19 марта 2016 г.

Московский педагогический государственный университет

Первый открытый фестиваль семьи Никитиных
К 100-летию Бориса Павловича Никитина (1916-1999)  Программа дня

Репортаж

В этот день все было удивительно и необычно. Старинное величественное здание Московского педагогического государственного университета (бывших высших женских курсов, между прочим) заполнили слишком юные посетители, которые и в ученики-то пока не годятся. Некоторым и нескольких месяцев не стукнуло. Они мирно дремали на руках родителей. Их более активные собратья, от года и старше, ползали, носились, прыгали, висли на невесть откуда взявшихся турниках и сосредоточенно замирали над разноцветными кубиками. Веселая суматоха совершенно не мешала взрослым, родителям, педагогам, психологам (чаще всего эти ипостаси совмещались в одном лице) слушать лекции, спорить, обсуждать сложные вопросы воспитания, подсовывая между делом малолетним спортсменам яблочко или хитрую головоломку.


Традиционный первосентябрьский педагогический марафон учебных предметов начался не с дня классного руководителя и не с какого-нибудь важного предмета. В этом году все началось с Первого открытого фестиваля семьи Никитиных, посвященного столетию со дня рождения Бориса Павловича и организованного, в огромной мере, его многочисленными детьми и внуками, которые были повсюду: выступали в аудиториях, придумывали и разыгрывали спектакли с малышней в холле, встречали гостей, устраивали блиц-турниры на смекалку и ловкость.

Дети и внуки, продолжающие дело своих родителей, развивающие их идеи, сумевшие устроить такой грандиозный праздник – не лучшее ли это доказательство успешности и эффективности методики, разработанной и описанной Борисом Павловичем и Леной Алексеевной?

Более того, эта педагогическая система, возникшая в середине прошлого века, актуальна и востребована в наше время. Об этом убедительно говорил Франц-Иосиф Кун, международный эксперт в области повышения квалификации учителей, организатор производства никитинских развивающих игр в Германии (лекция «Семья Никитиных в век информатики – методика, изучение, эффект»). Оказывается, дело не только в кубиках и табличках. По мнению немецкого гостя, главная заслуга Никитиных в том, что они придумали игры для мира. Игры, которые воспитывают самостоятельность мышления. Учат исследовать, совершать открытия. А еще – взаимодействовать с другими людьми. Самые важные умения для человека, живущего в меняющемся мире и старающегося этот мир улучшить, а не разрушить.

Казалось бы, нашим школам хвататься обеими руками за развивающие игры и прочие находки. Но кто читал книги Никитиных (кстати, одно из последних изданий – двухтомник «Мы, наши дети и внуки» – выпустило издательство «Самокат» в прошлом году), тот помнит, сколько проблем возникало в семье именно тогда, когда детей приходилось отправлять в школу.

Тем любопытнее прозвучало выступление основателей и руководителей балашихинской Земской гимназии (http://zemgym-nou.ru/), родителей со стажем, последователей никитинской системы обучения и воспитания, Галины и Игоря Кравченко (лекция «Здоровьесберегающие и интеллекто-развивающие технологии в школе – в действии и в развитии»). Подмосковные педагоги стараются дать возможность своим гимназистам учиться радостно, активно, без вреда для здоровья. Поэтому так много в гимназии спорта (каждый урок прерывается физкультминуткой), так много настоящей работы (у каждого класса свои грядки), так много проектных, исследовательских работ, пространства для интеллектуального напряжения. Поэтому обычные родительские собрания превращаются здесь в семейные посиделки, с чаем и разговорами по существу.

Пока одни гости фестиваля говорили о возможностях гармоничного развития детей в большом мире, за пределами семейного круга (в том числе в приключенческих лагерях, таких как «Лагерь навыка» – http://www.skillcamp.ru/), другие возле стола, накрытого старомодной плюшевой скатертью, обсуждали проблемы детского чтения (лекции «Читать вслух или…» и «Детская литература как бренд семейного счастья»).

Дети Никитиных признавались, что всю жизнь любимые книги звучали для них маминым голосом. Несмотря на свою круглосуточную занятость, Лена Алексеевна находила время читать вслух и малышам, и даже подросткам. По мнению библиотекаря Алены Васнецовой, корреспондента сайта «Папмамбук» (http://www.papmambook.ru/), это главное, что могут сделать родители, желая приобщить детей к миру искусства, развить в них способность сочувствовать. Тут не потребуются солидные денежные запасы, даже времени уйдет не очень много. Но на всю жизнь родители и дети сохранят тесную связь, память о совместно пережитых минутах счастья и волнения.

Современным родителям не просто быть в курсе новинок детской литературы. Лекция Екатерины Асоновой, кандидата педагогических наук, сотрудника лаборатории стратегий формирования читательской грамотности МГПУ, руководителя читательских программ Фонда «Культура детства» (https://www.facebook.com/kulturadetstva), помогла взрослым вспомнить давно любимые книги, познакомиться с чем-то неизвестным.

Впрочем, разве мог фестиваль семьи Никитиных обойтись без разговоров о здоровом питании, закаливании, раннем физическом развитии малышей? Ответственность за эту важную часть дня взяла на себя Анна Никитина, детская медсестра, член РОО «Ассоциации профессиональных акушерок», многодетная мама. Молодые родители обсудили свои насущные проблемы со специалистами по ведению естественных родов, с диетологами, инструкторами по бэби-йоге и динамической гимнастике…

Что в итоге? Все эти мамы и папы, младенцы и подростки, состоящие и не состоящие в кровном родстве с Никитиными, в сущности, принадлежат к единому клану Хранителей территории детства, игры и здравого смысла. И как хочется снова встретиться с ними через год, с подросшими (или не постаревшими), полными энергии, желаний, радости.

Будем надеяться на продолжение традиции.

Программа дня

Время Мероприятие
10:00

12:00

Начало регистрации

10:30

11:00

Предчувствуя будущее. Торжественное открытие фестиваля
Ректор МПГУ А.Л.Семенов
Главный редактор ИД «Первое сентября» А.С.Соловейчик
Редактор ИД «Самокат» Е.Карпов
Дети и внуки Б.П. и Л.А. Никитиных

11:15
[Мероприятие 1]

11:15-11:30

Школа-мечта: идеи Б.П.Никитина [3234]

ЛЕГОНЬКОВ В.М., педагог

11:30-13:15

Здоровье-сберегающие и интеллекто-развивающие социальные технологии в школе – в действии и развитии [3235]

Диалог гостей: [3236]

БАЗАРНЫЙ В.Ф., врач, д.м.н., педагог, автор системы здорового развития детей в учебном процессе;
КРАВЧЕНКО Г.В., основатель и руководитель Земской гимназии (Балашиха Моск.обл.), успешно применяющий методики разностороннего развития;
КРАВЧЕНКО И.Л., основатель и руководитель Земской гимназии (Балашиха Моск.обл.), успешно применяющий методики разностороннего развития

[Мероприятие 2]

11:15-12:30

Слагаемые здоровья новорожденного. Наука и практика [3237]

Опыт Никитиных и исследования физиолога, д.м.н. И.А.Аршавского.

НИКИТИНА А.Б., детская медсестра, член РОО «Ассоциация профессиональных акушерок», мама 4-х детей

Диалог гостей: [3238]

ВУЧЕНОВИЧ Ю.Д., заместитель главного врача по акушерско-гинекологической помощи больницы № 68, г. Москва;
АНИКИНА С.М., акушерка центра родительской культуры «Возрождение», г. Москва, мама 4-х детей

[Мероприятие 3]

11:15-12:30

Читать вслух или... [3239]

Разговор о чтении вслух как важной формы общения между детьми и родителями, а также о его роли в интеллектуальном и духовном формировании ребенка.

ВАСНЕЦОВА А., библиотекарь, журналист, автор сайта «ПАПМАМБУК»

13:15-13:30 Перерыв 12:30-12:45 Перерыв 12:30-12:45 Перерыв

[Мероприятие 4]

13:30-14:00

Кинохроника 60-90 гг. [3240]

Опыт семьи Никитиных в документальных фильмах и видеозаписях.

[Мероприятие 5]

12:45-14:00

Холод – доктор, холод – друг. Естественное закаливание [3241]

Как закаливать с рождения: правила нашей семьи.

НИКИТИНА А.Б., детская медсестра, член РОО «Ассоциация профессиональных акушерок», мама 4-х детей

Диалог гостей: [3242]

МАЛЫШЕВА Т.А., врач, акушер-гинеколог, специалист по подготовке к естественным родам, С-Пб.;
ОСОЧЕНКО Е., инструктор по йоге для беременных, автор книги «Легко родить легко», мама 5-х детей, Москва;
КИТАЕВ Л., специалист по закаливанию и динамической гимнастике, Москва

[Мероприятие 6]

12:45-14:00

Детская литература как бренд семейного счастья [3243]

Лекция с элементами интерактивной игры для всей семьи.

АСОНОВА Е., к.п.н, МГПУ, автор и куратор проектов по детской литературе и чтению

14:00

14:15

Перерыв

14:15

15:30
[Мероприятие 7]

Внешкольные практики.
14:15-14:50

Что делать в школьные каникулы? [3244]

Программы физического и личностного роста для детей и молодёжи.

ЛЕБЕДЕВ К.Е., руководитель проекта «Лагерь навыка SkillCamp» (Пушкинский район Моск. обл.);
МУСИЕНКО А.В., инструктор, полковник спецназа в отставке

14:50-15:30

После школы: городские подростки [3245]

ЕЛЬЧАНИНОВА С., руководитель альтернативного подросткового и молодежного клуба им. Дж.Рубина (Москва)

[Мероприятие 8]

14:15-15:30

Физкультура с пеленок. Как лучше обращаться с новорожденным? [3246]

Движение – всему начало.

НИКИТИНА А.Б., детская медсестра, член РОО «Ассоциация профессиональных акушерок», мама 4-х детей

Гость: [3247]

КИТАЕВ Л., специалист по закаливанию и динамической гимнастике, Москва

[Мероприятие 9]

14:15-15:30

Всей семьей [3248]

Наука жить нескучно.

БЕЛАРЕВ Н., педагог-практик, учитель истории и организатор школьных культурных проектов

Музыка в доме [3249]

ТЕПЛОВА А., искусствовед, педагог, руководитель детской студии «Фольклор, традиции, культура», мама 5-х детей, Москва

15:30

16:00

Индивидуальные консультации

10:00

16:00

Постоянные интерактивные площадки для всех гостей
Спортивная: Спартакиада по Индексам Справедливости Б.П.Никитина для всех возрастов. Получение паспорта физического совершенства.
Развивающие игры: 10 лучших игр Никитиных. Секреты занятий с детьми. Интеллектуальные тесты.
Мастерская: Делаем игры и пособия Никитиных вместе с детьми.
Домашний театр: Декорации, костюмы, роли и представление готовой сказки. Взрослые и дети.

16:00

16:30

Закрытие фестиваля