Елена Алексеевна Крючкова, к.п.н., старший научный сотрудник института стратегии развития образования РАО, автор курса «Окружающий мир» провела занятие на тему «Окружающий мир» в системе УМК «Школа России». Ресурсы комплекта, методические особенности, взгляд в будущее». Речь шла о самом популярном в школах УМК А.А. Плешакова, об обновленном комплекте материалов, в частности — рабочих тетрадях, в которых преобладают творческие, а не тестовые задания: «Родители уже стонут от обилия тестов по типу ОГЭ, спрашивают, где развитие речи, где изучающее чтение». По мнению лектора, использование электронного приложения спасет ситуацию: там представлен максимально широкий мультимедиа-материал, который поможет детям вести проекты разных форм и в разном составе. В конце концов, уверяла Елена Крючкова, главная методическая рекомендация — беречь здоровье детей.

А что это значит? Это ведь когда интересно! Когда ты сам, сам и не замечаешь утомления. Ирина Викторовна Иванова, учитель школы №1566 «Марьинская гимназия с кадетскими классами памяти Героев Сталинградской битвы» знакомила участников Марафона с диагностикой предметных достижений учеников начальных классов с помощью интерактивных тестов серии «Интерактивные учебные пособия. Сетевая версия. Тесты. Начальная школа». Главный мессидж — умейте спрашивать по-умному, тогда получите умных собеседников. В нашей стране пока мало занимаются искусством задавания вопроса (спрашиваем по методичке?). Но специалисты по критическому мышлению (КМРЧ) в этом преуспели: поделили вопросы на «толстые» и «тонкие» (с однозначным ответом). «Толстые» развивают и направляют. Продуктивность задания «придумайте по теме урока парочку «толстых» вопросов» трудно переоценить при изучении окружающего мира и для чтения: «Дети раскрываются, разговаривают, обсуждают...».

То есть на круг выходило, что УУД никак иначе не развить, как через детскую инициативу и сотрудничество. Раскрывая тему «Оценка достижения планируемых результатов: подходы и инструменты», Светлана Яковлева, к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова, делала упор на технологиях работы в группах: развернутая коммуникация возникает здесь, она продуцирует рефлексию. Были представлены соответствующие задания. «Ребенок должен понимать, что он делает и зачем, какие практические жизненно важные задачи решает … это тоже предмет оценки», — считает она. В этой связи рассуждение о ребенке, который получает пятерки и при этом абсолютно не развивается, то есть не выходит в зону ближайшего развития, многим показалось неожиданным. В проекции на учителя — нельзя сидеть в зоне комфорта, надо рисковать (больше доверять детям). Без этого УУД — слова на бумаге.

Своевременные мысли в одиночку не ходят, и лекция « Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. Методика обучения грамотности в начальной школе» была прочитана Ольгой Васильевной Узоровой, учителем-практиком, автором Федеральных учебников и пособий начального школьного и дошкольного образования. И это опять про интерес: задания с провокациями, «спасительные книжечки» накануне тематической контроля, мозговой штурм в групповой работе («Это сегодня самое-самое!»). Правда, учителя вносили некоторое отрезвление: «это какой возраст»… «это на сколько минут». Регламент, регламент, регламент….

Притом что в этот День звучало и нечто сногсшибательное. На занятии «Последняя информационная революция и информатика в начальной школе» Наталья Владимировна Матвеева, к.п.н., старший научный сотрудник ИОСО РАО, автор УМК «Информатика» для 2-4 классов», говорила об эффективности косвенного обучения: совсем не обязательно «долбить и додалбливаться», довольно показать цель и дать язык понимания — ребенок сам найдет способ. А Николай Кочетков, кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии МГППУ, в разговоре об интернет-зависимости у детей начальной школы (минусы и плюсы) научно обосновал бесполезность прямого лобового воздействия на ребенка. Оказывается, поощрение деятельности (любыми фишками) приводит к тому, что эта деятельность перестает быть интересной, и ребенок в ней угасает. «Гипермотивация», по-научному. Гасит интерес и смещение мотива на цель, то есть когда радость от детского «получилось» взрослые переводят в «давай-делай-давай-еще-еще».

Но к финалу. Живых красок, радости тепла добавили этому Дню художники и писатели.

Занятие «Изображение человека: реализация требований ФГОС на уроках изобразительного искусства в начальной школе» провели Ольга Скуратова, к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ, и Татьяна Сапожникова. Больше смотреть, давать рисовать, делать выставки детских работ — но и повышать свою изобразительную грамотность, если ты не специалист, а предмет ведешь. И повышали, учились… ведь без ИЗО детям нельзя.

Издательство «Самокат» в лице своего шеф-редактора Ольги Патрушевой представило опыт проектной и внеурочной деятельности с использованием книг: программа «На «Самокате» по начальной школе». Нам показали новые интересные книжки, не только художественные, например, книга Чандеса «Расскажи. Читаем думаем спорим» адресована взрослым, не безразличным к детскому чтению. Подробно рассказали о проектах, в которых можно принять участие всем классом, и пригласили на экскурсии в издательство. Оказывается, можно договориться об экскурсии с эксклюзивными целями (про что вы хотите). Так что — вперед: info@samokatbook.ru

Людмила Кожурина


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Диагностика предметных достижений учеников начальных классов с помощью интерактивных тестов серии «Интерактивные учебные пособия. Сетевая версия. Тесты. Начальная школа» [3062]

ИВАНОВА И.В., учитель высшей категории, лауреат гранта Москвы в области образования и науки, ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы»

[Мероприятие 2]

Издательство «Интеллект-Центр»

Лекция

Контроль учебных достижений младших школьников в предметной области «Окружающий мир». Всероссийская проверочная работа [3063]

СКВОРЦОВ П.М., к.п.н, руководитель городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе» Московского центра качества образования; член методической комиссии по биологии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ); доцент кафедры методики преподавания биологии МИОО

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Окружающий мир» в системе УМК «Школа России». Ресурсы комплекта, методические особенности, взляд в будущее [3064]

КРЮЧКОВА Е.А., к.п.н., старший научный сотрудник института стратегии развития образования РАО, Центр социально-гуманитарного образования, автор курса «Окружающий мир»

[Мероприятие 7]

Лекция

Интернет-зависимость у детей начальной школы: минусы и плюсы [3190]

КОЧЕТКОВ Н.В., к.психол.н., доцент факультета социальной психологии МГППУ

 14718%
 42050%
 13817%
 12515%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

УМС «Планета знаний» как средство формирования УУД младших школьников в едином образовательном пространстве. Контроль и оценка достижений планируемых результатов развития младших школьников [3065]

КАЛИНИНА О.Б., заслуженный учитель РФ, лауреат Премии мэра Москвы, автор учебников, методических и дидактических материалов, предметная линия «Русский язык» УМК «Планета знаний»

[Мероприятие 8]

Лекция

Оценка достижения планируемых результатов: подходы и инструменты [3191]

ЯКОВЛЕВА С.Г., к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова

[Мероприятие 9]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе по предметам русский язык и математика [3192]

ВОЛКОВА Е.В., учитель начальных классов «Многопрофильная Школа №1374», высшей квалификационной категории, победитель конкурса «Мое призвание-учитель», лауреат конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Самый классный классный», председатель Ассоциации УНК города Москвы

[Мероприятие 11]

Издательство «АСТ»

Лекция

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. Методика обучения грамотности в начальной школе [3315]

УЗОРОВА О.В., учитель-практик высшей категории, педагогический стаж работы более 25 лет, автор Федеральных учебников и более 700 учебных пособий начального школьного и дошкольного образования

 233%
 11815%
 26934%
 38248%
13:45

15:00
[Мероприятие 5]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Последняя информационная революция и информатика в начальной школе [3066]

МАТВЕЕВА Н.В., к.п.н., старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО), автор УМК по информатике для 2‒4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции, член Федерального экспертного совета Минобразования РФ, награждена почетной грамотой Министерства образования РФ

[Мероприятие 6]

Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Планирование и контроль формирования универсальных учебных действий [3067]

РЫДЗЕ О.А., к.п.н., автор учебников и учебных пособий системы УМК «Начальная школа ХХI века» корпорации «Российский учебник», старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
КУЗНЕЦОВА М.И., д.п.н., почётный работник образования, автор учебников и учебных пособий системы УМК «Начальная школа ХХI века» корпорации «Российский учебник», ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член национальной группы по проведению исследования PIRLS, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

[Мероприятие 10]

Лекция

Изображение человека: реализация требований ФГОС на уроках изобразительного искусства в начальной школе [3193]

СКУРАТОВА О.Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ;
САПОЖНИКОВА Т.Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник

[Мероприятие 12]

Издательство «Самокат»

«На «Самокате» по начальной школе» (проектная и внеурочная деятельность с использованием книг) [3319]

ПАТРУШЕВА О.К., шеф-редактор ИД «Самокат»

 11214%
 45257%
 11815%
 10714%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии