08 апреля 2015 г.

Московский педагогический государственный университет

День учителей МХК, музыки и ИЗО  Программа дня

Всего участников: 327

Репортаж


В.П. ГЕОРГИЕВСКАЯ
Восстановление и развитие слухоголосовых и ритмических навыков


Таких ярких, солнечных дней этой весной, пожалуй, еще не было. Предвкушая интересную работу, я с удовольствием ехала на День учителей мировой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства – изучению этих предметов в школе посвящен журнал «Искусство» издательского дома «Первое сентября».

С искусством за школьные годы должен соприкоснуться каждый. Труднейшая педагогическая задача эту встречу организовать. Так, чтобы дети не только научились понимать музыку, живопись, другие виды искусства, но и попробовали себя в нем. Когда-то давно меня не взяли  в художественную школу по причине отсутствия таланта, а в музыкальную – по старости лет: мне было уже девять, никто не хотел обучать старушку. Вспоминая свои неудавшиеся шаги в искусстве, я приехала с мечтой насладиться встречей с прекрасным, а заодно сделать давно ожидаемый шаг в сторону личного творчества.

Художница Виктория Ломаско  проводила лекцию с практической частью  «Рисование для тех, кто хочет начать, но боится. Из практики уроков рисования в детских колониях». Кого-то напоминание о детских колониях могло напугать, мне же, напротив, очень хотелось ее послушать: с такими учениками можно работать либо блестяще, либо – никак.

Хотя лектор позиционировала себя не как педагога, а, в первую очередь, как профессионального художника, ее лекция показалась мне абсолютно педагогической. Виктория Валентиновна рассказала о хорошо продуманной системе обучения рисованию, которую она создала специально для обучения школьников, попавших в колонии (эту работу она проводит в сотрудничестве с «Центром содействия реформе уголовного правосудия»). В программе всего восемь занятий, потому что в таких местах постоянно идет большая ротация учащихся. Все описанные на лекции приемы можно смело использовать в любой школе, причем не только на уроках ИЗО, но и в рамках самых разных мероприятий, от классных часов до групп продленного  дня. Потому что главная цель этих занятий – дать возможность каждому ребенку выразить свои мысли и чувство при помощи рисунка. Для этого, конечно, нужно знать некоторые секреты рисования, но главное – самовыражение. Раскрыть секреты помогают восемь уроков, каждый из которых построен примерно одинаково: сначала ученикам предлагается что-то изобразить, потом им демонстрируют примеры разных произведений и предлагают выполнить очень простое задание, которое помогает понять, как важно знать то, что заложено в тему занятия. И снова – задание; его выполнение позволяет заметить, чему ты научился на этом уроке…

Сначала ребят учат отличать образ от шаблона, чтобы, например, рисуя пейзаж, они изображали не одинаковые домики и солнышко, а любимые или по-другому значимые для них места. Потом педагог помогает научиться определять и строить форму и контрформу рисунка – общую динамику изображаемого на листе бумаги. Третьим шагом становится обучение изображению фигуры человека, у которого есть не только голова, туловище и конечности, но и плечи, колени, локти… После этого ученикам предлагают разобраться в композиции и пространстве рисунка, значении цвета, пленэре (изображении предметов на открытом воздухе), знакомят с принципами построения абстрактных сюжетов и комиксов.

Восемь шагов, которые позволяют перестать бояться выражать себя при помощи карандашей и красок. Восемь шагов к творчеству и самовыражению.

Параллельно издательства «Просвещение», «Дрофа» и «Вентана-Граф»  знакомили собравшихся с недавно изданными учебно-методическими комплексами.

Заслуженный артист России Александр Майкапар в ходе беседы за роялем «Музыкальный шедевр: текст, интерпретация. Миссия музыканта-исполнителя»  открывал собравшимся тайны своей профессии: «Мы  даем жизнь музыкальным шедеврам. Понимаете, настоящий исполнитель играет каждый раз по-новому. И обязательно открывает что-то новое для себя. Сейчас я вам объясню, на простом примере». Он сел за рояль и начал играть «Патетическую сонату» Бетховена. Слушая музыку, я обернулась и посмотрела на зал. Какие красивые лица я увидела! 

На третьей лекции нас учили петь. Не по нотам, а по… движениям воображаемой кисти: вверх – вниз, и голос вслед за кистью вверх – вниз. Это была не лекция, а, скорее, мастер-класс «Восстановление и развитие слухоголосовых и ритмических навыков у детей и взрослых. Теория и практика». Его вела актриса и певица Тина Георгиеская. Она при помощи добровольцев продемонстрировала, как можно дать возможность каждому человеку насладиться процессом создания музыкальных звуков при помощи голоса: в одиночку, в паре, в квартете… Пересказать увиденное невозможно. Тем, кого этот мастер-класс заинтересовал, советую посмотреть видео к репортажу.

Вот и этот день Педагогического марафона подошел к концу. Все мои мечты и ожидания сбылись. И я, припевая (не так-то просто изображать голосом движение воображаемой кисти!), поехала покупать краски. Очень хочется научиться рисовать…

Ольга ЛЕОНТЬЕВА


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Лекция с практической частью

Рисование для тех, кто хочет начать, но боится. Из практики уроков рисования в детских колониях [2819]

ЛОМАСКО В.В., художница и куратор выставок, одна из десяти наиболее авторитетных деятелей культуры по версии «Русского репортера»

[Мероприятие 2]

Издательство «Дрофа»

Лекция

Современный урок изобразительного искусства [2820]

КАРМАЗИНА М.В., к.п.н., автор УМК по изобразительному искусству

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Современные подходы к организации проектной художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства средствами УМК ИП [2821]

МАКСИМОВА Н.В., методист ЦХЭиФО

 125 39%
 50 16%
 146 45%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Беседа за роялем

Музыкальный шедевр: текст, интерпретация. Миссия музыканта-исполнителя [2822]

МАЙКАПАР А.Е., заслуженный артист России

[Мероприятие 5]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Реализация деятельностного подхода на уроках изобразительного искусства [2823]

ЕРМОЛИНСКАЯ Е.А., к.п.н. доцент педагогического факультета Государственного гуманитарно-техни­ческого университета, автор УМК «Изобразительное искусство»

[Мероприятие 8]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Музыка – развитие музыкального мышления на уроках музыки. Специфика УУД в рамках урока ИСКУССТВА на примере УМК ИП [2960]

СУСЛОВА Н.В., к.п.н., методист издательства «Просвещение»

 106 34%
 140 44%
 68 22%
13:45

15:00
[Мероприятие 6]

Лекция

Восстановление и развитие слухоголосовых и ритмических навыков у детей и взрослых. Теория и практика [2824]

ГЕОРГИЕВСКАЯ В.П., тренер, актриса, певица, член Союза театральных деятелей РФ, член Союза журналистов Москвы, преподаватель Школы-студии МХАТ, лауреат национальной премии в области журналистики «Золотой лотос»

[Мероприятие 7]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Реализация деятельностного подхода на уроках музыки [2825]

ТРУФАНОВА С.Н., методист издательского центра «Вентана-Граф»

 250 79%
 67 21%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии