Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

23 марта 2016 г.

Московский педагогический государственный университет

День школьного психолога  Программа дня

Всего участников: 683

Репортаж

Быть психологом очень интересно! Можно бесконечно открывать новые миры и находить в них себя, заниматься творчеством, раскрывать с неожиданной стороны всем знакомые понятия, развиваться и даже чувствовать себя Чебурашкой – в этом убедились участники этого дня Марафона. Их было почти 700 человек.


Метафорические арт-терапевтические инструменты в работе с детьми и подростками
УШАКОВА Т.О., к.п.н, практикующий психолог и арт-терапевт, зав. отделением психолого-педагогической помощи населению Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних


Компактные приемы работы с психологическими ресурсами в школе: теория пауз
БЕЛИКОВА Е.Ю., старший преподаватель кафедры «Психология образования» МИОО, психолог, арт-терапевт

Лекцию «Метафорические арт-терапевтические инструменты в работе с детьми и подростками. Сочетание арт-терапии и работы с применением метафорических карт» прочитала кандидат педагогических наук, практикующий психолог и арт-терапевт, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Татьяна Ушакова. Работу с метафорическими ассоциативными картами (МАК) Татьяна Олеговна сочетает со своим любимым методом – арт-терапией. На примере выпущенной издательством «Генезис» колоды «Роботы», автором которой она является, а также колоды «Огонь, мерцающий в сосуде» она продемонстрировала, как именно можно достичь результатов в психологической деятельности. Ушакова подчеркнула, что МАК – лишь инструмент психолога. Функции этого инструмента – взаимодействие с клиентом, но никак не диагностика. Карты помогают в терапии и украшают практику. Эксперт подчеркнула, что метафорические карты – не инновационный инструмент, они были созданы еще в 1975 году и выпускаются сегодня в России и еще в четырех странах. В основе работы с МАК лежат: проекция, диссоциация и метафора.

При всех плюсах работы с таким инструментом, существуют и некоторые ограничения, о которых узнали на лекции участники Марафона. Например, понимание самого психолога, что карты – «не его» инструмент. Не подходит работа с метафорическими картами для маленьких детей в возрасте до 5-6 лет, для детей с ограниченным интеллектом и людей с психическими отклонениями. Не экологично будет подобное взаимодействие и для тех, кто склонен к мистике и эзотерике. Кроме того, психологу важно понимать, что при работе с картами могут проявляться его собственные проекции, а не ассоциации его клиента, поэтому важно, чтобы подобные моменты не мешали терапии.

Доклад вызвал интерес и живую реакцию слушателей. Были вопросы, как о приведенных в пример картах, так и о технологии работы с МАК в целом. Ушакова отметила, что она материалист и не склонна к мистике, но привела свою любимую метафору, характеризующую профессию психолога, вызвав улыбки и одобрение коллег. По ее мнению, успешный психолог, как Чебурашка: мягкий, с большими плюшевыми ушами и маленьким улыбающимся ртом.

Не менее творческий аспект психологической практики был затронут на мастер-классе «Компактные приемы работы с психологическими ресурсами в школе: теория пауз», который провела на Марафоне старший преподаватель кафедры «Психология образования», МИОО, психолог и арт-терапевт Екатерина Беликова. Здесь слушатели получили инструменты для быстрого восстановления при эмоциональном выгорании. Оказывается, всем живым существам на земле для нормального функционирования нужно отдыхать 70% своей жизни. Но в условиях современности это, конечно, невозможно. Отсюда – синдром хронической усталости. Кстати, само понятие – хроническая усталость – появилось в 1984 году. Уже тогда это было актуально. Можно представить, насколько усугубилась усталость населения в ХХI веке.

В своей практике Екатерина Юрьевна опирается на духовную сферу, ссылаясь на восточные философии, дзен и обращаясь к бессознательному. Беря за основу точку, как самое универсальное в существующем мире, психолог практикует паузы, позволяющие достичь целостности. Беликова отмечает, что пауза – основа для существования разных форм, основа всей жизни. Благодаря паузам функционирует весь мир, язык, музыка и узоры – все вокруг. Пауза нужна для перехода на новый уровень.

Своим коллегам психолог предложила три упражнения, которыми она пользуется: «1 минута», «хокку момента» и «прочистка канала». Два из них участники мастер-класса тут же попробовали на себе. Первое заключается в остановке ума на одну минуту. В течение этого времени практикующие должны сидеть без движения. Упражнение «хокку момента» сочетает в себе «1 минуту» и музыкальную терапию. Его суть в том, чтобы несколько минут слушать музыку, после чего – минутная пауза и снова – музыка. Сразу после завершения этого действия практикующий пишет хокку, в которое он вкладывает свое состояние на текущий момент. Беликова утверждает, что сочетание разных искусств усиливает эффект от них, помогая восстановиться, нащупать свою самость и осознать себя «здесь и сейчас». Практикуя «прочистку канала», нужно переключаться с одного способа восприятия мира – зрение, слух – на другой. Это упражнение тоже из ряда пауз, которые необходимо делать для возвращения к своей сути, для продолжения цикла жизни и для «перезагрузки».

Пожалуй, самый большой интерес в День школьного психолога вызвал разговор на тему сиблинговых отношений в семье и в дальнейшей жизни. Интерактивная лекция главного редактора журнала «Школьный психолог» Марины Чибисовой, кандидата психологических наук, доцента факультета социальной психологии МГППУ, прошла при полном аншлаге. Ее тема звучала так: «Братья и сестры: сиблинговая проблематика в психологическом консультировании». Наряду с большим количеством информации на эту тему, слушатели смогли поучаствовать в эксперименте, пообсуждать, и нашли ответы на свои вопросы. Марина Юрьевна разъяснила зависимость жизненных установок от роли детей в семье. Она продемонстрировала, как именно дети находят себе роли, что важно понимать в отношении сиблингов, говоря о проблемах, с которыми они приходят к психологам. Что и как нужно поддерживать и стимулировать в отношениях между братьями и сестрами.

День на марафоне для школьных психологов выдался насыщенным. Помимо практических рекомендаций участники получили приглашение к общению от декана факультета педагогики и психологии МПГУ Татьяны Сахаровой. Регистрации на многие факультетские события не требуется, а следить за мероприятиями можно на сайте вуза. Кроме того, на факультете педагогики и психологии МПГУ проводятся занятия для юных педагогов-психологов, куда могут прийти старшеклассники. Университет надеется на взаимодействие со школьными психологами, на проведение совместных психологических практик. Обо всех предложениях и о деятельности факультета в целом, можно будет узнать на Дне открытых дверей, который факультет педагогики и психологии МПГУ будет проводить уже 8 апреля.

Ольга Хотимская


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Генезис»

Лекция

Метафорические арт-терапевтические инструменты в работе с детьми и подростками. Сочетание арт-терапии и работы с применением метафорических карт (на примере использования авторских наборов «Роботы» и «Огонь, мерцающий в сосуде…») [3061]

УШАКОВА Т.О., к.п.н., зав. отделением психолого-педагогической помощи населению социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Сергиев-Посад МО, практикующий психолог, автор игровых платформ «Полярная звезда», «Дорога к…», а также метафорических карт «Роботы», «Кнуты и пряники. Метафора жестокости в отношениях» и др.

[Мероприятие 2]

Мастер-класс

Интерактивные детско-родительские встречи в образовательном учреждении [3152]

МЕЛЬНИКОВА И.В., к.психол.н, педагог-психолог средней общеобразовательной школы МГПУ

 49270%
 21030%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 3]

Мастер-класс

Компактные приемы работы с психологическими ресурсами в школе: теория пауз [3153]

БЕЛИКОВА Е.Ю., старший преподаватель кафедры «Психология образования» МИОО, психолог, арт-терапевт

[Мероприятие 6]

Компания «1С»

Лекция

Модель функционирования Профориентационного центра школы в условиях оснащения учреждения про­граммно-методическим комплексом «1С:Психо­диагностика образовательного учреждения» в рамках проекта ШНТ» [3198]

КУСАКИНА Е.В., методист по решениям для образования на платформе «1С:Предприятие», фирма «1С»;
САМОЙЛОВА А.С., психолог ГБОУ г. Москвы «Школа №1357»

 59095%
 345%
13:45

15:00
[Мероприятие 4]

Интерактивная лекция

Братья и сестры: сиблинговая проблематика в психологическом консультировании [3154]

ЧИБИСОВА М.Ю., к.психол.н, доцент факультета социальной психологии МГППУ, главный редактор журнала «Школьный психолог» ИД «Первое сентября»

[Мероприятие 5]

Мастер-класс

Развитие мотивации к изменениям: роль школьного психолога в освоении деятельностного подхода педагогами [3155]

ПАВЛЕНКО Т.А., к.психол.н, доцент кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета;
КИРСАНОВА В.Г., к.психол.н, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии Академии социального управления

 29344%
 36656%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии