23 марта 2016 г.

Московский педагогический государственный университет

День школьного психолога  Программа дня

Всего участников: 683

Репортаж

Быть психологом очень интересно! Можно бесконечно открывать новые миры и находить в них себя, заниматься творчеством, раскрывать с неожиданной стороны всем знакомые понятия, развиваться и даже чувствовать себя Чебурашкой – в этом убедились участники этого дня Марафона. Их было почти 700 человек.


Метафорические арт-терапевтические инструменты в работе с детьми и подростками
УШАКОВА Т.О., к.п.н, практикующий психолог и арт-терапевт, зав. отделением психолого-педагогической помощи населению Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних


Компактные приемы работы с психологическими ресурсами в школе: теория пауз
БЕЛИКОВА Е.Ю., старший преподаватель кафедры «Психология образования» МИОО, психолог, арт-терапевт

Лекцию «Метафорические арт-терапевтические инструменты в работе с детьми и подростками. Сочетание арт-терапии и работы с применением метафорических карт» прочитала кандидат педагогических наук, практикующий психолог и арт-терапевт, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Татьяна Ушакова. Работу с метафорическими ассоциативными картами (МАК) Татьяна Олеговна сочетает со своим любимым методом – арт-терапией. На примере выпущенной издательством «Генезис» колоды «Роботы», автором которой она является, а также колоды «Огонь, мерцающий в сосуде» она продемонстрировала, как именно можно достичь результатов в психологической деятельности. Ушакова подчеркнула, что МАК – лишь инструмент психолога. Функции этого инструмента – взаимодействие с клиентом, но никак не диагностика. Карты помогают в терапии и украшают практику. Эксперт подчеркнула, что метафорические карты – не инновационный инструмент, они были созданы еще в 1975 году и выпускаются сегодня в России и еще в четырех странах. В основе работы с МАК лежат: проекция, диссоциация и метафора.

При всех плюсах работы с таким инструментом, существуют и некоторые ограничения, о которых узнали на лекции участники Марафона. Например, понимание самого психолога, что карты – «не его» инструмент. Не подходит работа с метафорическими картами для маленьких детей в возрасте до 5-6 лет, для детей с ограниченным интеллектом и людей с психическими отклонениями. Не экологично будет подобное взаимодействие и для тех, кто склонен к мистике и эзотерике. Кроме того, психологу важно понимать, что при работе с картами могут проявляться его собственные проекции, а не ассоциации его клиента, поэтому важно, чтобы подобные моменты не мешали терапии.

Доклад вызвал интерес и живую реакцию слушателей. Были вопросы, как о приведенных в пример картах, так и о технологии работы с МАК в целом. Ушакова отметила, что она материалист и не склонна к мистике, но привела свою любимую метафору, характеризующую профессию психолога, вызвав улыбки и одобрение коллег. По ее мнению, успешный психолог, как Чебурашка: мягкий, с большими плюшевыми ушами и маленьким улыбающимся ртом.

Не менее творческий аспект психологической практики был затронут на мастер-классе «Компактные приемы работы с психологическими ресурсами в школе: теория пауз», который провела на Марафоне старший преподаватель кафедры «Психология образования», МИОО, психолог и арт-терапевт Екатерина Беликова. Здесь слушатели получили инструменты для быстрого восстановления при эмоциональном выгорании. Оказывается, всем живым существам на земле для нормального функционирования нужно отдыхать 70% своей жизни. Но в условиях современности это, конечно, невозможно. Отсюда – синдром хронической усталости. Кстати, само понятие – хроническая усталость – появилось в 1984 году. Уже тогда это было актуально. Можно представить, насколько усугубилась усталость населения в ХХI веке.

В своей практике Екатерина Юрьевна опирается на духовную сферу, ссылаясь на восточные философии, дзен и обращаясь к бессознательному. Беря за основу точку, как самое универсальное в существующем мире, психолог практикует паузы, позволяющие достичь целостности. Беликова отмечает, что пауза – основа для существования разных форм, основа всей жизни. Благодаря паузам функционирует весь мир, язык, музыка и узоры – все вокруг. Пауза нужна для перехода на новый уровень.

Своим коллегам психолог предложила три упражнения, которыми она пользуется: «1 минута», «хокку момента» и «прочистка канала». Два из них участники мастер-класса тут же попробовали на себе. Первое заключается в остановке ума на одну минуту. В течение этого времени практикующие должны сидеть без движения. Упражнение «хокку момента» сочетает в себе «1 минуту» и музыкальную терапию. Его суть в том, чтобы несколько минут слушать музыку, после чего – минутная пауза и снова – музыка. Сразу после завершения этого действия практикующий пишет хокку, в которое он вкладывает свое состояние на текущий момент. Беликова утверждает, что сочетание разных искусств усиливает эффект от них, помогая восстановиться, нащупать свою самость и осознать себя «здесь и сейчас». Практикуя «прочистку канала», нужно переключаться с одного способа восприятия мира – зрение, слух – на другой. Это упражнение тоже из ряда пауз, которые необходимо делать для возвращения к своей сути, для продолжения цикла жизни и для «перезагрузки».

Пожалуй, самый большой интерес в День школьного психолога вызвал разговор на тему сиблинговых отношений в семье и в дальнейшей жизни. Интерактивная лекция главного редактора журнала «Школьный психолог» Марины Чибисовой, кандидата психологических наук, доцента факультета социальной психологии МГППУ, прошла при полном аншлаге. Ее тема звучала так: «Братья и сестры: сиблинговая проблематика в психологическом консультировании». Наряду с большим количеством информации на эту тему, слушатели смогли поучаствовать в эксперименте, пообсуждать, и нашли ответы на свои вопросы. Марина Юрьевна разъяснила зависимость жизненных установок от роли детей в семье. Она продемонстрировала, как именно дети находят себе роли, что важно понимать в отношении сиблингов, говоря о проблемах, с которыми они приходят к психологам. Что и как нужно поддерживать и стимулировать в отношениях между братьями и сестрами.

День на марафоне для школьных психологов выдался насыщенным. Помимо практических рекомендаций участники получили приглашение к общению от декана факультета педагогики и психологии МПГУ Татьяны Сахаровой. Регистрации на многие факультетские события не требуется, а следить за мероприятиями можно на сайте вуза. Кроме того, на факультете педагогики и психологии МПГУ проводятся занятия для юных педагогов-психологов, куда могут прийти старшеклассники. Университет надеется на взаимодействие со школьными психологами, на проведение совместных психологических практик. Обо всех предложениях и о деятельности факультета в целом, можно будет узнать на Дне открытых дверей, который факультет педагогики и психологии МПГУ будет проводить уже 8 апреля.

Ольга Хотимская


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Генезис»

Лекция

Метафорические арт-терапевтические инструменты в работе с детьми и подростками. Сочетание арт-терапии и работы с применением метафорических карт (на примере использования авторских наборов «Роботы» и «Огонь, мерцающий в сосуде…») [3061]

УШАКОВА Т.О., к.п.н., зав. отделением психолого-педагогической помощи населению социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Сергиев-Посад МО, практикующий психолог, автор игровых платформ «Полярная звезда», «Дорога к…», а также метафорических карт «Роботы», «Кнуты и пряники. Метафора жестокости в отношениях» и др.

[Мероприятие 2]

Мастер-класс

Интерактивные детско-родительские встречи в образовательном учреждении [3152]

МЕЛЬНИКОВА И.В., к.психол.н, педагог-психолог средней общеобразовательной школы МГПУ

 492 70%
 210 30%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 3]

Мастер-класс

Компактные приемы работы с психологическими ресурсами в школе: теория пауз [3153]

БЕЛИКОВА Е.Ю., старший преподаватель кафедры «Психология образования» МИОО, психолог, арт-терапевт

[Мероприятие 6]

Компания «1С»

Лекция

Модель функционирования Профориентационного центра школы в условиях оснащения учреждения про­граммно-методическим комплексом «1С:Психо­диагностика образовательного учреждения» в рамках проекта ШНТ» [3198]

КУСАКИНА Е.В., методист по решениям для образования на платформе «1С:Предприятие», фирма «1С»;
САМОЙЛОВА А.С., психолог ГБОУ г. Москвы «Школа №1357»

 590 95%
 34 5%
13:45

15:00
[Мероприятие 4]

Интерактивная лекция

Братья и сестры: сиблинговая проблематика в психологическом консультировании [3154]

ЧИБИСОВА М.Ю., к.психол.н, доцент факультета социальной психологии МГППУ, главный редактор журнала «Школьный психолог» ИД «Первое сентября»

[Мероприятие 5]

Мастер-класс

Развитие мотивации к изменениям: роль школьного психолога в освоении деятельностного подхода педагогами [3155]

ПАВЛЕНКО Т.А., к.психол.н, доцент кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета;
КИРСАНОВА В.Г., к.психол.н, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии Академии социального управления

 293 44%
 366 56%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии