07 апреля 2015 г.

Московский педагогический государственный университет

День учителя истории и обществознания  Программа дня

Всего участников: 352

Репортаж


Д.И. ОЛЕЙНИКОВ
Реформы и реформаторы в России XIX века


– История имеет дело с прошлым, но наш предмет снова и снова оказывается на переднем крае реформирования образования… – это парадоксальное фраза главного редактора журнала «История» Алексея Савельева, сказанная на открытии Дня учителя истории и обществознания, в этот день вспомнилась не однажды. И это – закономерно, поскольку за новым витком реформ, о которых говорил Алексей Леонидович, стоит, пожалуй, основная тенденция нынешней российской образовательной политики, которая наиболее явно проявилась в истории и которую спикеры этого дня никак не могли обойти стороной. А именно – тенденция всеобщей идеологизации современного российского образования.

Вот несколько фактов. Как известно, принята единая концепция преподавания истории в школе – так называемый Историко-культурный стандарт, на основе которого будут разрабатываться линейки учебников по Отечественной истории. Ведутся разговоры о том, чтобы создать единые учебники как для истории зарубежных стран (например, для изучения Всеобщей, то есть западной, истории), так и для других дисциплин, например, для литературы. Мы видим также, что, согласно недавно вынесенной на общественное обсуждение программе патриотического воспитания граждан РФ, воспитательная работа в нашей стране в значительной мере должна строиться на историческом материале. Точнее – на «уважении к Отечественной истории». Кстати, этому же событию – вынесению на общественное обсуждение программы патриотического воспитания – была посвящена редакционная статья вышедшего в этот же день номера «Независимой газеты».

Таким образом, история в который раз становится своеобразным полигоном для обкатки готовящихся образовательных новаций. Каким должен быть УМК по Отечественной истории, чтобы соответствовать историко-культурному стандарту (ИКС)? Об этом рассказал руководитель центра истории и обществознания, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Кирилл Кочегаров.

Выяснилось, что авторы учебников должны придерживаться следующих принципов. В учебниках не должно быть не только выражения «монголо-татарское иго», но и, положим, «ордынское иго». В каждом учебнике, независимо от того либеральной он направленности или консервативной, в описаниях событий Октября 1917-го должна воспроизводиться одна и та же формулировка «Великая российская революция», и никакая другая. Почти весь XIX век, начиная от Александра I и заканчивая Александром II, сводится в одну главу «На пути к реформам». Как это соотносится с исторической традицией и с общепризнанными трудами многих уважаемых историков – вопрос.

Еще больший вопрос – как это соотносится с современными трактовками отдельных этапов исторического пути России. Ведь взгляды историков на политическую историю того же XIX века существенно изменились за относительно короткое время. Когда-то, в советские времена, как отметил кандидат исторических наук доцент РГГУ Дмитрий Олейников (он выступил на марафоне с лекцией «Реформы и реформаторы в России XIX века: «трудные вопросы» историко-культурного стандарта и современная историография»), главным тезисом в описании XIX века был такой: это – время страданий русского народа, который стонал от засилья самодержавия. В начале 1990-х основный акцент сместился на «усиление роли государства». А сейчас, по сути, происходит возвращение к сдержанной позиции В. О. Ключевского, который полагал, что главная проблема XIX века – это «взаимодействие государства и общества по пути трансформации общества».

– Но, к сожалению, в учебниках, как правило, преобладают упрощенные трактовки политической истории, – сетует Дмитрий Иванович. – А новые продвижения в историческом познании, современные взгляды исторической науки в образовательном процессе практически не представлены.

Не приведут ли новые инициативы людей, определяющих образовательной политику в России, к увеличению разрыва между исторической наукой и педагогической практикой? Не хотелось бы.

Во всяком случае, на Дне учителя истории и обществознания ряд мероприятий точно работал на сокращение этот разрыва. Расскажем еще об одном таком событии – встрече с профессором кафедры истории России средневековья и нового времени Историко-архивного института РГГУ Игорем Курукиным. Он познакомил коллег с пока еще малоизвестными в педагогическом сообществе источниками, которые проливают свет на некоторые дискуссионные проблемы истории России. К примеру, как жили крестьяне на Севере Руси в X–XIII веках? Типичное суждение школьного преподавания сводится к тезису: в то время крестьяне в основном существовали в условиях натурального хозяйства, жили бедно, поскольку «откуда на русском севере чему то взяться?». Но последние находки археологов дают нам совершенно иную картину: крестьянин в X–XI веках был не просто зажиточным, а скорее даже богатым человеком. На севере в местах селений крестьян археологи находят ларчики с драгоценностями, монеты, оружие. Откуда это все? Дело в том, что на Севере крестьяне занимались не сельским хозяйством, а промыслами. Пушнина приносила очень хорошие доходы. Но примерно с середины XII века пушного зверя в лесах стало существенно меньше, и важнейший источник жизнедеятельности иссяк. А ту еще на кризис наложилось ордынское иго (видите, пока еще можно использовать этот термин!). Вот тогда-то и произошел откат к натуральному хозяйству.

В конце выступления И. Курукина выяснилось, что у педагогов есть множество самых разных вопросов к компетентному докладчику.

– Вот Вы говорите, что при описании исторических событий мы часто употребляем современные слова, которые искажают суть. Но как же быть, если в XI веке никакого государства в современном понимании (с бюрократией, армией, полицией и другими институтами) не было, а слова, которое бы обозначало то, что тогда было, не существует?

– А вот интересно, откуда пошло рукопожатие на Руси?

– А у меня дети спросили, почему в России такой красивый желто-черный флаг поменяли на триколор?..

Знать бы еще: как сделать так, чтобы детского интереса и детских вопросов по предмету на уроках истории стало больше? Для тех педагогов, которым важно было услышать ответ на этот вопрос, прошла презентация преподавателя кафедры социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО) Светланы Александровой. Она раскрыла педагогические возможности использования исторических карт в сочетании с элементами анимации (иллюстрации, схемы, условные обозначения). Оказывается, эти средства можно использовать для создания мотивирующих и других заданий в деятельностном ключе. Один из эффектов работы с такими заданиями состоит в том, что у детей повышается интерес к чтению исторических текстов.

В конце Дня состоялся дискуссионный клуб, где ведущий обозреватель журнала «История» вновь вернул коллег к осмыслению главного вопроса: каким быть школьному историческому образованию?

– Последнее время споры вокруг учебников истории сводятся к одному: рассказывать правду о прошлом или воспитывать патриотизм? – отметил Анатолий Берштейн. – Постановка вопроса, на мой взгляд, совершенно некорректная, потому что эти вещи взаимосоединяются. Если писать историю честно, это и будет патриотично. Более того, чем чаще употребляется слово «патриотизм», тем сомнительнее все, что ассоциируется с этим словом. Это понятие внутреннее, органическое. Зачем его постоянно употреблять? Зачем вместе с ним постоянно использовать слово «духовность»? Из-за частого употребления этих слов возникает какая-то пелена, за которой теряются смысл и содержание истории.

Иными словами, мы сегодня переносим в прошлое наши современные политические баталии и мифологизируем прошлое, что приводит к обрыву связи с историей.

Размышляя над этим, А. Берштейн вспомнил о понятиях «горячая и холодная память». Что за ними стоит? Есть общества, которые давно прекратили споры об истории. Они относятся к прошлому так: это было, это прошло, мы об этом помним и мы живем дальше. И есть общества, где люди постоянно спорят об истории, будоражат прошлое, нагнетают нервную обстановку вокруг исторических событий.

В этой связи ведущий поделился одним своим впечатлением, которое хотелось бы привести здесь. Однажды Анатолий Берштейн посетил с одним датчанином популярный датский военно-исторический мемориал (наподобие нашей Бородинской панорамы), посвященный одному событию 1868 года. Тогда датчане сражались с пруссаками. В том месте проводят экскурсии, показывают фильмы, раздают посетителям подарки. Все замечательно. И вдруг Анатолий Берштейн узнает, что Дания в том сражении потерпела поражение от пруссаков и потеряла часть своей исконной территории. «И я удивляюсь: как же так? Зачем сюда водят детские экскурсии? Что таким образом хотят воспитать у детей?». Ответ датчанина был таким:

– Мы воспитываем патриотизм. Мы говорим детям, что и в поражении можно сохранить человеческое достоинство. Можно и на оставшейся территории выстроить свою жизнь так, что она будет лучше, чем жизнь на оккупированной территории. Можно научиться относиться к этому смиренно и даже с чувством юмора. Но главное – воспитать человеческое достоинство, которое не исчезает с поражением.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Семинар

Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках обществознания: из опыта реализации требований ФГОС [2809]

КАЛУЦКАЯ Е.К., к.п.н.

[Мероприятие 2]

Издательство «Дрофа»

Лекция

Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания на примере УМК «Обществознание. 5–11 кл.» А.Ф.Никитина [2810]

МИШИНА И.А., доцент кафедры методики преподавания обществоведческих дисциплин, истории и права Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, автор учебников и учебных пособий по истории и обществознанию

[Мероприятие 3]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Способы работы с различными видами наглядности в процессе обучения истории [2811]

ИВАНОВ О.В., к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию, зам. декана факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

 215 63%
 19 6%
 105 31%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Лекция

Реформы и реформаторы в России XIX века. «Трудные вопросы» историко-культур­ного стандарта и современная историография [2812]

ОЛЕЙНИКОВ Д.И., к.ист.н., автор книг «Николай I» и «Бенкендорф» (серия ЖЗЛ)

[Мероприятие 5]

Издательство «Экзамен»

Лекция

ЕГЭ 2015. Часть 2. Дискуссионные проблемы истории России X-XVIII вв. [2813]

КУРУКИН И.В., д.ист.н., профессор кафедры истории России средневековья и нового времени Историко-архивного института РГГУ

[Мероприятие 6]

Издательство «Русское слово»

Лекция

Каким должен быть УМК по отечественной истории, соответствующий истори­ко-культурному стандарту [2814]

КОЧЕГАРОВ К.А., к.ист.н., руководитель центра истории и обществознания, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, автор УМК «История России» издательства «Русское слово»

[Мероприятие 7]

Лекция

Основы обществознания в школе: методы адаптации знаний в условиях современного образовательного процесса [2815]

РАСТОРГУЕВ В.Н., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии политики философского факультета МГУ им. Ломоносова

 117 34%
 130 38%
 22 7%
 72 21%
13:45

15:00
[Мероприятие 8]

Дискуссионный клуб

Ведущий:БЕРШТЕЙН А.А., обозреватель журнала «История»

Учительская практика и педагогическая периодика: нужны ли исторические журналы для учителей в условиях ЕГЭ и единого учебника? [2816]

[Мероприятие 9]

Издательство «Легион»

Лекция

Формирование универсальных учебных действий как ключевой элемент подготовки ЕГЭ по обществознанию [2817]

ЧЕРНЫШЕВА О.А., преподаватель истории и обществознания Ростовского-на-Дону строительного колледжа, руководитель авторского коллектива по обществознанию издательства «Легион», рецензент

[Мероприятие 10]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Преподавание отечественной истории в свете новой концепции историко-культурного стандарта средствами УМК издательства «Просвещение» [2818]

КОСУЛИНА Л.Г., д.ист.н., профессор МПГУ, член авторского коллектива школьных программ по истории России с древнейших времен и до наших дней для средней школы, серии учебников по истории России с электронными приложениями, рабочих тетрадей и методических рекомендаций для учителей

 15 5%
 121 36%
 198 59%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии