26 марта 2016 г.

Московский педагогический государственный университет

День учителя начальной школы (день 2-й)  Программа дня

Всего участников: 833

Репортаж

Народу во второй День пришло больше, чем в первый (суббота?), и в фойе было не протолкнуться, а вот в аудиториях – по-разному. Многолюдно – если тема «нужная», то есть помогает учителю соответствовать новым требованиям к нему.


Контроль учебных достижений младших школьников в предметной области «Окружающий мир»
СКВОРЦОВ П.М., к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ, методист МЦКО, почётный работник общего образования РФ

Например, Елена Васильевна Волкова, учитель начальных классов ГБОУ Школа №1374 давала рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по предметам русский язык и математика. Главное — не волноваться и не запугивать родителей и детей: «Мы просто показываем, чему научились, это не конкурс. Пишем в обычном режиме». Примерные задания есть на портале самой ВПР и на Статграде. А вот приготовить детей к незнакомой обстановке — стоит. Например, позвать в свой класс коллегу, чтобы она подиктовала текст.

Однако учителей в ВПР больше волнует предмет окружающий мир. Там задания не настолько алгоритмизированы, как в русском и математике, и УУД проверяются как раз там. Лекцию о контроле учебных достижений младших школьников в предметной области «Окружающий мир» (всероссийская проверочная работа) провел Павел Михайлович Скворцов, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ, методист МЦКО. Ученый рассказывал об основаниях разработки системы контроля, разъяснял, чем важны задания с выбором ответа и почему от них не стоит отказываться (достоверно отделяют минимальный порог знаний и указывают на резерв качества — к тому же быстрая проверка). Но этого явно недостаточно: «соль смешивается с землей», по образному определению лектора. И дальше — о значимости других видов проверки: уровневые задания, «краткий ответ», «выбор», «на соответствие», «на восстановление последовательности», «закончить предложение» … в общем, побольше заданий, красивых и разных. Что до ВПР, то задания по окружающему миру находятся в процессе формирования.

Неопределенность заставляет учителей переживать, и они идут искать ответ к другому лектору. Елена Алексеевна Крючкова, к.п.н., старший научный сотрудник института стратегии развития образования РАО, автор курса «Окружающий мир» провела занятие на тему «Окружающий мир» в системе УМК «Школа России». Ресурсы комплекта, методические особенности, взгляд в будущее». Речь шла о самом популярном в школах УМК А.А. Плешакова, об обновленном комплекте материалов, в частности — рабочих тетрадях, в которых преобладают творческие, а не тестовые задания: «Родители уже стонут от обилия тестов по типу ОГЭ, спрашивают, где развитие речи, где изучающее чтение». По мнению лектора, использование электронного приложения спасет ситуацию: там представлен максимально широкий мультимедиа-материал, который поможет детям вести проекты разных форм и в разном составе. В конце концов, уверяла Елена Крючкова, главная методическая рекомендация — беречь здоровье детей.

А что это значит? Это ведь когда интересно! Когда ты сам, сам и не замечаешь утомления. Ирина Викторовна Иванова, учитель школы №1566 «Марьинская гимназия с кадетскими классами памяти Героев Сталинградской битвы» знакомила участников Марафона с диагностикой предметных достижений учеников начальных классов с помощью интерактивных тестов серии «Интерактивные учебные пособия. Сетевая версия. Тесты. Начальная школа». Главный мессидж — умейте спрашивать по-умному, тогда получите умных собеседников. В нашей стране пока мало занимаются искусством задавания вопроса (спрашиваем по методичке?). Но специалисты по критическому мышлению (КМРЧ) в этом преуспели: поделили вопросы на «толстые» и «тонкие» (с однозначным ответом). «Толстые» развивают и направляют. Продуктивность задания «придумайте по теме урока парочку «толстых» вопросов» трудно переоценить при изучении окружающего мира и для чтения: «Дети раскрываются, разговаривают, обсуждают...».

То есть на круг выходило, что УУД никак иначе не развить, как через детскую инициативу и сотрудничество. Раскрывая тему «Оценка достижения планируемых результатов: подходы и инструменты», Светлана Яковлева, к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова, делала упор на технологиях работы в группах: развернутая коммуникация возникает здесь, она продуцирует рефлексию. Были представлены соответствующие задания. «Ребенок должен понимать, что он делает и зачем, какие практические жизненно важные задачи решает … это тоже предмет оценки», — считает она. В этой связи рассуждение о ребенке, который получает пятерки и при этом абсолютно не развивается, то есть не выходит в зону ближайшего развития, многим показалось неожиданным. В проекции на учителя — нельзя сидеть в зоне комфорта, надо рисковать (больше доверять детям). Без этого УУД — слова на бумаге.

Своевременные мысли в одиночку не ходят, и лекция « Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. Методика обучения грамотности в начальной школе» была прочитана Ольгой Васильевной Узоровой, учителем-практиком, автором Федеральных учебников и пособий начального школьного и дошкольного образования. И это опять про интерес: задания с провокациями, «спасительные книжечки» накануне тематической контроля, мозговой штурм в групповой работе («Это сегодня самое-самое!»). Правда, учителя вносили некоторое отрезвление: «это какой возраст»… «это на сколько минут». Регламент, регламент, регламент….

Притом что в этот День звучало и нечто сногсшибательное. На занятии «Последняя информационная революция и информатика в начальной школе» Наталья Владимировна Матвеева, к.п.н., старший научный сотрудник ИОСО РАО, автор УМК «Информатика» для 2-4 классов», говорила об эффективности косвенного обучения: совсем не обязательно «долбить и додалбливаться», довольно показать цель и дать язык понимания — ребенок сам найдет способ. А Николай Кочетков, кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии МГППУ, в разговоре об интернет-зависимости у детей начальной школы (минусы и плюсы) научно обосновал бесполезность прямого лобового воздействия на ребенка. Оказывается, поощрение деятельности (любыми фишками) приводит к тому, что эта деятельность перестает быть интересной, и ребенок в ней угасает. «Гипермотивация», по-научному. Гасит интерес и смещение мотива на цель, то есть когда радость от детского «получилось» взрослые переводят в «давай-делай-давай-еще-еще».

Но к финалу. Живых красок, радости тепла добавили этому Дню художники и писатели.

Занятие «Изображение человека: реализация требований ФГОС на уроках изобразительного искусства в начальной школе» провели Ольга Скуратова, к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ, и Татьяна Сапожникова. Больше смотреть, давать рисовать, делать выставки детских работ — но и повышать свою изобразительную грамотность, если ты не специалист, а предмет ведешь. И повышали, учились… ведь без ИЗО детям нельзя.

Издательство «Самокат» в лице своего шеф-редактора Ольги Патрушевой представило опыт проектной и внеурочной деятельности с использованием книг: программа «На «Самокате» по начальной школе». Нам показали новые интересные книжки, не только художественные, например, книга Чандеса «Расскажи. Читаем думаем спорим» адресована взрослым, не безразличным к детскому чтению. Подробно рассказали о проектах, в которых можно принять участие всем классом, и пригласили на экскурсии в издательство. Оказывается, можно договориться об экскурсии с эксклюзивными целями (про что вы хотите). Так что — вперед: info@samokatbook.ru

Людмила Кожурина


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Диагностика предметных достижений учеников начальных классов с помощью интерактивных тестов серии «Интерактивные учебные пособия. Сетевая версия. Тесты. Начальная школа» [3062]

ИВАНОВА И.В., учитель высшей категории, лауреат гранта Москвы в области образования и науки, «Школа №1566 «Марьинская гимназия с кадетскими классами памяти Героев Сталинградской битвы»

[Мероприятие 2]

Издательство «Интеллект-Центр»

Лекция

Контроль учебных достижений младших школьников в предметной области «Окружающий мир». Всероссийская проверочная работа [3063]

СКВОРЦОВ П.М., к.п.н, руководитель городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе» Московского центра качества образования; член методической комиссии по биологии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ); доцент кафедры методики преподавания биологии МИОО

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Окружающий мир» в системе УМК «Школа России». Ресурсы комплекта, методические особенности, взляд в будущее [3064]

КРЮЧКОВА Е.А., к.п.н., старший научный сотрудник института стратегии развития образования РАО, Центр социально-гуманитарного образования, автор курса «Окружающий мир»

[Мероприятие 7]

Лекция

Интернет-зависимость у детей начальной школы: минусы и плюсы [3190]

КОЧЕТКОВ Н.В., к.психол.н., доцент факультета социальной психологии МГППУ

 147 18%
 420 50%
 138 17%
 125 15%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

УМС «Планета знаний» как средство формирования УУД младших школьников в едином образовательном пространстве. Контроль и оценка достижений планируемых результатов развития младших школьников [3065]

КАЛИНИНА О.Б., заслуженный учитель РФ, автор учебников, методических и дидактических пособий курса «Русский язык», 2–4 классы системы УМК «Планета знаний»

[Мероприятие 8]

Лекция

Оценка достижения планируемых результатов: подходы и инструменты [3191]

ЯКОВЛЕВА С.Г., к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова

[Мероприятие 9]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе по предметам русский язык и математика [3192]

ВОЛКОВА Е.В., учитель начальных классов ГБУ многопрофильная школа № 1374, автор пособий по ВПР, МПУ, научный редактор пособий диагностических тестовых работ на основе КЭС, независимый эксперт диагностических работ МЦКО, ВПР

[Мероприятие 11]

Издательство «АСТ»

Лекция

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. Методика обучения грамотности в начальной школе [3315]

УЗОРОВА О.В., учитель-практик высшей категории, педагогический стаж работы более 25 лет, автор Федеральных учебников и более 700 учебных пособий начального школьного и дошкольного образования

 23 3%
 118 15%
 269 34%
 382 48%
13:45

15:00
[Мероприятие 5]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Последняя информационная революция и информатика в начальной школе [3066]

МАТВЕЕВА Н.В., к.п.н., старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО), автор УМК «Информатика» для 2–4 классов ФГОС ФП и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции

[Мероприятие 6]

Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Планирование и контроль формирования универсальных учебных действий [3067]

РЫДЗЕ О.А., к.п.н., ст.н.с. Центра начального общего образования ИСРО РАО;
КУЗНЕЦОВА М.И., к.п.н., старший научный сотрудник ИСРО РАО

[Мероприятие 10]

Лекция

Изображение человека: реализация требований ФГОС на уроках изобразительного искусства в начальной школе [3193]

СКУРАТОВА О.Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ;
САПОЖНИКОВА Т.Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник

[Мероприятие 12]

Издательство «Самокат»

«На «Самокате» по начальной школе» (проектная и внеурочная деятельность с использованием книг) [3319]

ПАТРУШЕВА О.К., шеф-редактор ИД «Самокат»

 112 14%
 452 57%
 118 15%
 107 14%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии