Рейтинг@Mail.ru

25 марта 2016 г.

День учителя начальной школы (день 1-й)  Программа дня

Всего участников: 747

Репортаж

Лекция, с которой обратилась к учителям член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующая Центром начального образования ИСРО РАО Наталья Виноградова, стала настоящим прологом ко всему первому Дню начальной школы. Ведь интересы и запросы учителей, которые работают с самыми маленькими школьниками, на редкость разнообразны: они обеспечивают основы успешности ребят на много лет вперед. Этим запросам как нельзя лучше соответствовала тема лекции: «Особенности построения учебного процесса в начальной школе: от предметных действий к универсальным».


Работа с интерактивной доской с учебными пособиями серии «Наглядная школа» в процессе реализации ФГОС начального общего образования
ИВАНОВА И.В., учитель высшей категории, лауреат гранта Москвы в области образования и науки, «Школа №1566 «Марьинская гимназия с кадетскими классами памяти Героев Сталинградской битвы»


Рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе по предметам русский язык и математика
ВОЛКОВА Е.В., учитель начальных классов ГБОУ Школа №1374, высшей квалификационной категории, победитель конкурса «Мое призвание – учитель», лауреат конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Самый классный классный», председатель Ассоциации УНК города Москвы

Лекция представляла собой органичный сплав нелегкой дидактической науки, методических советов и ярких, эмоциональных примеров из практики. «Сегодня мы, к счастью, вышли за пределы функционала, которым школа ограничивалась с давних времен, когда нужно было лишь научить читать, писать, считать», — так начала свое выступление Наталья Федоровна. И педагогу необходимо проникнуться важностью этого перехода и научиться работать по-новому, достигать метапредметных результатов — тех, что над предметами.

ФГОС второго поколения во многом сложился под влиянием идей Эльконина и Давыдова. Их подход большое внимание уделяет учебной деятельности. Наталья Виноградова пояснила, что для ребенка означает овладение учебной деятельностью. Это значит, что он может сказать: хочу и умею учиться, умею контролировать и оценивать свои действия, умею сотрудничать.

Чтобы ученики начальной школы могли чувствовать себя уверенно в учебной деятельности, им необходимо освоить универсальные учебные действия — последовательные шаги, которые ведут ребенка к решению любой учебной задачи. То есть, педагог кропотливо работает на каждом уроке, выделяя и показывая детям последовательность этих шагов.

Ведущая показала это на примере. Ребенок должен сравнить птиц (снегиря и синицу). Чем они не похожи? — малышам лучше начинать с поиска различий. Чем похожи? Есть ли особенные черты? Освоившись с этим алгоритмом, дети освоят операцию и смогут сравнивать другие понятия и объекты.

Руководствуясь подобным подходом, важно не забывать о возрастных особенностях, напомнила ведущая. И назвала два важных закона жизни ребенка в младшей школе. Первый: ученик познает мир не глазами и ушами, а руками. Он конструирует взаимоотношения с миром. Поэтому существенным компонентом образования должно стать моделирование, работа руками. Наталья Федоровна в качестве иллюстрации рассказала о школе во Вьетнаме. Там дети, изучив новую тему, пишут не в тетради, а на грифельных досках. И показывают не учителю! А другим детям, чтобы исправить ошибки друг у друга. Каждый стирает неправильную букву не только на доске, а прежде всего здесь— Наталья Федоровна показала на свой лоб. Так продолжается до тех пор, пока знание не войдет «через руку». Так происходит и с моделированием— ребенок ощущает содержание нового знания буквально на ощупь.

Второй закон говорит, что младшие школьники могут легко освоить программу, но в разное время. Поэтому при оценивании нужно различать процесс и результат. У нас же часто действует контроль по принципу «поймал и наказал». На самом деле мы должны оценивать результаты, чтобы понять, что я делаю не так и что должен изменить.

Проблема контроля, кстати, необыкновенно актуальна этой весной, ведь скоро первые выпуски начальной школы, работавшие по новому ФГОС, должны показать результаты четырехлетней работы.

Учителя, переживающие по этому поводу, пришли на лекцию учителя русского языка и литературы, отличника народного просвещения, заместителя директора школы № 2097 Ольги Растегаевой «Подготовка к Всероссийским проверочным работам. Система оценки достижения планируемых результатов по русскому языку в начальной школе».

Ведущая постаралась сделать все, чтобы участники встречи «поняли, что ждет четвероклассников в мае и какие инструменты позволят им получить отличные оценки». Она говорила, как и что можно и нужно делать, готовясь к проверочным работам.

И прежде всего учителям необходимо знать об особенностях этого нового мониторинга. Например, не путать его с ЕГЭ и не пугать этим родителей. В целом проверочные работы можно сравнить с годовыми контрольными. Отличие лишь в том, что соблюдается единство подходов к составлению вариантов, работы проводятся в строго определенное время и вводится единая система оценивания.

Похожая тема обсуждалась в соседней аудитории, где учителя собрались на лекцию «Рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе по предметам русский язык и математика», которую читала Елена Волкова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории (ГБОУ Школа №1374), победитель конкурса «Мое призвание — учитель», лауреат конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Самый классный классный», председатель Ассоциации УНК города Москвы. Она напомнила о том, что необходимо своевременно узнавать информацию о предстоящей проверке и сотрудничать с родителями. Участники встречи с особенным вниманием отнеслись к рекомендациям коллеги о том, как можно корректировать текущую работу в классе, чтобы лучше подготовить детей. Аудитории были представлены образцы тренинговых упражнений и анализ самых типичных ошибок — по материалам предварительного мониторинга.

Однако за подготовкой к важным контрольным не нужно забывать о насыщенной и увлекательной жизни ребят-младшеклассников, ведь не одними проверками жива школа. О возможностях педагога в этой области говорила Елена Коннова, учитель высшей категории, победитель конкурса лучших учителей образовательных учреждений в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» на лекции «Внеурочная деятельность: развитие навыков проектной деятельности, достижение метапредметных результатов. Всероссийские проверочные работы: контроль результатов обучения». Она напомнила, что дополнительные 10 часов в неделю помогают в освоении основной образовательной программы. И в то же время дают учителю больший простор для индивидуального подхода. Внеурочные занятия могут стать площадкой для детских проектов и увлекательных занятий по интересам. Кроме того, у малышей появляется дополнительная возможность для адаптации. Они могут комфортно влиться в школьную жизнь, проявить себя. А более старшие ребята в разнообразной образовательной среде находят применение своим способностям

И учителя, разъехавшиеся по школам после насыщенного марафонского дня, несомненно предоставят им такую возможность.

Елена Куценко


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с интерактивной доской с учебными пособиями серии «Наглядная школа» в процессе реализации ФГОС начального общего образования

ИВАНОВА И. В., учитель высшей категории, лауреат гранта Москвы в области образования и науки, ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы»


Издательство «РОСТ»

Лекция

Реализация внеурочной деятельности младших школьников средствами факультативных курсов «Мир моих открытий», «Олимпиадная математика» и «Занимательная математика» в условиях ФГОС НОО

ДУБОВА М. В., к.п.н., доцент, учитель высшей категории;
МАСЛОВА С. В., к.п.н., доцент;
ХОЛОДОВА О. А., учитель высшей категории


Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Разноуровневые задания на уроках математики и русского языка в курсе начального общего образования (Авторские дидактические материалы с DVD)

ПОЛНИКОВА М. Ю., учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369


Издательство «Просвещение»

Лекция

Основы нравственного воспитания в начальной школе. Особенности курса «Окружающий мир», урочная и внеурочная деятельность (УМК «Перспектива»)

методисты центра начального образования

НОВИЦКАЯ М. Ю., к.филол.н., автор учебников и учебных пособий по окружающему миру УМК «Перспектива», учебных пособий по народоведению


Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Особенности построения учебного процесса в начальной школе: от предметных действий к универсальным

ВИНОГРАДОВА Н. Ф., заслуженный деятель науки РФ, д.пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО


 13719%
 9913%
 18124%
 699%
 25835%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Издательство «Интеллект-Центр»

Лекция

Подготовка к Всероссийским проверочным работам. Система оценки достижения планируемых результатов по русскому языку в начальной школе

РАСТЕГАЕВА О. Д., методист ГБОУ Школы № 2097 г. Москвы, учитель высшей категории, отличник народного просвещения


Издательство «Просвещение»

Лекция

Проектная деятельность и тетради проектов как средство развития творческих способностей младших школьников

АНАЩЕНКОВА С. В., соавтор УМК «Перспектива»


Издательство «Национальное образование»

Лекция

Программа «Мате: плюс» как инструмент реализации Концепции развития математического образования в РФ

ЗАГВОЗДКИН В. К., к.п.н., старший преподаватель кафедры педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, ведущий научный сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования»


Издательство «Легион»

Лекция

Внеурочная деятельность: развитие навыков проектной деятельности, достижение метапредметных результатов. Всероссийские проверочные работы: контроль результатов обучения

КОННОВА Е. Г., выпускница МФТИ, победитель конкурса лучших учителей образовательных учреждений в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование», автор пособий по математике


Издательство «Экзамен»

Лекция

Рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе по предметам русский язык и математика

ВОЛКОВА Е. В., председатель Ассоциации учителей начальных классов города Москвы, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 158 г. Москвы, почетный работник образования города Москвы


 13018%
 10414%
 253%
 23332%
 24733%
13:45 – 15:00

Фирма «Развивающие игры Воскобовича»

Семинар-практикум

Организационные аспекты реализации развивающей технологии «Сказочные лабиринты игры» в образовательном процессе начальной школы в контексте ФГОС

ДАНИЛИНА Т. А., к.п.н., почетный работник общего образования РФ, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ, директор ГБОУ Школа № 417, г. Москва;
ВОСКОБОВИЧ В. В., автор технологии и пособий, генеральный директор ООО «Развивающие игры Воскобовича», г. Санкт-Петербург


Издательство «Просвещение»

Лекция

Развитие познавательной активности младших школьников. Методы и приемы в современном начальном образовании (УМК «Перспектива», курс «Русский язык» Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной)

методисты центра начального образования

БАБУШКИНА Т. В., заведующий кафедрой русского языка с методикой начального обучения Тверского государственного университета, к.ф.н., доцент кафедры РясМНО, автор учебников системы «Перспектива»


Издательство «Экзамен»

Лекция

Система контрольных и самостоятельных работ в начальных классах для достижения высокого уровня проверки учебного материала

ПТУХИНА А. В., методист редакции дошкольного образования издательства «Экзамен», автор учебных пособий


НОЧУ «Институт новых технологий»

Семинар

Компьютерная среда для изучения математики с индивидуальным планированием и контролем для начальной школы «Мат-Решка»

АРИСТАРХОВА А. Ю., ведущий методист «Института Новых технологий»


 16823%
 23532%
 29741%
 314%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии