Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

01 апреля 2015 г.

Московский педагогический государственный университет

День учителя химии  Программа дня

Всего участников: 258

Репортаж


О.С. ГАБРИЕЛЯН
Современные проблемы школьного химического образования и пути их решения


Нечасто день учителя химии выпадает на первое апреля – наверное, поэтому участники были настроены серьезно. И все-таки, для шуток место нашлось. Взять хотя бы обильный снегопад, выпавший нежданно-негаданно в День смеха…

– Как видите, все нас испытывают. Природа испытывает  на прочность, департамент образования – на выносливость, ученики – на профессионализм, – так начала выступление Ольга Рыбникова, учитель гимназии № 1257. Ее лекция была посвящена работе с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок.

Как выяснилось, интерактивные доски висят в классах почти у всех, а обновленная версия наглядного пособия обещает превзойти все ожидания: теперь она включает в себя видеофрагменты, 3D-модели и даже конструктор собственного урока. Можно выбрать из всех тематических слайдов нужные и расположить в удобном для вас порядке.

– Помните, как трудно на пальцах объяснять детям о смещении химического равновесия? А теперь в эту тему можно даже поиграть, – рассказывает Ольга Рыбникова. Учителя наблюдают, как на экране внутри стеклянного куба блуждают молекулы. Под картинками проявляются формулы, а ровный дикторский голос детально рассказывает, как на заводах в промышленном масштабе производят аммиак.

Больше всего слушателей собралось на лекции доцента кафедры химии РГУПС Владимира Доронькина «Формирование навыков решения расчетных задач по химии». Опыт предыдущих лет показал: самые сложные для выпускников задачи – на технику расчетов. Ключ к решению – четкий алгоритм. На цифры смотрим в последнюю очередь, сначала составляем точный логический план решения: ведь многие задачи по химии решаются не с начала, а с конца.

В лекции Владимира Николаевича нашлось место и полезным подсказкам:     

– В прошлом году полстраны неправильно сожгли сероводород в избытке кислорода! Проследите, пожалуйста, – подмигивает профессор учителям.

К концу напряженного занятия среди вычислений мастера нашлась ошибка: один из множителей написан неверно, но решение и ответ правильные.

– Давайте обсудим, что ставить на ЕГЭ за такую оплошность? – нашелся лектор. – Может быть, ноль?

Однако большинство учителей проявили благосклонность: ответ-то правильный, значит, можно засчитать балл.

Кандидат педагогических наук, автор многочисленных учебников по химии профессор Олег Габриелян обсудил с педагогами актуальные проблемы школьного химического образования. В частности – катастрофическую нехватку учебных часов:

– Видимо, не все наши министры в школьные годы успевали по химии – как иначе объяснить, что именно химию у нас начинают изучать с восьмого класса?

Правда, школы сами решают, вводить ли химию в седьмом классе,  но это решение требует от самого предметника изрядных усилий. Олег Сергеевич предлагает «идти в обход»: он издал учебник по химии для седьмого класса, который был внесен в федеральный список. Есть учебник – есть возможность начать заниматься в седьмом классе. Остается только договориться с администрацией.

Обсуждение коснулось и таких нововведений, как объединение школ, несовершенная пятибалльная система оценивания, реформа методических центров:

– Раньше был один методист по химии в районе, но он знал в лицо каждого учителя химии и почти всех его «трудных» учеников. Тогда методология держалась на плаву. Теперь методологических служб много, а вот грамотных изданий по химическому эксперименту – раз-два и обчелся. Так химии недолго и вообще потерять статус экспериментального предмета.

На лекции издательства «Просвещение» о средствах реализации требований ФГОС к результатам обучения химии Алексей Журин презентовал свою новую работу – УМК «Сферы. Химия. 8–9 классы».

– Создавая учебные программы, многие руководствуются своими научными интересами. Кажется – мне интересно, значит, и детям будет интересно. А что если включить все второстепенные темы, хотя бы по чуть-чуть? А некоторые сведения, успевающие за три года набить у учащихся оскомину, наоборот, перенести сразу в 11 класс? Так мы избежим «эффекта надкусанного яблока» у школьников: я уже знаю все про хлор, в восьмом классе проходили…

Что нужно сделать сразу, так это обсудить «правила игры»: рассказать о научном методе, об относительности любых измерений, научить правильно читать формулу, дать представление о многообразии химических реакций.

– Мы должны за год пройти весь вековой путь развития науки, но так, чтобы не было слишком трудно.    

Бывает, что сама система не дает реализовать эту задачу:

– Недавно закончилось открытое интернет-обсуждение примерной программы по химии. Большинство педагогов проголосовали за перенос всей органической химии в десятый класс. Я и рад бы, но я в плену КИМов, – объясняет автор, - поэтому приходится оставлять несколько ознакомительных глав по органике в курсе восьмого класса. Иначе я подведу детей.

Доцент факультета психологии МГУ Наталья Дерябина провела семинар «Классы формул и формулы классов: от ЕГЭ до МГУ». Рассмотреть все параметры, по которым одна химическая формула отличается от другой, – беспроигрышный способ систематизировать свои знания. Формула может описывать одно вещество, несколько, или целый класс веществ; структуру или качественный состав. Формула отражает малейшее изменение вещества, любую реакцию. В общем, разберись с Ее Величеством Формулой – и предмет у тебя в кармане!

Чтобы бдительность слушателей не ослабевала, Наталья Евгеньевна предложила первоапрельский розыгрыш:

– В моей презентации будут время от времени выскакивать ошибки, а вы их ловите! – Правда, в конце семинара оказалось, что ошибок так и не было допущено.

– Ну и что же? Разве не обманщик тот, кто пообещал вас обмануть и не обманул? Зато вы внимательно следили за ходом мысли, – парировала Дерябина.

Эффектное окончание дня – выступление заведующего лабораторией химии Политехнического музея Дениса Жилина. Тема лекции: как сделать химию любимым предметом.

– Известно, что не все дети жалуют наш предмет. Думаю, все дело в том, что их восторженные ожидания не оправдываются: за пару лет мы доказываем им, что химия – наука не о веществах и превращениях, а о формулах. Выход очевидный: нужно идти от факта. Ошеломлять, увлекать, показать детям, что химия – та же компьютерная игра, только не нарисованная, а реальная, не «где-то там», а прямо здесь.

Недолго думая, Денис Михайлович расставил на столе пузырьки с химикатами и принялся, жонглируя ими, ловко проводить опыты. За его спиной на экране высвечивались непонятные слова и значки. Что учит качественнее: наглядный эксперимент или определение понятия? Почувствуйте разницу… 

Итак, готовя к ЕГЭ, решая задачи, рассматривая формулы, не пожалеем времени и реагентов на пару-тройку красивых наглядных опытов. Если дети и не идеально знают химию, то пусть хотя бы они ее любят так же, как мы.

Александра ЧКАНИКОВА


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Лекция

Современные проблемы школь­ного химического образования и пути их решения [2779]

ГАБРИЕЛЯН О.С., к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор УМК по химии для общеобразовательных школ

[Мероприятие 2]

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок. Создание сценариев учебных эпизодов и их применение на уроках химии [2780]

РЫБНИКОВА О.Е., заслуженный учитель РФ, почётный работник общего образования РФ, ГБОУ гимназия № 1257;
ГУРОВА А.В., почётный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Приоритетный национальный проект «Образование», учитель высшей категории, ГБОУ школа № 547

[Мероприятие 3]

Издательство «Легион»

Лекция

Формирование навыков решения расчетных задач по химии [2781]

ДОРОНЬКИН В.Н., к.хим.н., доцент РГУПС, автор пособий по химии издательства «Легион»

 6627%
 3514%
 14859%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Издательство «Дрофа»

Лекция

Естественно-научное образование в школе в свете ФГОС и его реализация в линиях УМК [2782]

ГАБРИЕЛЯН О.С., к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор УМК по химии для общеобразовательных школ

[Мероприятие 5]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Средства реализации требований ФГОС к результатам обучения химии» на примере УМК «Сферы». Химия. 8–9» [2783]

ЖУРИН А.А., д.п.н., автор УМК «Сферы» издательства «Просвещение»

[Мероприятие 8]

Семинар

Классы формул и формулы классов: от ЕГЭ до МГУ [2937]

ДЕРЯБИНА Н.Е., к.п.н., доцент факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова

 5523%
 219%
 16568%
13:45

15:00
[Мероприятие 6]

Семинар

Задачи на смеси в формате ЕГЭ [2784]

ТРИГУБЧАК И.В., к.п.н., учитель химии МБОУ «Сергиво-Посадская гимназия им. И.Б.Ольбин­ского», эксперт по проверке ЕГЭ

[Мероприятие 7]

НОЧУ «Институт новых технологий»

Семинар

Применение реального и компьютерного демонстрационного эксперимента при обучении химии [2785]

ПИРНАЗАРОВА А.В., методист, частное научно-образовательное учреждение «Институт новых технологий»

[Мероприятие 9]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Почему я люблю химию [3021]

ЖИЛИН Д.М., к.хим.н., зав. лабораторией химии Политехнического музея

 13860%
 6327%
 3113%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии