31 марта 2015 г.

Московский педагогический государственный университет

День учителя географии  Программа дня

Всего участников: 237

Репортаж


В.В. БАРАБАНОВ
Контрольно-измерительные материалы по оценке достижения требований новых ФГОС


Для меня этот день начался с ощущения дежавю. И, вероятно, не только для меня. Буквально вчера вечером Владимир Познер обсуждал экологические проблемы с директором российского представительства Всемирного фонда дикой природы Игорем Честиным, а сегодня утром экология снова в центре внимания. День географии открыло выступление представителя большой науки, академика РАН Николая Касимова, который рассказал об экологическом состоянии регионов и городов России. Николай Сергеевич осветил все основные проявления воздействия человека на окружающую среду: воздействие на атмосферу, водные источники, земельные и лесные ресурсы…

Свое выступление академик сопроводил слайдами с графикой, которые четко показали, как обстоят дела с определенным видом воздействия, например, с выбросами в атмосферу, в разных регионах и городах. Где у нас относительно «чистые» регионы, а где самые «грязные». Причем, все эти виды воздействия с помощью графики можно было отследить в динамике (как ситуация менялась на протяжении того или иного промежутка времени) и сделать определенные выводы. Скажем, если на основании исследований различных видов антропогенного воздействия составить своеобразный рейтинг регионов, мы увидим, что положение конкретного региона в таком рейтинге зависит не от «современной структуры антропогенного воздействия», а скорее «от унаследованной специализации хозяйства, устойчивости в кризис и включенности в мировой рынок».

В конце выступления Николай Касимов подчеркнул, что негативные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду нам известны (например, мы знаем, как техногенные источники влияют на геохимию дорожной пыли в городах, как идут процессы подщелачивания и засоления почв), но решать эти проблемы зачастую не достает возможностей: финансовых средств и времени.

В педагогике, заметим, существуют те же проблемы. Но в этот день речь, конечно же, шла не о них. Большинство событий дня было посвящено актуальным для всех учителей вопросам перехода на новые ФГОС.

Доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ Владимир Пятунин рассказал о способах формирования логических универсальных учебных действий, обратив особое внимание на типичные затруднения школьников в процессе усвоения причинно-следственных связей:

– Нередко ребята путают причину и следствие, в ходе обсуждения цепочек причинно-следственных связей «теряют» промежуточные «звенья», заменяют объяснение особенностей географических объектов простым перечислением их характеристик или тавтологией (то есть ребенок вместо объяснения какого-то явления снова называет это явление, только – другими словами). Например, вопрос стоит так: расскажите о влиянии климатических условий степной зоны на характер почвы, растительность и животный мир. Ученик отвечает: степи расположены там-то, климат достаточно сухой, растительность – трава, почва – чернозем, животное – суслик. С точки зрения фактов – безупречный ответ, но при этом ничего не объяснено…

Повышенный интерес к мастер-классу президента Межрегиональной ассоциации учителей географии России Александра Лобжанидзе (втреча с ним вылилась в очень живой, интерактивный диалог), как оказалось, тоже был связан с введением новых стандартов. Вот какие ответы я услышал, когда по окончании мастер-класса «Содержательные и функциональные особенности УМК ‹География. Сферы›» начал расспрашивать его наиболее активных участников о том, что ценного они вынесли для себя из этого мероприятия:

– В этом году мы в нашей школе (я приехала из Волгограда) как раз переходим на новые стандарты. Для меня стоял вопрос: какую линию и какого автора выбрать. Склонялась к линии Домогацких, а теперь решила, что буду работать по Лобжанидзе. Очень понравился комплекс! Масса форм работы, разнообразные, дифференцированные по степени сложности задания.

– Я и раньше слышала от коллег положительные отзывы о «Сферах», а здесь сама убедилась, что по УМК стоит работать. Очень понравился комплексный подход. Предмет освещается буквально со всех сторон: есть учебник, электронное пособие, атласы, карты, тренинговые варианты работы, у детей есть возможность для самопроверки, учитель может проверить знания по разным параметрам: тестовым, графическим…

– Самое ценное, что разработчикам удалось создать единую образовательную среду с 5 по 9 класс, которая связывает все учебно-методические комплексы в некую целостность в пределах одного предмета. Ребенок привыкает работать в одном ключе, у него не возникает страха, что ему встретится какое-то совершенно незнакомое задание, которое он не сможет понять.

Примечательно, что практически на каждой встрече в этот день разговор так или иначе касался использования на уроке электронных средств обучения. Было и отдельное выступление на эту тему. Возможности «Работы с интерактивными картами серии «Наглядная школа» на уроках географии» раскрыла главный редактор издательства «Экзамен-Медиа» Татьяна Карташева.

А с новыми разработками, которые в скором времени окажут влияние на преподавание географии, педагогов познакомил старший научный сотрудник центра разработки контрольно-измерительных материалов Федерального института педагогических измерений Вадим Барабанов. Он представил новые типы заданий, которые сейчас проходят апробацию в некоторых школах. В частности, это задания, которые развивают умения выявлять недостоверную, недостающую и дополняющую информацию. К примеру, такое задание: детям дается текст с описанием страны, под которое подходят несколько стран. Одновременно ребята получают дополнительную информацию. Требуется найти в этой информации фрагмент, дополняющий описательный текст таким образом, чтобы по нему можно было однозначно определить, о какой стране идет речь. Еще один тип новых заданий – задания, направленные на развитие умений работать с текстом. Новизна в том, что в задании надо не просто прочитать и пересказать текст, а осмыслить содержание прочитанного и аргументированно высказать свою точку зрения.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня
Выступает: Касимов Николай Сергеевич, д.геогр.н., академик РАН, первый вице-президент РГО.
Тема: Регионы и города России: интегральная оценка экологического состояния.

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с интерактивными картами серии «Наглядная школа» на уроках географии [2857]

КАРТАШЁВА Т.А., главный редактор издательства «Экзамен-Медиа»

[Мероприятие 2]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Логические универсальные учебные действия: способы формирования и оценка [2880]

ПЯТУНИН В.Б., к.п.н., доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Лекция

О проекте контрольно-изме­ри­тельных материалов по оценке достижения требований новых ФГОС [2881]

БАРАБАНОВ В.В., научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», старший научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии

 36 15%
 138 59%
 62 26%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Издательство «Дрофа»

Лекция

Классическая линия учебников географии: реализация требований ФГОС [2882]

БАРИНОВА И.И., д.п.н., профессор кафедры географического образования, инновационных и космических технологий МИОО

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

Мастер-класс

Содержательные и функциональные особенности УМК «География. Сферы» [2885]

ЛОБЖАНИДЗЕ А.А., профессор МПГУ, президент РАУГ

 146 68%
 69 32%
13:45

15:00
[Мероприятие 5]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях с УМК по географии «Полярная звезда» [2883]

НИКОЛИНА В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей педагогики НГПУ, проректор по соци­ально-образовательной деятельности и сетевому сотрудничеству НГПУ им. Козьмы Минина, член авторского коллектива УМК по географии «Полярная звезда»

[Мероприятие 6]

Издательство «Просвещение»

Мастер-класс

Использование компонентов УМК на уроке [2884]

ЛЕСОНЕН Т.А., учитель географии гимназии № 1516 г. Москвы

 102 47%
 116 53%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии